Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пить или не пить?

Статья «Пить или не пить?»
Русский народ не может жить без водки, русские пьют от века и никакой хмель их не берет! Это наша национальная традиция и мы будем свято защищать ее от любого посягательства! Русский должен пить – иначе он не русский, он все равно, что Русь святую предает!
Сколько раз мы слышали подобные слова и, чего греха таить, многие из нас сами повторяли их, оправдывая очередную поднимаемую рюмку… Да вот только – в самом ли деле это русская традиция, древняя ли? Неужели, в самом деле, наши предки все поголовно были горькими пьяницами и оставили это пристрастие и нам в завет? Давайте попробуем разобраться, так ли это. Такая ли уж это вековечно пьющая нация – русские?
Первые упоминания об алкоголе на нашей планете встречаются еще 8000 лет до н.э., когда люди еще не знали огня. И в этом нет ничего удивительного: под жарким тропическим солнцем в перезревших плодах происходили процессы брожения. Употребление таких плодов вызывало помутнение сознания, галлюцинации и иллюзию прилива сил.
Так у древних сложилось убеждение в сверхъестественном, божественном происхождении алкоголя. Его стали специально вырабатывать использовать в своих ритуалах жрецы и колдуны, утверждая, что таким образом «приобщаются к высшим силам». Постепенно алкоголь стал более доступным и его стали употреблять не только служители культа, но и простые люди.
Однако использовался он все-таки именно как ритуальный напиток во время религиозных обрядов и празднеств. Именно в таком предназначении (праздничном) и пришел алкоголь к нашим предкам – древним славянам. Славянские племена не знали крепких напитков, они употребляли слабоалкогольные пиво (от слова «пить»), сладкую фруктовую брагу из березового сока и сбродивший мед. Но если мы обратимся к «домосковской» истории Руси, то там мы не увидим даже намека на повальное «русское пьянство». Не увидим именно потому, что того самого пресловутого русского пьянства попросту не существовало. Кстати, в европейских исторических хрониках того времени уже можно встретить упоминания о массовом пьянстве населения.
Если мысленно попытаться представить условия жизни наших далеких предков, то станет понятно, почему у них не было возможности беспробудно пить «горькую». Нужно было пахать и возделывать поля, отбивать набеги кочевников, участвовать в междоусобных войнах, восстанавливать разоренные села, успевая при этом растить еще и многочисленное потомство. До пития ли тут было? Да и продукты не всегда были в избытке – производства алкоголя было довольно затратным и позволить его себе могли лишь состоятельные люди.
Однако алкогольные напитки все-таки употребляли. Важно заметить, что в хмельных ритуалах русские принимали участие только в особых случаях. В дружинах, например, существовал обряд братания, когда по кругу пускался большой ковш с пивом или медом, из которого каждый отхлебывал по глотку. Отсюда пошло название того ковша – братина, а воинскую дружбу стали называть братством. Возможно, здесь же надо искать и корни дожившего до нашего времени «не пьешь с нами - значит не уважаешь»…
Но все-таки обряды, связанные с алкоголем, для России несвойственны. У нас никогда не существовало поклонения вину и виноделию, как, например, в европейских странах, где вино считалось напитком священным. Ему поклонялись в лице бога Диониса древние греки, а в лице Бахуса – римляне. В христианской традиции вину также отводится значительное место.
Русичи пили на пирах и тризнах. Пили мед и пиво, но при этом питие всегда сопровождалось обильной разнообразной трапезой, поэтому выпитое практически никак не отражалось на здоровье пирующих. Помните, в былинах: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»? А почему не попало? Потому что рот был занят едой да беседой.
Хмельное питие варили семьями, столько, сколько надо было для обихода или пира – и никогда лишнего: и дорого, и хлопотно, да и без пользы. Показательно, что древние славяне никогда не варили алкоголь на продажу – только для себя. В дохристианской Руси существовало удивительное единство народа с его государем – князем. Князя приглашали на народные пиры, а на княжеский пир приходил народ. На пирах устраивались игрища и состязания, так что предаваться одному только безудержному хмелю было недосуг. Хмельная чарка подавалась в качестве награды победителю игрищ (то есть была не обыденной, а чем-то вроде деликатеса, приза). Пить в будние дни считалось великим позором.
Широкие многодневные пиры устраивались по случаю праздников и приема гостей. Вероятно поэтому, у многих иностранцев сложилось ошибочное представление о славянах, как о постоянно пьющей и пирующей нации. Знаменитые слова русского князя Владимира Ярославовича облетели весь мир и создали о русских ошибочное, прочно устоявшееся за рубежом мнение: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти». На самом деле это был всего лишь вежливый повод для отказа послам мусульманского Востока, склонявшим князя к принятию ислама – ведь в исламе запрещено употребление алкоголя. (Кстати, первыми выделять спирт из пищевых продуктов научились именно арабы. Слово «алкоголь» означает «похищающий рассудок, одурманивающий»).
Особо следует сказать о выпивании на свадьбе. Поскольку алкоголь был праздничным напитком, то никакая свадьба, разумеется, без него не обходилась. Впрочем, как не обходится и сегодня. В приведенном в данной статье социологическом исследовании большой процент молодых людей убежденно сказали, что пить на свадьбе должны все. И лишь несколько человек предположили, что пить на свадьбе могут все, кроме молодоженов. А ведь как раз это и предписывала древняя славянская традиция! Пили на свадебном пиру именно гости, а молодым не разрешалось не только пить, но даже есть и разговаривать. Они должны были выполнять множество свадебных ритуалов, но этот у наших предков был самым нерушимым: ведь молодоженам предстояло таинство брака и принимать его надо было в духовной и телесной чистоте. Кроме того, наши предки очевидно уже тогда знали, что алкоголь негативно влияет на репродуктивную систему человека, а следовательно, и зачатие новой жизни должно происходить у трезвых и здоровых родителей – иначе не рождались бы на Руси богатыри былинные. Здесь же следует вспомнить, что женщинам вообще запрещалось употреблять алкоголь в любом виде – только квас и безалкогольные напитки.
Христианство не запрещало вина, но требовало соблюдения умеренности. В Ветхом и Новом Заветах не раз упоминается о соблюдении меры в вине, дабы не допускать в душу греховные страсти, которые оно высвобождает. [Второзаконие, Притчи, Исаия, Тимофею, Римлянам, Ефесянам, Ев. от Луки] Чрезмерное употребление вина осуждалось во все времена в любых человеческих сообществах. Предупреждения такого рода найдены археологами даже в раскопах древнего Египта! А на Руси дошли до нас с далеких времен многочисленные пословицы и поговорки, предупреждающие о вреде пьянства: «Много вина пить - беде быть», «Одна рюмка - на здоровье, другая - на веселье, третья - на вздор», «Работа денежку копит, хмель денежку топит», «Пить до дна - не видать добра».
Виноградный спирт (аква вита) на Русь стали привозить с ХIVвека. В ХV веке русские придумали добывать спирт из зерен ржи. Новый напиток пришелся по вкусу, но и тогда русские еще не превратились в нацию пьяниц. Домострой запрещал любые излишества в этом вопросе: «пей, да не упивайся», «пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства». Жене не дозволялось допускать до себя мужа, если он пришел домой пьяным, а следовало уложить его спать. Народ платил «бражную пошлину» и варил пиво, брагу и мед для домашнего употребления, либо в специальных питейных заведениях – корчмах, где алкоголь производился уже для продажи. Корчма была не просто питейным заведением. Это был прообраз современных отелей с их ресторанами, барами и гостиницей. В корчме можно было не только выпить, но и хорошо поесть, а также переночевать.
И лишь к концу ХVI века начинается печальная история того, что кое-кто сегодня именует «исконной русской традицией» - в летописях появляются первые упоминания о массовом пьянстве населения России. Царь Иван IV Грозный открыл поистине гениальный источник дохода для своей казны: он запретил крестьянам и мастеровым самим изготовлять традиционный слабый алкоголь, а повелел покупать крепкую водку в «царевых кабаках». По сути, государство стало монополистом в деле производства алкоголя. По царскому указу закрывались корчмы, где простой народ мог выпить и закусить. В кабаке же можно было только пить водку, но при этом запрещалось закусывать. В результате люди быстро пьянели и очень скоро впадали в алкогольную зависимость – становились горькими пьяницами, всем своим существом привязанными к кабаку. А пьяница только о том и думает, где бы раздобыть копейку-другую, чтобы снести ее кабатчику. С кабаков царская казна получала регулярный доход, причем при недоборах установленного оклада кабатчиков отправляли в долговую тюрьму и на публичную порку. Простой народ массово спивался. До сих пор слово «кабак» в нашем обиходе носит негативно-неприязненный оттенок, как место проявления самых низменных человеческих страстей.
В XVII веке народ настолько обеднел и задолжал кабакам, что кое-где стали вспыхивать «кабацкие бунты». Только после этого государство обратило внимание на проблему массового алкоголизма. Были изданы законы, ограничивающие выдачу спиртного «в одни руки», вдвое увеличена цена на водку, количество кабаков было сокращено и были введены дни (примерно половина года), когда употребление алкоголя запрещалось. Было запрещено продавать водку в любой день лицам духовного звания. Но такие меры резко сократили поступление средств в казну и потому об этих законах менее чем через десять лет уже никто и не вспоминал.
Следует заметить, что для более высокопоставленных слоев населения запрет на производство собственного алкоголя не действовал и поэтому среди русской знати не так сильно распространялся алкоголизм, как среди крестьян. С тех самых пор и культура русского народа стала развиваться по двум руслам: аристократической и «мужичьей».
При царе Петре Алексеевиче почин, положенный Иваном Грозным, еще более распространился и узаконился. Петру нужны были деньги на великие реформы и он взял их там, где брали все прежние цари: у своего народа. Он заставил страну перейти на совершенно новый темп жизни. Все делалось быстро и с размахом. Царь не только сам был большим любителем выпить, но приучал пить всю Россию – под предлогом приобщения к европейской культуре (а в Европе пили давно и немало!). Старинный слабый алкоголь бесповоротно был вытеснен водкой и коньяком. На законодательном уровне издавались указы, повелевающие выпивать чарку водки в день, мужикам обязательно посещать кабаки, а из кабаков мужиков не гнать, пока до нательного креста не пропьются. Кроме того, Петр стал насаждать питие водки и среди знати, вовлекая в это дело даже женщин.
Конечно, при таком государственном устройстве народ спивался все больше и больше. Все последующие правители, так или иначе, приложили руку к массовому спаиванию населения России и получению таким образом гарантированного дохода в казну. Не стало исключением и советское государство. Однако важным фактором, сдерживающим развитие массового алкоголизма в Советском Союзе, была пропаганда отрицательного отношения к пьянству. Попытка сделать трезвенниками население всей огромной страны, в общем-то, не была безуспешной. Люди либо не пили вовсе, либо пили умеренно в силу общественной морали, осуждающей алкоголизм. Заядлых алкоголиков отправляли на принудительное лечение и это часто давало положительные результаты. Монополизировав производство алкоголя, государство, тем не менее, свободно продавало его вплоть до 1985 года, когда в стране начал действовать антиалкогольный закон. Но этот закон вызвал озлобление и ожесточение среди простых людей, поскольку народ, приученный за почти четыре столетия к постоянному потреблению водки, счел его попранием своих исконных исторических прав. Антиалкогольный закон просуществовал до 1987 года, после чего был отменен в свете начавшейся перестройки.
Возобновились доходы от продажи алкоголя в государственную казну. Людей, как и четыреста лет назад, снова стали приучать пить. Сделала свое недоброе дело навязчивая реклама в беспокойные девяностые. Всего десяток лет потребовалось СМИ, чтобы вырастить поколение молодых людей, убежденных, что круто жить можно только в обнимку с бутылкой водки, банкой пива и пачкой табака. Сегодня у этого поколения подросли собственные дети, которые переняли родительское отношение к алкоголю – как к чему-то совершенно естественному и необходимому в жизни. Термин «культурное питие» этими людьми был подхвачен в собственное оправдание, чтобы хоть как-то сгладить общественное осуждение: мол, я пью, но знаю меру. Но меры-то часто как раз и не знают…
Герои самых популярных передач на телеэкранах красиво пьют из красивых бокалов, элегантно курят и формируют в юных душах положительный образ, неразрывно связанный с выпивкой и табаком. А редкие убеждения о вреде алкоголя тонут среди яркой рекламы. Как много мы видим прямых нарушений запрета рекламы алкоголя: водку или пиво в рекламных роликах называют обтекаемо «любимым напитком», «поводом для встречи с друзьями», «пенным и вкусным»! В людях, особенно в молодых и неискушенных, исподволь подогревается чувство необходимости пить, иногда даже против желания – иначе они не добьются определенного социального статуса.
В нашей стране была разрушена система массового спорта. Спорт сегодня стоит немалых денег и доступен далеко не всем, а только обеспеченным людям. А алкоголь и энергетические напитки - вот они, всегда рядом, всегда доступны.
Но нынешняя молодежь, оказывается, далеко не всегда выбирает алкоголь. Ширится движение за здоровый образ жизни. В социальных сетях появляются группы, объединяющие непьющих и некурящих людей. И это не может не радовать.
Однако, статистика показывает, что среди молодежи нет еще подавляющего негативного отношения к алкоголю. В социологическом исследовании, проведенном среди студентов Томского техникума информационных технологий, две трети опрошенных ребят полному отказу от алкоголя предпочли «культурное питие». Лишь треть ребят указала, что никогда не употребляет алкоголь. Остальные употребляют его изредка и даже регулярно. При этом пятая часть этих респондентов призналась, что не в силах добровольно отказаться от выпивки. Но эти же респонденты ответили (примерно 2:1), что не считают обязательным отмечать праздники при участии алкоголя – все, кроме свадьбы. Почти половина респондентов ответила, что пить на свадьбе должны все.
Что выберет наша молодежь завтра? Не предпочтет ли она «похищающие рассудок» напитки здоровью, спорту и образованию? Чтобы быть уверенными в ответе на этот вопрос, следует усилить убеждение молодежи в необходимости трезвения. Ведь только трезвый человек способен адекватно оценивать обстановку и принимать правильные решения. Трезвый человек способен намного ярче чувствовать и переживать события, а самое главное, запоминать эти чувства. Трезвый человек имеет более крепкое здоровье, чем пьющий, у него рождаются здоровые дети. И наконец, у трезвого человека открыты энергетические каналы для соединения со Вселенной, с Богом для собственного духовного совершенствования.
А что может быть убедительнее личного примера? Нужно, чтобы как можно больше взрослых людей сознательно выбирали полный отказ от алкоголя. Не говоря уже о собственной пользе, это явилось бы мощным толчком для возвращения в наше общество трезвости как социальной ценности – для подрастающих поколений. Ведь недаром говорится: «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Только когда большинство людей не будут не только пить сами, но и будут сознательно воспитывать неприятие алкоголя в своих детях – только тогда появится шанс изменить общественную мораль.
Ребенок должен научиться противостоять уговорам, что, мол, от пары рюмок ничего плохого не будет, что «красное вино даже полезно – врачи говорят», и самого живучего: «ты что, нас не уважаешь?!» Нужно научить его отличать истинное уважение от банального повода к пьянке, когда не важно где и с кем пить, а главное – наливать и выпивать. Если человек требует подтверждения уважения к себе таким способом – достоин ли он на самом деле уважения?
Автор этой статьи не употребляет алкоголь уже девятнадцать лет. И не считает это потерей в жизни. А вы – со мной?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Лучшие продукты для сердца Сценарий Новогоднего спортивного праздника в начальной школе «Зима Олимпийская – Олимпийский Дед Мор Устный журнал по теме «Здоровье» в начальной школе

Похожие статьи:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Внеклассное мероприятие 2 класс по теме: Чистота – залог здоровья

Методическая разработка игры для подростков 7-8 класс «Почему нельзя?»

Как повысить качества знаний студентов | План урока информатики для студентов колледжа. Разработка программного обеспечения по предмету «Управление проектами»
Опубликовано: 2851 день назад (2 февраля 2017)
Просмотров: 987
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Оксана Викторовна Кушнарева # 18 февраля 2017 в 14:45 0
Интересная статья. Узнала для себя много нового. Занимаюсь виноделием.Думаю, что употребление домашнего натурального вина в небольших количествах полезно для здоровья.