Статья "Творческие коммуникации – шаг к повышению качества знаний студентов"
Желание написать данную статью у меня появилось после посещения 17 марта 2016 года семинара «Творческая коммуникация как способ повышения качества обучения» в рамках Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Профессиональное образование XXI века: эффективное управление, андрагогика, мотивация к профессиональной самореализации». Семинар проходил в Томском гуманитарно-промышленном колледже. Руководил семинаром доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологических практик кафедры психологии личности факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета Валерий Иванович Кабрин. Семинар состоял из вступительной речи В.И. Кабрина, практической части по установлению контактов, а также ответов на вопросы участников.
Главной темой семинара было установление контактов: между знакомыми и незнакомыми, между руководителями и подчиненными, между преподавателями и студентами.
Любая коммуникация, в том числе и творческая, начинается со встречи. Встречи у нас случаются намеренно и непреднамеренно. Встреча – это не только вербальное общение. Встреча – это вызванные ею чувства.
Каждая встреча несет в себе светлый момент открытия. Неважно, встречаемся мы со знакомым или незнакомым нам человеком. Мы ждем от встречи открытия. Мы ждем новых впечатлений, мы открываемся навстречу контакту. Такая встреча – это всегда удивление, радость открытия – ведь благодаря этой встрече мы получили что-то новое, узнали что-то новое, чего не знали раньше – другими словами, мы изменились.
Если встреча для нас нежелательна, то мы всегда можем от нее уйти. В этом случае мы внутренне закрываемся и не идем на контакт. Мы тогда собеседнику задаем не волнующие нас вопросы и даем ничего не сообщающие ответы. В итоге от нас не уходит навстречу собеседнику никакой части нашего мировосприятия. Это встречи со знаком «минус», хотя и такие встречи тоже несут определенный опыт – в похожей ситуации мы будем готовы все это повторить.
Каждая встреча – это маленькое проникновение в новизну, возможность по-новому увидеть что-то уже давно знакомое. Но для этого мы должны на коммуникативном уроне открыться для встречи. Только тогда мы сможем получить от встречи что-то новое.
Конечно, это не глобальные мировые открытия, о которых расскажут в новостях или Интернете. Это наши собственные, никому, кроме нас, не видимые открытия, которые обогатят нас новым опытом, в том числе и опытом общения.
Встреча - всегда маленький коммуникативный стресс. Мы всегда рискуем при встрече – ведь мы не знаем заранее, откроется ли нам навстречу на таком же коммуникативном уровне наш партнер. В первый момент встречи мы не видим в нем точку опоры – мы только предполагаем ее. Если находим – то испытываем положительный стресс, открываемся навстречу. Не находим – получаем стресс отрицательный, испытываем коммуникационный дискомфорт.
Понятие стресса – это не обязательно плохо, это не обязательно депрессия, упадок. Вообще, в природе стресс – это реакция на новизну. Стресс, даже самый маленький, заставляет нас испытывать волнение, а волнение – это ресурс для выхода навстречу партнеру, выхода на контакт. За день мы испытываем сотни раз небольшие стрессы, заставляющие нас в большей или меньшей степени испытывать волнение и обогащающие нас новыми впечатлениями.
Контакт – это взаимный стресс, взаимная новизна и взаимные открытия. Постоянный процесс открытий становится творчеством. Но это происходит только в том случае, если личность не потеряла своего «я», своей уникальной индивидуальности. В противном случае при встрече не будет происходить творческого контакта, а будет подавление одного сознания другим.
Творческий процесс открытий при встрече можно подразделить на пять степеней интенсивности (степеней переживаний):
1. Катарсис. Легкий стресс, волнение, погружение в ситуацию, отметание прошлого опыта, готовность к очищению для новой встречи, для контакта. Движение души вверх. Цвет катарсиса – синий.
2. Импринтинг. Когда собеседник начинает вас рассматривать, он заворожен ожиданием. Он запечатлевает с своем сознании свое представление о вас. Цвет импринтинга – зеленый.
3. Экстаз. Впечатление переполняет, им хочется поделиться, хочется выразить, то что не удавалось выразить раньше. Цвет экстаза – красный.
4. Инсайт. Состояние просветления, состояние наивысшей степени открытия, удовлетворенности этим открытием. Цвет инсайта – желтый.
5. Уход. Это уход от коммуникативных векторов, уход от встречи. Собеседник не желает публиковать свою сущность и воспринимать окружающих. Цвет ухода – серый.
Применительно к образовательному процессу это можно использовать вот каким образом. Абитуриенты приходят после школы с некоторым набором «школярских рефлексов». Они привыкли, что их заставляют учиться, их пугают плохими оценками, временами они сталкиваются с унижениями. Часто у них слабая мотивация к обучению.
Они приходят в новое учебное заведение с любопытством: а как будет там? Так же как в школе или как-то по-новому? И что же происходит? Ребята проучившись месяц-полтора в профессиональном образовательном учреждении видят, что в сущности-то ничего и не изменилось! В новом учебном заведении все происходит почти так же, как было в школе. На них покрикивают, их заставляют зазубривать уроки, ругают за невыполненные задания, снижают оценки за нелояльность к преподавателю.
А на самом деле вот это самое их любопытство и надо использовать и создавать ребятам обстановку, мотивирующую к обучению. Когда ребенок с любопытством смотрит на учителя – он уже находится в состоянии катарсиса, он ждет встречи, он готов к контакту, готов воспринимать информацию. Задача учителя удержать его в этом состоянии и даже подвести его к следующему состоянию стресса - импринтингу, то есть ожиданию нового, чувству радостной встречи с этим новым, к чувству открытия.
Если ребенок проявляет любознательность – то надо ставить перед ним постепенно усложняющиеся задачи, побуждая азарт творчества. Если ребенок, наоборот, инертный – надо пробуждать в нем любопытство, привлекать к работе в парах, в группах, пробуждать в нем чувство ответственности. Задания следует делать нескольких уровней сложности. Самый легкий уровень – это оценка «три». Посложнее – «четыре». Совсем сложные – «пять». Оценка – это не сложность работы, а количество наработанного материала.
Нужно устраивать игры и состязания по предметам, провоцируя ребят одновременно на соперничество и сотрудничество. Следует всегда помнить, что уровень восприятия у всех ребят разный и нельзя требовать от всех одинакового по интенсивности стресса – а значит, и одинакового уровня усвоения знаний.
Самое важное – это личный пример. Если ребенок будет видеть, что преподаватель увлечен своим предметом и открыт для контакта - то он будет стремиться подражать ему, будет естественным образом вовлекаться в учебный процесс, будет задавать вопросы. Вопросы – это главный показатель интереса к учебе. Если студент не задает вопросов, то это почти всегда означает, что он предмет не усвоил и, скорее всего, не хочет усваивать. Мы обычно запоминаем не слова или мысли (свои или чужие), а те чувства, которые они в нас вызывают, то есть интенсивность вызванного ими стресса. Поэтому нужно делать так, чтобы студенты на уроках испытывали стресс не ниже катарсиса - то есть потребности выходить на контакт с учителем.
Преподаватель, начиная урок, сам должен испытывать состояние катарсиса, ожидания встречи. Он должен быть открыт для встречи со студентами, должен быть готов к контакту. Только в этом случае контакт состоится и ученики тоже откроются навстречу учителю и будут готовы воспринимать исходящую от него информацию. Если же учитель будет закрыт для встречи, он будет загружен своими личными мыслями и переживаниями, то и студенты настроятся на ту волну и останутся закрытыми, уйдут от встречи. Контакт не состоится и студенты снова пойдут зубрить материал, чтобы забыть его сразу же после ответа учителю.
Для качественного усвоения студентами новых знаний совершенно необходимо использовать свойственную молодым людям естественную любознательность и выстраивать творческие коммуникации между преподавателями и студентами. Эти моменты взаимных открытий способны в значительной степени повысить мотивацию к обучению у большинства обучающихся.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Как научиться мыслить конкретно и образно
Личностные качества современного педагога