Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Читательская конференция в школе

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "С книжных страниц на большой экран"
(интерпретация литературного произведения средствами кинематографа, соответствие замысла режиссера замыслу автора)
1 выступающий: Добрый день, мы рады приветствовать всех собравшихся на читательской конференции «С книжных страниц – на большой экран»
2 выступающий: Кинематографисты всего мира то и дело переносят на экран литературные произведения. Вот и сейчас британская экранизация романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» покоряет современного зрителя.
1 выступающий: Русской классикой интересуются как зарубежные, так и отечественные кинематографисты
Давайте посмотрим, кого чаще всего перечитывают режиссеры (на экране идет список авторов)

1.Уильям Шекспир 870 экранизаций
2.Чехов Антон Павлович 414 экранизаций
3.Чарльз Диккенс 299 экранизаций
4.Александр Дюма (отец) 216 экранизаций
5.Артур Конан Дойл 210 экранизаций
6.Роберт Льюис Стивенсон 206 экранизаций
7.Ганс Христиан Андерсен 202 экранизации
8. Пушкин Александр Сергеевич 129 экранизаций
9. Достоевский Федор Михайлович 67 экранизаций
10. ??????????? 65 экранизаций(4 анимационных)

2 выступающий: «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным» так когда-то сказал один писатель 19 века
1 выступающий: Хотя именно он входит в десятку самых «экранизируемых» классиков.
65 экранизаций из них (4 анимационных)
2 выступающий: Самым первым вышедшим на экраны произведением стала «Майская ночь, или Утопленница» в 1907 году. Как ни странно, но большое количество (26 снятых фильмов) не сохранилось.
1 выступающий: А вот последний снятый фильм «Вий», вышедший на экраны в 2014 году стал самым кассовым российским фильмом года.
1 выступающий: Наверное, вы все уже догадались, что речь идет о….
Правильно, о Николае Васильевиче Гоголе
2 выступающий: Произведения Николая Васильевича Гоголя много раз переносились на экран: «Пропавшая грамота» мультипликационный фильм 1945 года
1 выступающий: «Ночь перед Рождеством» (1951 г). Полнометражный мультфильм по одноименной повести писателя
2 выступающий: Фильмы: «Мертвые души», «Шинель», «Вий», «Инкогнито из Петербурга», «Тарас Бульба» и другие
1 выступающий: Сегодня нам хотелось бы остановиться на одной из экранизаций, которую современные школьники считают особенно удачной. Фильм «Тарас Бульба» режиссёра Владимира Бортко по одноименной повести Гоголя.
Мы провели анкетирование, которое показало, что большинство учащихся 9-11 классов и читали именно это произведение, и смотрели фильм, снятый в 2009 году. Школьники хорошо помнят сюжет, имена героев. А главное, что выпускники в экзаменационных сочинениях часто приводят аргументы именно из этой повести.
2 выступающий: Да и возникает проблема следующего характера: аргументируя свой ответ, учащиеся чаще берут пример, опираясь не на литературное произведение, а ссылаясь на кинофильм.
1 выступающий: Но ведь необходимо различать интерпретацию художественного произведения – фильм и литературное произведение. Что же такое экранизация? Энциклопедический словарь формулирует ответ довольно ясно: «интерпретация средствами кинопроизведений другого вида искусства (прозы, драматургии, поэзии, песен, оперных и балетных либретто» То есть, главное в экранизации - передать заложенное в первоисточнике, используя киноязык, киносредства (которые существенно отличаются от литературных). И потому естественно, что любую экранизацию мы, зрители, оцениваем в первую очередь по тому, насколько она не дотянула до уровня первоисточника или превзошла его (такое тоже бывает).
2 выступающий: Многие классические произведения литературы превращаются в фильмы. И это тревожит многих. Одни из них считают, что зрители впервые знакомятся с литературой в кино, чтобы затем прочесть книгу, заинтересовавшись миром героев на экране. Другие, наоборот, полагают, что кино снижает уровень культуры, так как некоторые зрители, посмотрев фильм, уже никогда не обратятся к книге.
1 выступающий: Споров вокруг данного вопроса немало. Мы же сегодня попытаемся проследить отражение гоголевского замысла в экранизации фильма «Тарас Бульба» в постановке В.Бортко

2 выступающий: Несмотря на то, что многие литературоведы , учителя считают , что эту повесть нужно исключить из школьной программы, т.к. это произведение жестокое , много насилия, но после просмотра фильма хочется прочитать снова и сопоставить с первоисточником.

1 выступающий: Середина XVI века. Великое Польское королевство вступило в золотую пору расцвета своего могущества. Огнем и мечом польское дворянство покоряет украинскую землю, повсюду насаждая свои порядки.
2 выступающий: Было у старого казака Бульбы два сына, гордость отца и запорожского казачества - младший Андрий и старший Остап. В боях под стенами Дубны не было их лучше. Но один предпочел выбрать себе другую судьбу - отречься от отца, брата и Родины ради прекрасной польской панночки. Другой остался добрым казаком, но был схвачен поляками и публично казнен. Не осталось больше сыновей у старого Тараса. Осталось только одно желание - отомстить.
Расхождения фильма с первоисточником: (читают по очереди)
• В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Николая Гоголя она нигде по имени не называется и везде зовется просто «панночкой». В повести Н. В. Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет беременности и ребёнка.
• В повести Н. В. Гоголя не упоминается гибель жены Тараса и сожжение его дома.
• В повести Н. В. Гоголя часто встречаются высказывания из уст казаков, в том числе самого Тараса: «Ты Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана» и т. п. В фильме все они сглажены из соображений «политкорректности».
• В повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети намного младше своих киногероев.
• В книге нет эпизода где казаки пишут письмо султану.
• В книге нет эпизода рождения Андрия.
• В повести нет подробного описания пыток, которым были подвергнуты пленные казаки во главе с Остапом. Н.В.Гоголь лишь пишет: "Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества".

1 выступающий:
Идея произведения Н.В.Гоголя
В центре - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Все, что творили запорожцы, — они делали ради веры, товарищества и Отчизны.
Вера в Россию, по Гоголю — это и есть вера в Бога.
Автору «Тараса Бульбы» чужды все, кто не разделяет его веры в Россию. У него русское — это не просто особенное, но самое лучшее: «Нет, братцы, так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!»
2 выступающий:
Идея фильма В.Бортко Одна из причин, которая заставила его обратиться к "Тарасу Бульбе", это высказывание писателя по этому поводу. "Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. <...> Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог…». Эту сцену режиссёр ставит в самом начале фильма (просмотр эпизода)
1 выступающий: Мы считаем, что режиссёр В.Бортко полностью отразил идею произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Жанровая структура кинофильма соответствует поэтике произведения
«Тарас Бульба» (2009 год) – исторический художественный фильм
2 выступающий: средства раскрытия образов и характеров персонажей в кинофильме и книге -это диалог, внутренний монолог
Образ «панночки» показан в повести индивидуально?
- Это образ или просто персонаж для сюжета? Она тоже образ врага или нет?
(Просмотр отрывка из фильма – Диалог панночки и Андрия о родине)

Панночка не является отрицательным героем - любовь не может быть отрицательной. Образ панночки несет идею права человека на личную жизнь вне политики, кроме любви к родине у человека может быть и другое очень сильное чувство – любовь к женщине
-Но дает ли эта любовь право на предательство?
1 выступающий: Предателя Бортко подобрал для своего фильма «слишком очаровательного». Зрители, особенно зрительницы готовы оправдать поступок Андрия.
Вот, что на этот счет в своем интервью говорит сам актёр Игорь Петренко:
«В гоголевской трактовке мой Андрий – мелкая душонка, предатель, призванный подчеркнуть исключительный патриотизм. Я снова и снова перечитал книгу, пытаясь разгадать его сущность. Уверяю вас, он н не мерзавец и трус. Он отдается во власть несокрушимого чувства. В этом его сила и слабость. Другой бы столь безоглядно не влюбился. А и влюбившись, испугался бы мнения товарищей, отца. Предал бы любовь»

Действительно, свое особое мнение копится от прочтения книги до просмотра фильма . Порой начинаешь размышлять, а как бы сделал ты? Формируется позиция: к чему стремишься?

2 выступающий:
И всё же и фильм и книга о "патриотизме», «вере», «товариществе», что в наше современное время , увы, стало неактуальным. Тем и обидно за наше нынешнее существование: мы то и дело сетуем, мол, забыты корни, история, и хочется иногда гордиться своей страной, а именно книга и кино должны пробуждать в нас эти понятия.
В фильме они настоящие, нет в них ни надуманности, ни глупости.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ ( просмотр саундтрека)

Рекомендуем посмотреть:

Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина Сценарий литературной радиопередачи для школьников

Похожие статьи:

Сценарий литературной композиции для школьников. Творчество Некрасова

Литературная игра для школьников 6 - 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Опубликовано: 2018 дней назад (30 января 2017)
Просмотров: 1436
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!