Заседание клуба любителей прекрасного "Наталья Гончарова в судьбе Александра Пушкина"
Цель:
- акцентировать внимание на представлении главной героини повести Агнии Кузнецовой «Моя мадонна» Натальи Николаевны Гончаровой, которую любил Пушкин, видел в ней «чистейший прелести чистейший образец», «милое, чистое, доброе создание»;
- развивать эмоциональную чувствительность и эстетический вкус.
Ход занятия
Празднично оформленный зал, украшенный старинными подсвечниками.
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Книжная выставка «Моя мадонна».
1-й ведущий: (читает стихотворение И.Северянина «Пушкин»)
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
2-й ведущий:
Пушкин… Это и жизнь, и слезы, и любовь. Это целый мир, прекрасный и неповторимый, богатства которого неисчерпаемы.
Сегодня мы хотим открыть для вас несколько сокровенных уголков души великого поэта.
1-й ведущий:
Вот уже более двухсот лет мы, по словам А.Ахматовой, «лелеем еле слышный шелест шагов поэта», всматриваясь в современные нам дома и улицы, пытаемся представить себе, как все выглядело тогда, в далеком ХІХ веке.
Ведущие зажигают свечи в старинных подсвечниках.
2-й ведущий:
Вот уже много десятилетий продолжают оставаться актуальными слова самого Пушкина:
Сбирайтесь иногда читать
Мой свиток верный
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь… И, может быть, утешен буду я…
1-й ведущий: (читает стихотворение Т.Кузовлевой)
Вчитаемся в его стихи
И письма перечтем, - и все же
Нас тайна пушкинской строки,
Как в детстве, дразнит и тревожит.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно,
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
2-й ведущий: (на фоне музыки)
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным появленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…
1-й ведущий:
(на фоне мелодии «Лето» А.Вивальди из цикла «Времена года»)
Как пленительны были музы в лице очаровательных женщин, современниц Пушкина. Их образы неразрывно связаны в нашем сознании с вдохновенными строками поэта, с глубокой искренностью, рассказавшего о любви, возвышающей человека, о «мощной власти красоты».
2-й ведущий: (на фоне музыки)
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних,
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал:
Примите ж вы мой труд игривый!
1-й ведущий:
Давайте всмотримся в лица «цариц его души», и, может быть, по-новому зазвучат давно знакомые нам стихотворения, передающие нежность и страсть Пушкина, его жажду любви и преклонение перед красотой.
2-й ведущий:
«Пушкин был неровен в обращении: то шумно весел, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен». Вообще же надо сказать, он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. В женщинах его очаровывало остроумие, блеск и внешняя красота.
1-й ведущий:
(демонстрирует портрет Натальи Гончаровой)
Зимой 1828 года на балу у знаменитого танцмейстера Иогеля Пушкин увидел 16-летнюю Наталью Гончарову, милую, прелестную, нежную Натали.
2-й ведущий:
«…В тот вечер он даже не собирался никуда выезжать, но вдруг к нему забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит:
-Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту!
Пушкин не успел ни слова сказать, как очутился в санях… А через некоторое время они подъехали к роскошному особняку. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег. А из особняка доносились звуки музыки… Никогда еще с таким грустным чувством Пушки не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило и волновало его душу. И вдруг какая-то сила заставила его обернуться… И он увидел ее – в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове… Натали сразу же поразила Пушкина своей царственной, гармоничной, одухотворенной красотой. И он шагнул навстречу судьбе».
1-й ведущий:
Очарованный поэт писал: «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете… Я же сразу поддался необыкновенному обаянию ее ни с чем не сравнимой прелести. Я полюбил ее, голова моя закружилась… и настало время любви».
2-й ведущий:
(на фоне музыки П.И.Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»)
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты…
1-й ведущий:
«Очарован, околдован и совсем огончарован»,
- говорила сестра Пушкина.
3-й ведущий:
О Натали, он знал –
Над ним судьба не властна.
И не твоя вина,
Что ты была прекрасна.
4-й ведущий:
Перед ее удивительной красотой с изумлением и радостью застывали люди, как перед совершенным произведением искусства.
3-й ведущий:
«Ростом высокая, с баснословно тонкой талией, ее маленькая головка, как лилия на стебельке, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее. Это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных, меркли как-то при ее появлении».
…Она сразу же затмила всех петербургских красавиц. И как же хотелось многим из них отомстить ей за блестящую красоту. Чего только не шептали одна другой о жене Пушкина!
4-й ведущий:
Я не хочу, о други, умирать!
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Я ведаю: мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть, на мой зака печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной?
2-й ведущий:
Однако почему поэт писал: «И может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной?..» Может, это предчувствие своей будущей трагической судьбы?
1-й ведущий:
(на фоне музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)
«…Москва, вьюжный февраль 1831 года, церковь Большого Вознесения на Никитинской улице. Она в венчальном платье, с длинным шлейфом; прозрачная фата ниспадает с головы, украшенной белыми цветами, скользит по открытым плечам, падает на спину. Как она хороша, это чувствуется по восторженным взглядам родных и знакомых, собравшихся здесь. А Пушкин – тот ничего не замечал, кроме нее. Встретится с ее взглядом горящими глазами, и читает Наталья Николаевна в них счастье безграничное, любовь безудержную. И у Натальи Николаевны сердце замирает от счастья и какого-то неясного страха перед будущим. Она любит Пушкина. Она горда тем, что он – знаменитый русский поэт – выбрал ее подругой жизни. Они меняются кольцами. Кольцо Пушкина падает, катится по ковру. Он поспешно наклоняется поднять его, и свеча в левой руке гаснет… Наталья Николаевна видит, как смертельной бледностью покрывается его лицо…»
2-й ведущий:
Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
3-й ведущий:
«…18-летняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы, и глаза ее встретились с восторженными глазами мужа… Он стоял на коленях возле кровати.
-Моя мадонна! – шепотом сказал он, складывая руки как перед иконой. Робкие слезы выкатились у нее из глаз, она улыбнулась ему».
4-й ведущий:
И просто ли испить такую чашу –
Подругой гения вдруг стать
В осьмнадцать лет?
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы великосветски – «Натали»?
1-й ведущий:
«…Она не раз в первые дни медового месяца горько плакала от того, что Пушкин, наспех поцеловав ее, часто проводил время с утра до вечера в разговорах с друзьями. А как-то раз он всю ночь проспорил на литературные темы и, умоляя о прощении, честно сказал ей, что забыл о том, что женат».
2-й ведущий:
А потом Наталья Николаевна поняла, что муж ее совсем не такой, как другие. Приготовилась к своей трудной судьбе «быть женою такого поэта, как Пушкин». Сердцем поняла его большую любовь к себе, которая проявлялась не всегда так, как у других. Порой, ревнуя Пушкина к прошлому, Наталья Николаевна сердцем чувствовала, что она была его настоящей любовью. Об этом говорило все, начиная с его «Мадонны».
3-й ведущий:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
4-й ведущий:
«Мир Пушкина, которым он жил,- думала Наталья Николаевна,- был необычайно сложным. Мир его творчества – не доступный никому, кроме него, - огромный и прекрасный. Она – его Мадонна – несла в себе для него тоже целый мир. Мир семьи. Мир его друзей».
1-й ведущий:
И мир страстей его –
Все, что вокруг бунтует и тревожит…
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может».
2-й ведущий:
(на фоне музыки П.И.Чайковского «Май» из цикла «Времена года»)
«Я – женат – и счастлив, одно желание мое, чтобы ничто в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
1-й ведущий:
«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более твоего лица».
2-й ведущий:
«Будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна!»
1-й ведущий:
«Жена моя прелесть, и чем доле я с нею живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом».
3-й ведущий:
«…Долли Филькельмон, жена посла, не могла оторвать взгляд от Натальи Николаевны, хотя и понимала, что это выходит за рамки приличий. Но ее покоряло все прекрасное! А она, Пушкина, была прекрасна.
Идеальные черты лица, движения и походка – все было в ней прелестно. Такой гармонией прекрасного лба, изящного носа, нежных непорочных губ с чуть уловимым налетом терпеливой решительности Долли не видела в жизни, как и этого бездонного золота глаз, притененного длинными ресницами, этого чуть неточного взгляда, уводящего в загадочный сказочный мир. А горделивый взлет коричневых бровей с чуть заметным трагическим изломом навевал грусть, и Долли казалось, что это прекрасное создание, именуемое женщиной, не может быть счастливо. И Долли не ошиблась. Страшный суд мирской жестоко отомстил Наталье Николаевне за ее совершенную красоту и при жизни и после смерти ее, не пощадив ни Пушкина, ни его детей… Долли на своем веку перевидела немало светских красавиц: кокетливых, заносчивых, самовлюбленных, поведением своим и каждым движением подчеркивающих свою красоту. Но скромность и молчаливая простота Натальи Николаевны поразили ее. Она как бы терпеливо несла нелегкий крест красоты, терновый венец своей прелести».
4-й ведущий:
Родное имя Натали звучит загадочно и грустно.
Он с нею рядом и вдали весь полон трепетного чувства…
Он столько лет в нее влюблен, его любовь неповторима,
И в каждом звуке слышит он Ее божественное имя.
3-й ведущий:
«Наталья Николаевна стояла между Елизаветой Михайловной
(Хитрово) и Пушкиным. И ее ласковый взгляд, предназначенный хозяйке, загадочно скользил все мимо и мимо нее.
Они поднялись в гостиную. Ступая по лестнице и приглядываясь к гостье, Елизавета Михайловна пыталась найти хоть какие-то недостатки во внешности той, которая так безраздельно владела Пушкиным. Но их не было. Она тихо поднималась по лестнице и торжественно несла свою неземную красоту. Хотелось молитвенно сложить руки и глядеть, глядеть на это чудо, неизвестно как очутившееся на земле.
Даже если бы ничего, кроме божественной красоты, не было в этой женщине, она могла бы покорить поэта. Но Пушкин неоднократно говорил Елизавете Михайловне, что она умна. Со своей редкой красотой она беззащитна в страшном водовороте великосветского общества.
…И он вспомнил свою мадонну. Она частица его. Его счастье. В ней все то, что ему надо иметь возле себя: скромная, немногословная мудрость, покой, горячая привязанность к нему, к его детям, женственность, жертвенность во всем. Уверенность, глубокая убежденность, что он – Пушкин – гордость Русской земли.
4-й ведущий:
Он представил ее с малюткой Ташенькой на руках, умиротворенную, счастливую и прекрасную. И тут же в его воображении представилась она и в костюме амазонки: гнедой конь мчал отчаянную всадницу куда-то на край света. А вот она склонилась над шахматной доской, и морщинка раздумья легла меж сведенных бровей, а улыбка, мимолетно брошенная партнеру, говорила с торжеством и упрямством: «Все равно, как и обычно, обыграю я». И снова в воображении его Наташа, в строгом платье, с рукописью в руках, садится в карету. Серьезная, озабоченная, едет по делам «Современника», его дорогая помощница во всем».
1-й ведущий:
Нам каждый день ее был дорог
До той трагической черты,
До Черной речки, за которой
Настало время суеты.
2-й ведущий:
…И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает – здесь конец…
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
3-й ведущий: (читает стихотворение Э.Багрицкого)
Леса и снег. И скука путевая,
Возок уносится назад, назад…
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя, -
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
4-й ведущий:
«…Наталья Николаевна бросается в прихожую ноги ее не держат. Прислоняется к стене и сквозь пелену уходящего сознания видит, как камердинер Никита несет Пушкина в кабинет, прижимая к себе, как ребенка. А распахнутая, сползающая шуба волочится по полу.
-Будь спокойна. Ты ни в чем не виновна. Все будет хорошо, - одними губами говорит Пушкин и пытается улыбнуться».
3-й ведущий:
Да, он не позволил любимую тревожить Натали…
Под звездным сводом мирозданья
Твердил он как стихи свои:
«Она чистейшее созданье,
Чистейший образец любви!»
1-й ведущий:
Князь Вяземский писал: «Для Пушкина жаль, что он не был убит на месте, потому что мучения его невыразимы; но для чести его жены – это счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невиновности ее и любви, которую к ней Пушкин сохранил».
2-й ведущий:
И даже в тяжкий смертный час,
Назло сомненьям и обидам
Свою любовь в последний раз
Улыбкой вновь благословил он.
3-й ведущий:
Умирая, Пушкин сказал жене: «Отправляйся в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, только за порядочного человек». Таким порядочным человеком казался генерал Ланской…
Ведущие по очереди читают стихотворение Н.Доризо.
1-й ведущий:
Хоть звезд он с неба не хватал,
Да к тому ж не спорил с веком,
Он был хорошим человеком,
Служивый русский генерал.
2-й ведущий:
В день скромной свадьбы он, жених, -
Совсем не просто было это –
В приданое взял он четверых
Детей великого поэта.
3-й ведущий:
И было нелегко ему,
Чье имя предано забвенью,
Тревожно жить в своем дому
С бессмертной пушкинскою тенью.
4-й ведущий:
Не ревновал жену к тому,
С кем рядом встать он был не вправе,
К его стихам, к его уму,
К его святой народной славе.
1-й ведущий:
Он не был гением-творцом,
В стихах и бронзе не был славен…
В одном он Пушкину был равен –
Он стал его детей отцом.
2-й ведущий:
Растил их нежно генерал,
Любовь к усопшему внушая,
Как будто Пушкин, умирая,
Его им, детям, завещал.
3-й ведущий:
Он как бы был предсказан им
Вдове, рыдавшей безутешно:
«Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…»
4-й ведущий:
Любовь к детям духовно сблизила Наталью Николаевну с Ланским. Потому что главным для нее и в молодости, и в зрелые годы были дети, они были ее отрадой.
1-й ведущий:
И здесь мне хотелось прочитать несколько строк из книги Л.Гроссмана «Записки Д*Аршиак. До трагической дуэли Д*Аршиак был в приятельских отношениях с Пушкиным, бывал у него в доме. Увидев Натали в домашней обстановке, он был поражен не только ее красотой.
2-й ведущий:
(на фоне пьесы «Июнь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)
Вот как он пишет об этом: «Наталья Николаевна ласковыми и острожными движениями, как бы прикасаясь к хрупким и драгоценным предметам, приблизила к себе детей и нежными, заботливыми и словно окрыленными руками тихо гладила их шелковистые головки и румяные щечки… Баюкая ребенка, она, казалось, отплывала от нас в какой-то особый мир, недоступный для всех окружающих, где ее охватывала блаженная дремота высшего, ничем не омраченного счастья. В это мгновение, в своем простом летнем платьице, домашней прическе, без украшений и драгоценностей, она вызывала новое восхищение. Натали Пушкина была в своей подлинной стихии, она, казалось, достигла высшего проявления своего существа».
3-й ведущий:
Наталья Николаевна много читала и обладала литературным даром. Свидетельство тому – ее письма, дневники. Несомненно, она была женщиной, во всех отношениях достойной любви Пушкина, подарившей ему шесть счастливых лет.
4-й ведущий:
Сегодня прозвучали волнующие строки из книги Агнии Кузнецовой «Моя мадонна». Предлагаем вам перечитать входящие в нее повести «Под бурями судьбы жестокой…», «А душу твою люблю…» и восхитится Натали.
Агния Кузнецова смогла передать обаяние, природный ум, такт, благородство Натальи Николаевны, которая искренне полюбила Пушкина, завоевала его доверие. Счастье пришло к ним. Брат Натальи Николаевны, Дмитрий писал: «Я видел Ташу, я видел также Александра Сергеевича; между ними царствует большая дружба и согласие; Таша обожает своего мужа, который также ее любит; дай Бог, чтобы их блаженство и впредь не нарушалось».
1-й ведущий:
Писательница показывает, что значит для Пушкина Наталья Николаевна. «Друг мой,- цитирует она письмо поэта жене, - кроме тебя в жизни моей утешения нет, - и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело».
В контексте книги Агния Кузнецова рисует тонкое, чуткое бережное отношение Натальи Николаевны к Пушкину. Она была молода и прекрасна. За шесть семейных лет с Пушкиным – четверо детей, заботы матери и хозяйки дома, дела мужа. Она была личностью незаурядной, жила своим богатым душевным миром.
2-й ведущий:
Агния Кузнецова любит свою героиню, бережной рукой листает она страницы ее жизни. Писательница много трудилась в архивах, побывала в местах, осененных именем великого поэта. В подзаголовок не случайно вынесено – «Подлинные письма и факты». Именно они легли в основу произведения. Автор вспоминает своего прадеда Петра Кузнецова, который помог вылечить няню детей Пушкина, Наталья Николаевна подарила ему книгу «Учебник медицины». Его дневники протянули живую нить из прошлого. Не случайна и следующая часть подзаголовка – «Предположения. Раздумья».
Дорогие друзья, прочитайте эти книги! Это очень интересно.
Ведущие по очереди читают стихотворение В.Бершадского
(на фоне «Элегии» С.В.Рахманинова)
О Вас твердила, не смолкая, Великосветская вражда:
«Она холодная, пустая,
И добродетели чужда.
Виновен в гибели поэта
Не эмигрант и ловелас,
А та, что дуло пистолета
Не отвела в урочный час…»
Яд клеветы, как пуля, пущен.
Но Вас, не сдерживая пыл,
Любил не кто-нибудь, а Пушкин.
И, значит, счастлив с Вами был.
Под звездным небом мирозданья
Твердил он, как стихи свои:
Она – прелестное созданье,
Чистейший образец любви!
Порой над фразой этой краткой
Я наклоняюсь, не дыша…
И все же для меня загадкой
Была красавицы душа…
Но и тогда, по крайней мере,
Я в белокаменной Москве
Певцу России больше верил,
Чем легкомысленной молве
О нет, меня на белом свете
Клеветники не подвели!
Недавно прочитал в газете
Я Ваши письма, Натали.
Поверьте мне, я понял это,
Вникая в строки глубоко:
Женой великого поэта,
Наверно, быть не так легко.
Но как бы при дворе не лгали,
Подмешивая к яду месть,
Вы с гордостью оберегали
И славу Пушкина, и честь!
Себя Вы в петербургском свете
С таким достоинством вели,
Что я из нашего столетья
Благодарю Вас, Натали!
Литература:
1. Аненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М.:Современник, 1984.
2. Гессен А.Н.Набережная Мойки,12.- М.: Школьная библиотека, 1963.
3. Гоцуленко В.Н. Дорога к Пушкину, К.-1987.
4. Кузнецова А.А. Моя мадонна. М., Советский писатель, 1987.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, Л.: Наука, 197-1979.
6. Фридкин В.М. Пропавший дневник Пушкина. М., Знание, 1987.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков
Литературная гостиная для старшеклассников
Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса
Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв
Похожие статьи:
Мероприятие для старшеклассников «Творчество Ахматовой». Конспект
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Ахматовой