Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков

Игра для учащихся 11 класса "М.А. Булгаков: время и его герои"
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Краткое описание.
Игра посвящена творчеству М.Булгакова и может быть использована после изучения творчества писателя в 11 классе. Правила игры повторяют игру «Кто хочет стать миллионером».
Актуальность работы определяется тем, что перед учителями-словесниками возникают сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Вопросы игры взяты из методических пособий, учебников, критических статей. Перед созданием игры была поставлена задача:повторяя всем известные теоретические понятия, практические вопросы, вопросы, которые уже звучали во время изучения произведения, сделать игру яркой, неповторимой, полезной для выпускников, пробудить желание к дальнейшему изучению творчества М.Булгакова.

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о творчестве М.А. Булгакова, анализу романа «Мастер и Маргарита».
Задачи игры:
•оценить результаты усвоения темы учащимися: знание текста;
•развивать умение работать с текстом;
•воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств: умение доказать свою точку зрения;
•учить понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
•развивать познавательный интерес к изучению литературы;
•подготовить учащихся к письменной работе по теме.

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра

Слово учителя.
«Мастер и Маргарита» – бесспорно, лучшее произведение Булгакова. Это к тому же - итоговое его произведение по отношению ко всему, что он написал, как бы резюмирующее представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории и в нравственном мире человека… Г. Лесскис. Из статьи «Последний роман Булгакова».
Внимание, правила игры.
- Команды выбирают категорию и количество баллов за ответ.
- Если ответ дан полный, то жюри засчитывает данную сумму баллов команде.
- Время на подготовку ответа 40 секунд. По истечению времени часовой таймер остановится, зазвучит сигнал завершения обсуждения вопроса.
- Команда может давать ответ без подготовки.
- Ведущий игры или учитель задает вопросы.
- Если есть возможность, то ответы проецируются на экран, что исключает спорные моменты.
- Члены жюри фиксируют в табло количество полученных баллов командами. По окончании раунда оглашает результат.
- Если группы не смогли дать ответ, то болельщики могут принимать участие в игре, ответив на поставленный вопрос.
- Жюри фиксирует количество балов, данных болельщиками/зрителями.
- По окончании игры жюри оглашает результаты, подводит итоги, вручает грамоты и призы, благодарственные письма зрителям и болельщикам, которые принимали активное участие в ходе игры.
I РАУНД
КАТЕГОРИИ
литература ХХ века 100 200 300 400 500 600
М.А. Булгаков 100 200 300 400 500 600
Роман «Мастер и Маргарита» 100 200 300 400 500 600
крылатые выражения 100 200 300 400 500 600
магия чисел 100 200 300 400 500 600
Литература ХХ века
100 Сатира явилась мощным оружием в литературе 20-30-х годов. Найдите определение сатиры.
1. Один из видов комического, злая, едкая, издевательская насмешка.
2. Одним из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества. (2)
3. Один из видов комического, не отвергающий комического в жизни и утверждающий его как неизбежную и необходимую сторону бытия.

200 Как и Н.В. Гоголь М.А. Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственнной цели бытия. Какие произведения писателя утверждают, что отказ от нравственности может привести человека к концу света:
1. «Мастер и Маргарита»
2. «Собачье сердце»
3. «Белая гвардия».
4. «Зойкина квартира»
5. Все ответы верны. (5)

300 Идея М. Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:
1. «Белая гвардия»
2. «Жизнь господина де Мольера»
3. «Собачье сердце»
4. «Мастер и Маргарита» (4)

400 С начала 30-х годов универсальным методом советской литературы становится метод:
Варианты ответов
1. Критического реализма.
2. Романтизма.
3.Социалистического реализма. (3)
4.Просветительского реализма.

500Писатели, используя различный исторический материал и разные средства его художественного осмысления, нередко обращались к историческим героям с целью:
1. Показать стихийность и необузданность русского характера во все переломные моменты истории.
2. Продемонстрировать и доказать идею самоотверженного служения первому социалистическому государству, опираясь на понимание исторических процессов. (2)
3. Показать величие русского народа.

600 Какое утверждение лучше отражает понимание А. Толстым роли личности в истории:
1. «История на каждой странице показывает нам одно и то же, только под разными формами» (А. Шопенгауэр).
2. «Личность является функцией истории, она вырастает, как дерево, на плодородной почве… и начинает дышать событиями эпохи». (2)
3. «Единственным творцом истории является личность, ее создающая и двигающая» (Т. Карлейль).
Ответ
М.А. Булгаков
100 Кто был по профессии отец писателя?
Ответ. Профессор Киевской духовной академии.

200 Какое учебное заведение закончил писатель в 1916 году?
Ответ. Медицинский факультет Киевского университета.

300 Кому было адресовано это произведение: «Прошу… принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…?
Ответ.Советскому Правительству. 1930г.

400Кого М.А. Булгаков считал учителем в русской литературе и продолжил его традиции?
Ответ: М.Е. Салтыкова-Щедрина

500 Перечислите экранизированные произведения М.А. Булгакова.
Ответ.
«Иван Васильевич меняет профессию», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Роковые яйца».

600 Перечислите основных персонажей и их двойников в произведении «Мастер и Маргарита».
Образец слайда-ответа
Роман «Мастер и Маргарита»
100 В чем состоит тройственная структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Образец слайда-ответа


200. Какова история создания романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова?
Образец слайда-ответа

300. Назовите время и пространство, которое можно выделить в романе.
Ответ.
Реальное время: Москва 20-30 годы ХХ века
Библейское (мифологическое) Ершлаим – 1 год н.э.
Фантастическое. Перемещение во времени и пространстве (Воланд и его свита)

400. В чем уникальность композиции романа М.Булгакова?
Роман М. Булгакова – современность Булгакова, 30-е годы ХХ века.
Ответ.
Роман Мастера – Библейское время, 1 век н.э.
Современность – мифология-фантастика.
Принцип зеркального отражения: «роман в романе».
Система внутренних соответствий: события библейские соответствуют современным: географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий.
Система сюжетных двойников.
Образы – символы (пейзаж).

500. В чем уникальность системы персонажей романа М.Булгакова?
Ответ. Триада – диада – монада

600. Назовите признаки тоталитаризма в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Ответ.
1. Государственные органы управляют всеми сферами общественной жизни. Запрет на публикацию романа о Понтии Пилате.
2. Полный контроль над личностью: ограничение свободы мастера, помещение его в психиатрическую лечебницу.
3. Общество бесправно и лишено возможности оказывать воздействие и деятельность органов государственной власти.
Крылатые выражения
100 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение: «Никогда не разговаривайте с незнакомыми…»
Варианты ответов:
1. М. Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Понтий Пилат.
5. Фагот.
Ответ № 1. Название 1-й главы романа, следовательно, Булгакову.

200 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Трусость самый тяжелый порок»
Варианты ответов
1. Воланд. (1)
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Иешуа Га-Ноцри.
5. Маргарита.
Ответ №1. Воланд Мастеру, глава. 32.

300 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут »
1. М.Булгаков.
2. Воланд.
3. Мастер.
4. Варенуха.
5. Фагот.
Ответ №2. Совет Воланда Маргарите, глава 24.

400 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:«Нет документа, нет и человека»
Варианты ответов:
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев.
5. Азазелло.
Ответ №4. Так Коровьев ответил Маргарите, глава 24.

500 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Коровьев-Фагот.
5. Левий Матвей.
Ответ №5. Воланд задает этот вопрос Левию Матвею, глава 29.

600 Кому из героев романа принадлежит следующее выражение:
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
1. Воланд.
2. Понтий Пилат.
3. Мастер.
4. Левий Матвей.
5. Маргарита.
Ответ №4. Ответ Левия Матвея Воланду, глава 29.
Магия чисел
100 За сколько монет продал Иуда из Кариафа Иешуа Га-Ноцри.
Ответ. За 30 тетрадрахм, глава 26. Погребение.
Тетрадрахма – греческая серебряная монета достоинством в четыре драхмы. Согласно новозаветным преданиям, Иуда получил за предательство «тридцать сребреников»

200 Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме ___ и обязательно в квартире ___. Восстановите пробелы.
Ответ. В доме 13 и квартире 47. Глава 4. Погоня.
Образец слайда-ответа

300 В половине одиннадцатого часа того вечера, когда Берлиоз погиб на Патриарших, в Грибоедове наверху была освещена только одна комната, и в ней томились ____ литераторов, собравшихся на заседание и ожидавших Михаила Александровича. Сколько томилось литераторов. Можно ли провести параллели с этим числом, какие?
Ответ. 12 литераторов, глава 5. Было дело в Грибоедове.

400Сколько тысяч приберег буфетчик на черный день? Известна ли его дата смерти?
Ответ. 249 тысяч в пяти сберкассах. Умрет он через 9 месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в 4 палате. Глава 18. Неудачные визитеры.

500 Сколько лет Фриде кладут на ночной столик носовой платок.
Ответ. 30 лет, глава 18.

600 Назовите номер палаты в клинике профессора Стравинского, в которую доставляют всех поющих?
Ответ. Палата № 6. Параллели.
Вручается буклет для всех участников игры.

Жюри объявляет результаты.
Перерыв.
Все участники игры обмениваются мнениями, настраиваются на 2-й тур игры.
Титульный лист программы игры

Второй раунд игры можно посмотреть здесь /blogs/irina-aleksandrovna-podolskaja/igra-na-temu-m-a-bulgakov-vremja-i-ego-geroi-dlja-11-klasa-2-i-raund.html
Литература
1.Бадиков В.В. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха: Для 11 класса естественно-математического направления общеоразовательных школ с русским языком обучения/Авторы: Бадиков В.В., Сафронова Л.В., и другие-Алматы: Жазушы, 2007 – 416с.
2.Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий/ И. Белобровцева, С. Кульюс. – Книжный Клуб 36.6, 2007. – 496с.
3.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман/Вступ. Статья П.Николаева; Худож. Д.Бисти. – М.: Художеств. Литература, 1988. – 384с. (Классики и современники. Сов. Лит-ра)
4.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 200. – 592с. (Школа классики).
5.Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита М.А. Булгакова: жанровое своеобразие романа. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64с. – (По страницам литературной классики).
6.Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература ХХ в. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб: СМИО Пресс, 1999. -240с.
7.Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. – СПб.: Фирма «Глагол», 200. – 200с.

Рекомендуем посмотреть:

Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых | Интеллектуальная литературная игра для 11 класса. Булгаков
Опубликовано: 3787 дней назад (10 августа 2014)
Просмотров: 15376
+4
Голосов: 4
Мила Кузьмина # 10 августа 2014 в 11:08 +1
Уважаемая Ирина Александровна, спасибо вам за литературную игру.Удачно выбранная форма проведения игры дает возможность закрепить и расширить знания учащихся о творчестве М.А. Булгакова, анализу романа «Мастер и Маргарита». Тема игры "М.А. Булгаков: время и его герои" дает возможность порассуждать. Подготовительная работа учащихся( это знание текста!) позволит свободно и легко чувствовать себя в роли активного игрока,где каждый сможет доказать свою точку зрения.В вашей игре увидела воспитание любви к литературе, как учите старшеклассников определять место произведения в контексте эпохи, как развиваете ситуативно-образное мышление, как воспитываете чувство уважения к великому подвигу русских мастеров слова. "Колыбель личного успеха в жизни — это сохранение дружбы, доверия и уважения со стороны ближайшего вашего соседа" (М. Булгаков) Уверенна, что ваша игра - это ваш успех!Удачи вам! С уважением Мила
Ирина Александровна Подольская # 10 августа 2014 в 14:50 0
Уважаемая Мила! Большое спасибо за хороший отзыв. Всегда приятно, когда получаешь немного тепла и капельку света от коллег.
С уважением Ирина.
Елена Александровна Алексеева # 10 августа 2014 в 15:56 +1
Добрый день, Ирина Александровна. Спасибо за игру. Только, на мой взгляд, Ваша игра синтезирована с несколькими ("Кто хочет стать миллионером" и "Своя игра"). Вы не описали, как формируются команды и жюри. Это важно, так как от этого зависит успех мероприятия. Я бы в конце сделала подведение итогов, чтобы конспект имел завершённый вид. Творчество М.А. Булгакова ученики воспринимают по-разному, на мой взгляд, Ваша игра воспитает в них уважение и понимание его творчества. Благодарю за игру.
Ирина Александровна Подольская # 10 августа 2014 в 18:43 0
Добрый день, Елена Алексеевна. Спасибо за поставленные вопросы.
В одной из работ я писала, что подобная форма игры не моя "придумка", многие коллеги проводят уроки обобщения нетрадиционно.
Хочу ответить на вопросы. Было 2 команды. 7 членов команды из класса, где я работаю, и 7- студенты СГПИ, которые проходили практику в нашей школе, т.е. у меня. Это была 2-я практика студентов, поэтому ученики и студенты знали хорошо друг друга. Моя задача была так подготовить и команду и болельщиков, чтобы они достойно могли соревноваться с выпускниками института.
Перед образцом "программа игры" есть последний абзац:
"Жюри объявляет результаты. Перерыв. Все участники игры обмениваются мнениями, настраиваются на 2-й тур игры."
Я посчитала, что этого будет достаточно. Ведь творческий учитель сам решит, когда и как подвести итоги. И в самом начале данной работы было сказано, что "По окончании игры жюри оглашает результаты, подводит итоги, вручает грамоты и призы, благодарственные письма зрителям и участникам, которые принимали активное участие в ходе игры..
Жаль, что не прочла Ваш комментарий раньше, во 2-м раунде игры сделала бы комментарий развернутым и с самоанализом. А это был только 1-й раунд игры.
Учту Все Ваши замечания. С уважением ИА
Елена Александровна Алексеева # 11 августа 2014 в 21:40 +1
Ирина Александровна, спасибо за подробный ответ. У Вас получилась настоящая игра, проведено несколько раундов, думаю, было интересно и захватывающе. Последний абзац не заметила, привыкла, что подведение итогов должно быть отдельно прописано в конспекте (так учили).
Сидорова Зоя Григорьевна # 11 августа 2014 в 20:34 +1
Ирина Александровна!
Данная публикация заслуживает большого внимания не только педагогов русского языка и литературы. Аспекты, затронутые в конспекте очень широки. Понятно, что закрепление данного материала в форме урока-игры даёт возможность для более успешного усвоения материала. Разнообразные формы и методы работы позволяют заинтересовать детей, усвоить материал. Думаю, что получился полный, достойный конспект. Желаю дальнейших успехов!

Зоя.
Ирина Александровна Подольская # 12 августа 2014 в 16:11 0
Зоя Григорьевна. Спасибо,за комментарий. Рада, что Вам понравилась игра: вопросы, оформление. К игре готовилась год. Но не жалею этого времени. Это стоило того. Когда закончилась игра, ребята попросили показать весь фильм. На уроках мы смотрели только маленькие фрагменты. Я была удивлена их желанию. "Как вам еще хочется посмотреть фильм? У Вас есть вопросы?"... Вы правы, урок состоялся хороший. Когда получаешь такую отдачу от детей, видишь их подлинное желание чему-то научиться, хочется идти на работу. Спасибо. Вам желаю творческих успехов. С уважением ИА
гульмира кантаевна тлепова # 19 января 2015 в 08:54 0
Ирина Александровна, как вам удалось создать, придумать, воплотить такой замечательный замысел?! так легко и просто: играем, повторяем и обобщаем. кажется, что "так легко и просто", но какой чертовский труд за этим стоит!!!!!Снимаю шляпу и благодарю безмерно...