Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интеллектуальная литературная игра для 11 класса. Булгаков

Игра на тему «М.А. Булгаков: время и его герои» для 11 класса, 2-й тур
Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Первый раунд игры можно посмотреть здесь /blogs/irina-aleksandrovna-podolskaja/igra-na-temu-m-a-bulgakov-vremja-i-ego-geroi-dlja-11-klasa.html
II РАУНД
Краткое описание:
Данное внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса в виде игры «Как стать миллионером» на тему «М.А. Булгаков: время и его герои». 2-й раунд. Эту игру можно провести на уроке литературы, когда будет завершено изучение романа «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. Встречи с Булгаковым всегда интересны, и поэтому хотелось сделать игру не только яркой, но и дополняющей знания, полученные на уроках изучения произведения. На каждый вопрос дан ответ, указана глава, страницы текста, подтверждающие правильность ответа.
Данная работа будет полезна не только как игра, но и отдельные вопросы можно использовать во время изучения романа «Мастер и Маргарита».
Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о героях романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.
Задачи игры:
- оценить результаты усвоения темы учащимися;
- развивать умение работать с текстом, цитирование;
- воспитывать у учащихся умение работать в группе;
- развитие умения доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы.

Ход игры
Слово учителя.
Продолжаем второй раунд игры. Одна из лучших русских книг ХХ столетия – роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - ждала публикации почти тридцать лет, чтобы остаться в литературе навечно. Правила игры прежние.
2-й тур посвящен главным героям романа «Мастер и Маргарита».
Система образов булгаковского романа являет собой сочетание в пределах романной формы трагических героев и сатирических персонажей, пафоса возвышенного и смешного. Итак, перечислите, пожалуйста, главных героев романа М.Булгакова… Именно о них пойдет речь во время 2 раунда игры.
Выбирайте категорию.
Воланд 100 200 300 400 500 600
Понтий Пилат 100 200 300 400 500 600
Мастер 100 200 300 400 500 600
Маргарита 100 200 300 400 500 600
Иешуа Га-Ноцри 100 200 300 400 500 600
Свита Воланда 100 200 300 400 500 600
Воланд
100
Какая геометрическая фигура изображена на крышке портсигара Воланда и что она символизирует?
Ответ.
В христианской символике треугольник означает всевидящее око; кроме того, он, будучи распространенным символом, может означать Божественную Троицу.

200 Перечислите все «имена» Воланда.
Ответ.
Иностранец, немец, англичанин, француз, поляк, заграничный гусь, заграничный чудак, заграничный гость, престранный субъект,
шпион, эмигрант, неизвестный, сумасшедший немец, профессор, историк, специалист по черной магии, дух зла и повелитель теней, черт, Дьявол…

300 С какой целью Воланд посещает Москву? Для чего он проводит сеанс «черной магии»?
Ответ.
Скажи мне, любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? Город значительно изменился. Это я могу засвидетельствовать. Появились трамваи автомобили… Стоит гораздо более важный вопрос: изменились ли эти граждане внутренне? Гл.12. Черная магия и ее разоблачение; 136с.
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было …
ну легкомысленны… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их. Глава 12, 141с.

400 Каких литературных предшественников имеет Воланд?
Ответ. Мефистофель Гёте.

500 Можно ли считать Воланда олицетворением зла?
Ответ.
К роману дан эпиграф из «Фауста» Гете. Его можно было бы истолковать в том смысле, что Воланд наказывает порок, зло, тем самым в конечном счете способствует торжеству добра.
Воланд – земной администратор божественного правосудия, вроде судебного исполнителя.

600 Доказательством чего является образ Воланда в романе?
Ответ.
Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов.
Хотя Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, он не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных.
Понтий Пилат
100 Что больше всего в жизни ненавидел Понтий Пилат, какая болезнь разыгрывалась у него от этого и как она называется сейчас?
Ответ.
Больше всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, потому что от этого запаха разыгрывался приступ гемикрании, сейчас называемой мигрень.

200 Почему Понтия звали Пилатом?
Ответ.
Согласно легенде, Пилат получил свое имя от отца короля-звездочета Ата и дочери мельника красавицы Пилы.

300 Назовите полное имя Пилата.
Ответ. Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье.

400 Как Иешуа догадался, что Понтий Пилат хочет позвать собаку?
Ответ. Пилат водил рукой по воздуху.

500 Какое движение позволяет себе прокуратор во время допроса Иешуа и после объявления смертного приговора?
Ответ.
Ненавистный город… вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб, а руки потер, как бы обмывая их.
Глава 2. Понтий Пилат. 43 с.
- И тем не менее его зарежут сегодня, упрямо повторил Пилат, у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, - тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.
Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа; 328с.
- Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Глава 31. На Воробьевых горах. 403с.

600 Сколько лун ждет прокуратор встречи с Иешуа Га-Ноцри?
Ответ.
Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита. Глава 31. На Воробьевых горах. 404 с.
Маргарита
100 Вставьте эпитет, использованный Булгаковым, в следующем предложении: Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это…бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей.
Ответ.
Клочковатое, глава 19.

200 Вставьте эпитет, использованный Булгаковым, в следующем предложении: Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и ровными дугами легли над…глазами
Ответ.
Зазеленевшими, глава 20. Крем Азазелло.


300 Какая музыка сопровождает Маргариту, когда она покидает свой дом навсегда?
Ответ.
Вальс, глава 20. Крем Азазелло.


400 Почему прекратился дикий разгром, устроенный Маргаритой в доме Драмлита?
Ответ.
Из одной квартиры она увидела спящего ребенка, глава 21. Полет.


500 Какие внутренние и внешние изменения произошли в Маргарите, после того как она воспользовалась кремом?
Ответ.
Тело потеряло вес. Тело потеряло вес, она ощутила себя свободной, глава 20. Крем Азазелло.
«…легкий жирный крем сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес.
Втирания изменили ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной о всего.»

600 Что увидела на груди Воланда Маргарита при встрече?
Ответ. Вырезанного искусно из темного камня жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке. Глава 22. При свечах.
Мастер
100 Как выглядела шапочка Мастера?
Ответ.
Печальная черная шапочка с желтой буквой «М». Глава 13.

200 Что отвечает Воланду Левий Матвей на вопрос о мастере: «Что же вы не берете его себе, в свет?»
Ответ.
- Он не заслужил света, он заслужил покой,- печальным голосом проговорил Левий. Глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена.

300 Как заканчивается роман Мастера во сне Ивана Понырева?
Ответ.
От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться...
- Какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляюще,- ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? Эпилог.

400 По какой причине Мастер попал в психиатрическую клинику?
- Так из-за чего же вы попали сюда?
- Из-за Понтия Пилата, - хмуро глянув в пол, ответил Иван.
- Как?! – забыв осторожность, крикнул гость и сам себе зажал рот рукой. – Потрясающее совпадение! Глава 13.
…нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Глава 13. Явление героя.

500 С кем хотел попрощаться мастер, что он сказал при встрече?
Ответ.
- Я хочу попрощаться с городом, - прокричал мастер.
…он подивился тому, как быстро они оказались у цели, у того, с кем он хотел попрощаться, потому что больше не с кем было прощаться.
Мастер заговорил, присаживаясь на край Иванушкиной постели:
- Вы о нем продолжение напишите?
- Прощай, ученик, - чуть слышно сказал мастер и стал таять в водухе. Глава 30. Пора! Пора!

600 Воланд повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой! Какой фразой завершил свой роман мастер?
Ответ.
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
- Свободен! Свободен! Он ждет тебя! Глава 32. Прощение и вечный приют.
Иешуа Га-Ноцри

Какое погодное явление завершило казнь Иешуа?
Ответ.
Тьма закрыла Ершлаим. Ливень хлынул внезапно и застал кентурии на полдороге на холме. Глава 16. Казнь.

200 В чём (мысли, действия) просит сознаться Иешуа Понтий Пилат?
Ответ.
Сознайся, тихо по-гречески спросил Пилат, - ты великий врач?
- Нет, прокуратор, я не врач, - ответил арестант. Глва 2. Понтий Пилат.

300 Где Левий Матвей взял нож, которым собирался убить Иешуа?
Ответ.
В лавочке, где продавали хлеб.

400 Назовите имя и прозвище филосова, которого допрашивал Понтий Пилат. Что означает прозвище?
Ответ.


500 Понтий Пилат предлагает поклястся своей жизнью, что Иешуа говорит правду. Что на это ответил прокуратору арестованный?
Ответ.
-Так поклянись, что этого не было.
- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
- Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это. Глава 2. Понтий Пилат.

600 Что сказал Иешуа, умирая?
Ответ.
В числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. Эти слова Афраний передал Понтию Пилату после погребения Иешуа. Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа.
Свита Воланда
100 Чем закусывал кот, сидя на ювелирном пуфе?
Ответ.

Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой. Глава 7. Нехорошая квартира.

200 Как выглядел Коровьев, когда его впервые увидел Иван Бездонный?
Ответ.
Отставной втируша-регент сидел на том самом месте, где сидел еще недавно сам Иван Николаевич. Теперь регент нацепил себе на нос явно ненужное пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло. От этого клетчатый гражданин стал еще гаже, чем был тогда, когда указывал Берлиозу путь на рельсы.
Гл.4. Погоня; 61с.

300 В какую игру играл Воланд со своим шутом?
Ответ.
В шахматы. Я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее напечатать. Глава 22. При свечах.

400 Зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если у тебя нет… Чего не было у кота?
Ответ.
И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?
-Штаны коты не полагаются, мессир, - с большим достоинством отвечал кот. – Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? Глава 22. При свечах.

500 Кем был Коровьев-Фагот?
Ответ.
На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.

600 Узнай героя: «Дверь отворила девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове… на ногах были золотые туфельки»?
Ответ.
Гелла.

Игра завершена.
-Жюри подводит итоги.
-Вручение призов, благодарственных писем.
-Фотографирование.
-Рефлексия учащихся.
-Саморефлексия учителя.

Цитата в копилку. "Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"

Литература
1.Бадиков В.В. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха: Для 11 класса естественно-математического направления общеоразовательных школ с русским языком обучения/Авторы: Бадиков В.В., Сафронова Л.В., и другие-Алматы: Жазушы, 2007 – 416с.
2.Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий/ И. Белобровцева, С. Кульюс. – Книжный Клуб 36.6, 2007. – 496с.
3.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман/Вступ. Статья П.Николаева; Худож. Д.Бисти. – М.: Художеств. Литература, 1988. – 384с. (Классики и современники. Сов. Лит-ра)
4.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 200. – 592с. (Школа классики).
5.Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита М.А. Булгакова: жанровое своеобразие романа. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64с. – (По страницам литературной классики).
6.Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература ХХ в. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб: СМИО Пресс, 1999. -240с.
7.Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. – СПб.: Фирма «Глагол», 200. – 200с.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков | Факультативное занятие по литературе в 11 классе
Опубликовано: 3540 дней назад (10 августа 2014)
Просмотров: 6830
+5
Голосов: 5
Светлана Николаевна Матвеева # 11 августа 2014 в 16:42 0
Уважаемая Ирина Александровна! Спасибо за приглашение на игру « М.А. Булгаков: время и его герои».
Ваше внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса в виде игры «Как стать миллионером» на тему «М.А. Булгаков: время и его герои» очень увлекательно. Даже не верится, что такого "серьёзного" классика, как Булгаков, можно провести так занимательно и интересно. Положительным является и то, что на каждый вопрос у Вас дан ответ, указана глава, страницы текста, подтверждающие правильность ответа. Думаю, что проделанная Вами работа будет полезна не только как игра, но и как отдельные элементы, которые можно будет использовать во время изучения романа «Мастер и Маргарита». Вы умничка!!! В доступной, простой форме Вам удаётся способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о героях романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Здесь решаются следующие задачи: и оценка результатов усвоения темы учащимися и развитие умения работать с текстом, цитирование. Конечно же, это и воспитание у учащихся умения работать в группах, развитие умения доказать свою точку зрения (понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли. Вы отлично развиваете у своих учеников познавательный интерес к изучению литературы. Вашим ученикам повезло!!! Примите мой голос! +1!!!
Ирина Александровна Подольская # 11 августа 2014 в 17:51 0
Светлана Николаевна! Пока читала Ваш комментарий, сердце стучало от волнения: вдруг...вдруг... Большое спасибо за комментарий, он прекрасный. Всегда что-нибудь НЕДОпишу. Когда делаешь сам, кажется, все так просто и понятно.
Самое интересное/странное было то, что ученики не могли дать полных ответов на вопросы, которые звучали на уроках (построение, композиция), а которые звучали первый раз - отвечали сразу. Было одно затруднение при подготовке к урокам и игре: невозможно было найти для всех учеников произведение; читали и передавали другим (как в наше далекое детство!); к началу игры книги были у всех, но разные. Это было хорошо. Получилась своеобразная выставка романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Еще раз большое спасибо за комментарий, оценку. С уважением ИА
Сидорова Зоя Григорьевна # 11 августа 2014 в 20:42 0
Ирина Александровна! Конспект урока-игры на тему «М.А. Булгаков: время и его герои» раскрывает цель, поставленную Вами: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о героях романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. В процессе игры ученики развивают умение работать с текстом, работают группами, совместно обсуждая поставленные задачи, учатся отстаивать свою точку зрения. Конечно, такая игра намного интересней, чем повседневный урок, поэтому, мне кажется, ученики легко, играючи повторяют пройденный материал. Вы большая молодец, если так ответственно подходите к обучению и воспитанию учеников. Успехов Вам!
Зоя.
Ирина Александровна Подольская # 12 августа 2014 в 15:56 0
Зоя Григорьевна,спасибо, что нашли время ознакомиться с работой и оставить хороший комментарий. Вы, действительно, правы, что подобная форма урока позволяет и проверить знания учащихся, и дать возможность показать себя ученикам, которые не могут (в силу различных причин) проявить себя на уроке. Здесь все объединяются. Разговор происходит на равных. И чем дети становятся старше, тем больше им нравятся подобные формы уроков. С уважением ИА
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 12:21 0
Уважаемая Ирочка Александровна! Спасибо за приглашение! Материал замечательный и увлекательный. Выбранная Вами тема интересна ребятам, а соответственно развивает их знания в области литературы больше, чем предусмотрено программой. Успехов и удачи. Жду Вас у себя в блоге. Интересны Ваши комментарии по поводу моих работ. Голосую!
Ирина Александровна Подольская # 16 августа 2014 в 07:33 0
Ирина Николаевна, спасибо за комментарий. Да, тема сложная, но становится интересной и понятной, когда мы все делаем, готовим вместе с ребятами. С уважением ИА
Татьяна Вениаминовна Волкова # 18 августа 2014 в 21:13 0
Ирина Александровна! Закрепление изученного материала в виде урока-игры - креативный подход к решению методической проблемы. Замечательно подобран материал, который великолепно дополнен слайдами. Очень люблю Булгакова и его творчество, получила огромное удовольствие от вашего материала, когда отвечала на поставленные вопросы. Ребята должны хорошо знать материал, игровые моменты помогают сплотить коллектив, проверить знания всех учащихся. Каждый персонаж произведения полностью охарактеризован и никто не остался без внимания. Интересный, достойный внимания материал. Мой голос +1.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 08:11 +1
Большое спасибо, Татьяна Вениаминовна. Очень рада, что Вам понравился материал. Конечно, хочется еще и еще добавлять, перерабатывать материал. Однажды написав сценарий, невозможно сказать: "Навсегда". К М.А. Булгакову хочется возвращаться всегда. Спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Галина Алексеевна # 23 января 2018 в 21:42 0
Уважаемая Ирина Александровна, большое спасибо за прекрасную разработку занятия. Скажите, пожалуйста, можно ли воспользоваться Вашей работой на моём уроке? Если да, то позвольте открыть презентацию. С уважением, Мучиева Галина Алексеевна.