Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Факультативное занятие по литературе в 11 классе

Факультативное занятие в 11 классе на тему:
«Через призму романа. Стилистическое и синтаксическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита"
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Комментарий.
Вашему вниманию предлагается факультативное занятие по литературе для учащихся 11 класса на основе литературного материала, который изучается параллельно. Овладение изобразительно-выразительными возможностями художественного слова позволяет максимально соединить уроки русского языка и литературы, искусства и культуры речи. В условиях временного дефицита это всегда важно, а времени не хватает почти всегда при изучении большого, интересного произведения, которым и является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Оставив подготовленный теоретический материал за основу, заменив цитаты из романа М. Булгакова другими, Вы сможете легко и быстро подготовить подобный урок для своих учеников, сэкономив при этом время и дополнив другими примерами. Материал можно использовать на уроках литературы, факультативных и дополнительных занятиях по предмету, при подготовке учащихся к предметной олимпиаде.
Цель:
познакомить учащихся с художественными приемами, использованными в романе М.Булгаковым, помочь учащимся прочувствовать их, увидеть творческий почерк писателя, вызвать интерес к творчеству писателя.
Задачи:
- выявить авторскую позицию и способы ее выражения;
- обучить анализу прозаического произведения;
- раскрыть содержания логических и литературоведческих понятий;
- проследить, как в произведении сочетается юмор-сарказм-гротеск;
- прививать любовь и бережное отношение к звучащему слову.

Методические приемы:
чтение эпизодов, аналитическая беседа, контрольная работа.
Словарная работа:
афоризм, синекдоха, эллипсис, эпанафора, риторический вопрос (углубление понятий).
Оборудование:
- Книжная выставка. Портрет М.А. Булгакова, Н.М. Шанского, А.М. Пешковского.
- Роман Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита". – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 200. – 592с. – (Школа классики).
- Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974. – 509с.
- Словари-справочники (это ученическая тетрадь, которую каждый ученик ведет индивидуально).
- Таблица «Тропы и синтаксические фигуры».
- Крылатые выражения М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» - буклет.
- Карта отслеживания эффективности урока – для учащихся.
- Карта анализа урока для учителей, посетивших урок.
- Карточка домашнего задания.
Техническая поддержка:
- Мультимедийное оборудование, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
Тип урока. Урок получения новых знаний.

Структура урока:

I. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой на работу.
II. Повторение изученного в 5-6 классах.
Лексическая работа над высказываниями Н.М. Шанского, А.М. Пешковского.
III.Повторение и углубление ранее изученного теоретического материала.
а. Беседа. Подготовка к осознанному усвоения материала.
в. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.
IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
а. Работа в группах.
б. Проверочная контрольная работа.
V. Консультация о выполнении домашнего задания.
VI. Выводы и обобщения. Итоги урока.
Ход урока
I.Организационный момент. Целеполагание.
Психологический настрой на работу.
Слово учителя.
Здравствуйте. Ребята, образуйте в центре класса круг и возьмите друг друга за руки. Жизнь так быстротечна, что мы порой и не замечаем, как прошел день. А бывает, что день в школе длится так долго, что кажется, что ему нет конца. Но при этом мы забываем нашим друзьям, знакомым, одноклассникам сказать самые обыкновенные, но для всех очень важные слова. Я предлагаю, сжав тихонько ладонь правой руки, подарить частичку вашей доброты.
Пожмите руку соседа три раза. Ученики выполняют задание.
А теперь от всего сердца сожмите ладонь соседа с правой стороны три раза и отправьте ему хорошее настроение. Ученики выполняют задание.
Спасибо. Займите свои рабочие места. Мы начинаем наше занятие.
Это легко сделать. В центре ученического круга окажутся парты второго ряда, но они нам не помешают. Учитель встает вместе с детьми и замыкает круг.
II. Повторение изученного в 5-6 классах
Целесообразно начать урок с беседы, в ходе которой выявляется восприятие произведения, обобщаются основные литературоведческие знания, полученные в среднем звене.
Так как урок построен по схеме:
чтение отрывка из романа;вопросы&;знакомство/повторение/закрепление литературоведческого понятия;выводы, то отдельно выносить вопрос проверки домашнего задания нецелесообразно.

Беседа.
- Легко ли вам было читать роман?
- Какое настроение сопровождало вас при чтении? Какие чувства вызвали Мастер? Маргарита? Воланд и его свита?
- О чем это произведение?
- Цель нашего урока заключена в высказывании Н.М. Шанского.
Прочтите высказывание:
«…Правильно понять художественный текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Предложение отображено на интерактивной доске)
- Как вы понимаете это выражение?
- Объясните знаки препинания в данном предложении.

После беседы учитель проецирует на доску задачи урока. 1,2,3, чтобы учащиеся могли их осмыслить, ответить на вопросы или вникнуть и пояснить их смысл.
Задачи урока:
1.Выяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». А.М. Пешковский.
- Образные выражения – это…

2.Систематизировать знания и умения применения на практике четырех принципов русской орфографии:
морфологического – основного, ведущего,
фонетического,
традиционного – исторического,
дифференцирующего.
- Подберите синоним к слову «систематизировать».

3.Выяснить роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.
- Что в литературе понимается под словосочетанием «фигуры речи»? Для чего они служат в тексте?
Ответ.
Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи, условия выразительности текста.
Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
III. Повторение и углубление ранее изученного материала
Задание.
Заполните таблицу, вписав в таблицу ранее изученные синтаксические/стилистические фигуры.
Учащиеся заполняют таблицу.
Самопроверка.
Учитель демонстрирует слайд с ответами.
юмор каламбур повтор многосоюзие
сатира анафора удвоение умолчание
сарказм синекдоха градация риторические !?
гротеск эпифора эллипсис риторические обращения

- Есть ли в этой таблице понятия, которые вы не знаете?
Ответы учащихся.
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами, цитируя произведение М.А. Булгакова, изучим, повторим основные стилистические фигуры. Задумаемся над вопросом: "Какова роль выявленных нами художественных тропов в произведении?"
- Как вы считаете, почему именно сегодня наш урок посвящен изучению языка произведения Булгакова?
Ответы учащихся.
Выводы и обобщения.
Работа над новым материалом. Чтение и обсуждение.
Слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Балгаков начинал писать как сатирический. Объектом сатиры был не отдельный порок, а «жизнь как целое», порочный мир с коллективной виной. Этот мир представлялся ему символом общества, общественных взаимоотношений, где каждая личная интрига становилась социально-типичной, рассматривалась в историческом времени.
Формы сатирического, условного в романе унаследовали большую жанровую свободу от древней комедии и сатирической драмы. Сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина также нашли свое отражение на страницах романа писателя.
Задание.
Прочтите следующий отрывок и определите художественный прием, который использует автор.
Слайд-текст 1.

Работа по тексту.
- Как автор называет главного героя данного отрывка?
- С какой целью М.Булгаков так подробно описывает покупателя? Как называется в литературе этот прием?
Слайд-ответ 1.2; 1.3

- Обратите внимание на последнюю фразу. Какова роль вопросительных предложений в приведенном ниже отрывке?
- Как вы считаете, кому принадлежат слова «очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком»?
Выводы и обобщения.
Пояснение.
Если учащиеся не могут дать ответ, какой художественный прием автор использовал в данном отрывке, предлагаю воспользоваться «всевидящим оком», и перед текстом появится ответ-подсказка.
Чтобы получить развернутый ответ о данном приеме из энциклопедии, надо перейти по гиперссылке, активизировав специальный объект. Изучив/повторив вопрос, вызвавший затруднение у учащихся, вернуться к тексту, над которым работали, вновь активизировав приготовленный объект для этой цели. Все файлы созданы по одному принципу, что облегчает работу с ними во время урока.

Задание.
Прочтите следующий отрывок и определите, какой художественный прием использует писатель.
Слайд-текст 2.1

Работа по тексту.
- Как этот дом называется и почему?
- Какого он цвета? Чем он огорожен? Почему и с какой целью автор указывает нам эту деталь?
- Читая данный отрывок, вы, наверное, обратили внимание на некоторые слова, которые не соответствуют стилю изложению. Найдите и зачитайте их.
- Какой смысл вкладывает автор в эти слова?
- Как называется этот приём в литературе?

Слово учителя.
В романе выделяются фигуры нарушителей общественного порядка – это свита Воланда.
- Кто сопровождает Волонда? (ответы учащихся)
Правильно, но в отличие от своего духовного наставника, они обрисованы безжалостно сатирически. Например, фантастический Коровьев-Фагот выполняет «трудную» дьявольскую работу, вездесущ и деятелен. Облик его складывается в шутовской портрет глумящегося кота. Рассмотрим следующий эпизод.

Задание.
Прочтите следующий отрывок и определите, какой всем известный художественный прием использует писатель.
Слайд-текст 3.1

Работа по тексту.
- Кому принадлежит эта реплика? Где разворачиваются описанные события?
- Что же делает это «древнее и неприкосновенное животное»?
- Как М.А. Булгакову удается достичь такого комического эффекта?
Слайд-ответ 3.2

Выводы и обобщения.
Слово учителя.
Конечно, булгаковский трагизм в гротеске сродни гоголевскому и также, хотя и в меньшей степени, преодолевается смехом, призывом писателя, его глубокой верой в силу добра и любви.

Задание.
Прочтите следующий отрывок.
Слайд-текст 4.1

Работа по тексту.
- Что нас удивляет в этом эпизоде романа?
Этот прием называется синекдоха. Познакомимся со словарной статьей из литературоведческого словаря. Зафиксируйте кратко в рабочей тетраде ответ.
Слайд-ответ 4.2

- Как вы думаете, почему именно этот прием М.Булгаков выбрал для описания бюрократа?

Задание.
Познакомьтесь со следующей статьей.
Слайд-ответ 5.2

Работа по тексту. Прочтите текст.
Слайд-текст 5.1
- Читая данный отрывок, вам хочется плакать или смеяться? Какие эмоции вы испытали...?
- Какова роль эллипсиса в художественном тексте и в этом конкретном отрывке?
Выводы и обобщения.

Слово учителя.
В композиционной структуре романа выделяется важнейший жанровый признак – сатирические массовые сцены, в которых исчерпывающе раскрывается образ толпы, публики. Именно эти сцены образуют целостную картину современного общества, человечества и его ограниченных временем и безграничных потенциальных возможностей. Массовых сцен немного, но они выполняют важную роль в идейной и сюжетной композиции.
- Каков смысл массовых сцен в романе?
Посмотрим отрывок из художественного фильма. При просмотре видесюжета обратите внимание на последние слова Воланда.
Просмотр финальной сцены в Варьете – глава «Черная магия и ее разоблачение».
Если нет возможности просмотреть отрывок из художественного фильма, то можно прочитать отрывок и продолжить работать над художественными приемами данного текста.

Задание.
Слайд-текст 6.1
Работа по тексту.
- Когда мы слышим эти рассуждения и почему?
- Почему эти слова стали крылатыми?
- Обратите внимание на синтаксис, что необычного в этих двух сценах?
- Как вы думаете, почему в трёх предложениях Булгаков шесть раз ставит многоточие. С какой целью он это делает? Что позволяет выразить многоточие?
- Как бы вы назвали этот художественный прием?
Слайд-ответ 6.2

Выводы и обобщения.
Слово учителя.
Художественную концепцию «Мастера и Маргариты» невозможно представить без идеи прощения – конечной, завершающей авторской мысли о человеке в романе. Воланд не преминул оценить великодушие зрителей-москвичей, говоря: «… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…»

Задание.
Посмотрите следующий отрывок из произведения.
Смотрят видеоролик.
Для того чтобы была понятна беседа прикрепляю слайд,но на уроке желательно видео.
Слайд-текст 7.1

Работа по тексту.
- Как вы думаете, что дает право Коровьеву вести себя так? Какие предложения он использует в своей речи, почему и с какой целью?
- Какой художественный прием использует М.А. Булгаков для создания комического эффекта?
Слайд-ответ 7.2

Выводы и обобщения.
Беседа.
Слово учителя.
Когда вы читали роман, то, наверное, все обратили внимание на интересную повторяющуюся деталь, которая завершала или начинала главу. Кто процитирует или зачитает?
- Как вы считаете, что это? С какой целью на протяжении всего романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков повторял «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…»?
Слайд-текст. 8.1

- Как вы представляете себе «белый плащ с кровавым подбоем»?
- Какими синонимами можно заменить выражение "кровавым подбоем"?
- Вставьте в данное выражение ваши предложения. Запишите полученные варианты.
«в белом плаще с красным, малиновым, бардовым…подбоем».
- Сохранилась ли булгаковская идея при замене всего одного слова другим?
- Почему? Сформулируйте выводы.
- Возвращаясь к анализируемому отрывку, надо сказать, что такой прием называется стык или эпанафора.
Слайд-ответ 8.4

- Встречается ли в произведении еще подобный прием.
- Слайд-ответ 8.2

- Слайд-ответ 8.3

Слово учителя.
Булгаков не раз в романе прибегал к такого рода стыку повествовательных позиций. Одна и та же ключевая фраза завершала повествовательный отрезок и открывала следующий. На уровне субъекта текста именно таким образом состыкованы «ершлаимские главы» с «московскими».
Выводы и обобщения.

Слово учителя.
Подвести итог мне хочется словами автора пособия А.А. Гапоненкова «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова»: «Вместе с автором читатель «Мастер и Маргариты» восходит от низших душевных проявлений торжества над сатирическими персонажами – морального катарсиса сатиры, очищения от зла и желания большей нравственной справедливости – через сострадание к героям, страх за их и свою судьбу, восхищение ими – катарсиса трагедии – к самым высоким чувствам благоговения и любви, просветления и умиротворения».

IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
а. Работа в микрогруппах.
Для работы в микрогруппах учащимся вставать не нужно. Учащиеся, сидящие за первой партой, поворачиваются к ученикам, сидящим за второй партой; ученики за третьей партой к ученикам за четвертой партой, и так далее.
На этом этапе урока можно применить прием «Карусель». Все группы получают листы для выполнения задания, так легче вести контроль, насколько правильно оценила группа ответы других групп.
Образец листа записи группы:
Задание-инструктаж
А.
1. Образуйте микрогруппы.
2.Вспомните страницы романа «Мастер и Маргарита» и выпишите заповеди-цитаты, которые могли бы стать заповедью для любого из нас.
3.Время на обсуждение 4 минуты.
Б.
4.Передайте свои работы по часовой стрелке другой группе.
5.Познакомившись с записью, оцените: если вы не согласны, то рядом с выражением (с правой стороны) поставьте минус, если согласны, то плюс.
6.В свободную графу впишите тезис, которого нет.

- Итак, время.
- Подведите итоги выполнения задания, подсчитав плюсы и минусы.
- Вы согласны с результатами?
Выводы и обобщения.
б. Проверочная контрольная работа.
Каждый ученик получает контрольный лист работы, ему необходимо только вписать ответ.
Каждый вопрос представляет собой цитату из романа, в скобках указана глава цитируемой фразы. Для удобства проверки работы дан краткий вариант ответа.
Учащиеся группы С могут пользоваться учебниками, словарями, текстом.

Задание.
Определите, что обозначают в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова следующие выражения:
1. Чертили черные птицы (глава 1) – звукоподражание, повтор этих звуков ассоциируется со словом черт.
2. 12 литераторов (глава 5) – с этим числом связана в романе нечистая сила, а также 12 членов правления проецируются на библейское число апостолов Христа.
3. Квартирный вопрос (глава 12) – стала крылатой фразой.
4. Осетрину прислали второй свежести (глава 17) – сарказм.
5. Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит (глава 32) - парафраз сентенции из «Королевы Марго» Дюма.
6. Свободен! Свободен! Он ждет тебя! (глава 32) – риторическое восклицание, повтор, возможно, усиление.
7. Темно-фиолетовый рыцарь (глава 32) - интерпретируется исследователями как цвет траура, а возможно заимствован с полотен: Демон у Врубеля - «Шестикрылый серафим», которого Булгаков мог увидеть в 1934г. в музее.
8. Ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? – вероятно, перефразировка известного тезиса Рене Декарта(1596-1650) «мыслю, следовательно, существую».
9. Черные кони (глава 30) – символ смерти, ситуация «перехода» в потусторонний мир: нарушение потока земной жизни и прорыв в запредельное.
10. Черт знает, что такое, и черт, поверь мне, все устроит (гл. 30) – каламбур и бытовые метафоры.
11. Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! (глава 32)– риторические восклицания, абзац оборван на полуслове. Недоговоренность. Лирическое отступление прямо спроецировано на судьбу самого писателя.
12. Ноблесс оближ (глава 24) – крылатое выражение «положение обязывает» (фр.) комический эффект создается в результате написания, а следовательно и произношения в тексте романа.
13. Тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок (глава 23) – символ предательства («буфетчик вынул 30 рублей» - 18 глава, «тридцать тетрадрахм» - 26 глава).
14. Тревожные желтые цветы (глава 13) –символ сакральности и бессмертия в библейской традиции.
15. Сверхмолния вам… Я ведь молнии разношу (глава 10) – каламбур.

- Итак, сдайте, пожалуйста, ваши работы. Результаты контрольной работы будут подведены на следующем уроке.
Лучше работы собрать и проверить после уроков, так как это открытые вопросы, то их проверка на уроке может занять больше отведенного времени.
15-14 правильных ответов – оценка «5»
13-12 правильных ответов – оценка «4»
11-10 правильных ответов – оценка «3»
9-8 правильных ответов – желательно просмотреть конспекты уроков
V. Домашнее задание и инструктаж о его выполнении
Учитель или его помощники/дежурные по классу раздают учащимся класса, гостям урока «Карточки домашнего задания». Одновременно с карточкой ДЗ, учитель вручает карточки с индивидуальными заданиями.
Такая выдача домашнего задания экономит время урока, конкретна, и учитель всегда уверен, что ученики точно «записали» задания.

Ученики просматривают задания, вносят пометки по мере необходимости. Уточняют домашнее задание.
Повторите:
§1, 5 класс. Раздел «Лексика»;
§12, стр.73. Морфологический разбор имени существительного – записать в словарь–справочник.
Выучите:
стр.74, учебник 10 класса. Е – И в падежных окончаниях;
§36 – 43, учебник 6 класса. Имя существительное.
Сделайте письменно:
Упражнение № 129, страница 74 (по заданию).
Для учащихся группы А, В
Создайте:
постер с именами главных героев, узнайте историю создания или возникновения имени.
На заметку:
читая роман с карандашом в руках, выпишите интересные стилистические тропы, которые вас заинтересовали.
VI Выводы и обобщения
а. Цитата в копилку.
Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
Рей Дуглас Брэдбери (р.1920) – американский писатель-фаталист
Заключение.
б. Ученики формулируют вывод по уроку.
Система образов, и композиция, и художественные приемы, рассмотренные на уроках литературы, культуры речи, подчинены раскрытию идейного замысла, и как писал В.В. Набоков (1899-1977; русский и американский писатель): «Слова сами по себе незначительны, но оказавшись вместе, они оживают».
в. Рефлексия «Неоконченные предложения»
Ученики выбирают номер предложения, я активирую номер, и на экране появляется неоконченное предложение. Зачитывают предложение и сразу его продолжают, пытаясь оценить свой вклад, активность во время урока.
Задание. Выберите номер предложения. Зачитав начало предложения, продолжите основную мысль/идею предложения
1. Сегодня на уроке я…
2. Я никогда не думал, что изучать…
3. Я открыл для себя…
4. Меня сегодня удивил роман «Мастер и Маргарита» тем, что…
5. Мне понравился просмотр сюжета тем, что…
6. Роман Булгакова – это …
7. Саркастические произведения оказываются…
8. На уроке было трудно…
9. Я поняла, что…
10. На уроке я сегодня приобрел…
11. Для жизни, я думаю, сегодня получил…
12. Теперь я могу…
13. Я теперь смогу…
14. Работая в группе, я …
15. У меня появилось желание…

г. Рефлексия урока.
"Карта эффективности урока".

Для экономии времени карту можно раздать до начала урока.
Слово учителя.
- Заполните карту эффективности урока.
Учащиеся заполняют карту. Сдают учителю.
Учитель наблюдает, отвечает на вопросы.

- Всем спасибо за урок.
Перерыв. Свободный обмен мнениями.

Саморефлексия учителя.

Литература.
1. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий/ Белобровцева И., Кульюс С. – М.: Книжный Клуб 36.6,2007. – 496с.
2.Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли / Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 686, [2] c.
3.Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф., Бегалиева С.Б., Ишкинина К.И., Омарова Г.Е Русский язык. Часть I. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления/
– Алматы: Атамұра, 2006. – 248 с.
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – М.:Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 592с. – (Школа классики).
4.Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: жанровое своеобразие романа. – Саратов: «Лицей», 2001. – 64с. – (По страницам литературной классики).
5.Кожевникова В.М., Николаева П.А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752с.
6.Новинская Н.И. Орфоэпический словарь Русского языка / Авт.-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Интеллектуальная литературная игра для 11 класса. Булгаков | Игры со словами для школьников 5-9 классов
Опубликовано: 3515 дней назад (14 августа 2014)
Просмотров: 6943
+12
Голосов: 12
Ирина Николаевна Ступченко # 14 августа 2014 в 12:56 +3
Отличный урок! Вы - молодец! Насыщенный и полноценный урок. Вашим детям скучно не будет. Прекрасно сочетается с презентацией. Карта эффективности - это удачное завершение урока в старшей школе. Голосую!
Ирина Александровна Подольская # 15 августа 2014 в 06:56 +1
Ирина Николаевна, спасибо за комментарий. Карта эффективности, конечно, это сложный этап урока. Ведь всегда хочется, чтобы наши ученики давали развернутые ответы, а не односложные. И, проанализировав карту, всегда можно изменить методы, приемы, подходы следующих уроков. С уважением ИА
Татьяна Вениаминовна Волкова # 21 августа 2014 в 20:01 +4
Ирина Александровна! Какой насыщенный материал! Презентации к нему являются красочным дополнением и прекрасным оформлением занятия. Бесподобна словарная работа, вопросы к каждому моменту урока. На занятии вы учите ребят разговаривать, а не отвечать односложно, учите их мыслить, делать логические выводы. Своими заданиями вы активизируете мыслительную деятельность учащихся, развиваете их творческие способности и активность (а как же иначе, ведь перед нами 11 класс!). Работа в микрогруппах дает положительные результаты, дает возможность к саморазвитию и самовыражению. Примите мой голос +1.
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 08:04 +1
Большое спасибо, Татьяна Вениаминовна. Сколько положительных моментов вы подчеркнули в данной разработке. Очень приятно, что есть еще коллеги, которые могут так восторгаться как вы! Огромное спасибо. С уважением ИА
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 21 августа 2014 в 22:42 +2
Доброй ночи,Ирина Александровна! С удовольствием ознакомилась с конспектом шикарного занятия на тему: «Через призму романа. Стилистическое и синтаксическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита". Цель занятия достигнута, поставленные задачи решены, применены разнообразные формы работы. Насыщенный, подкреплённый научными терминами материал понятен и доступен. Интересна форма релаксации и "Карта эффективности урока". Спасибо за приглашение, и примите мой голос!С Вашего позволения, беру материал себе в закладочки, много полезной информации, хоть я и далека от литературы...
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 08:17 +2
Добрый день, Алёна Дмитриевна. Я очень рада, что Вы нашли время познакомиться с материалом, оставить такой замечательный комментарий. Наверное, надо было подождать немного и у нас был бы "ночной эфир"... Я очень рада, что вы берете материал в закладки, ведь это означает, что хоть строчка, хоть маленькая идея пойдет уже гулять по свету без меня. Все мы, наверное, пришли сюда, чтобы что-то отдать и чему-то научиться. Если понадобиться презентация - поделюсь. Зачем создавать, когда можно готовое приспособить под свой класс, тему и сэкономить на этом время. Большое спасибо еще раз за отзывчивое сердце. С уважением ИА
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 августа 2014 в 13:00 +3
Ирина Александровна, спасибо за приглашение. С удовольствием ознакомилась с конспектом занятия на тему: «Через призму романа. Стилистическое и синтаксическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита". Какой добротный насыщенный материал!Цель занятия достигнута, поставленные задачи решены, применены разнообразные формы работы. Примите мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 21:31 +2
Галина Евгеньевна, спасибо, что откликнулись на приглашение. Вдохновляет Ваша фраза "добротный и насыщенный". Это для меня высокая оценка. Спасибо большое. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ирина Николаевна Ступченко # 22 августа 2014 в 15:25 +2
Уважаемая, Ирочка Александровна! Скорее всего Булгаков - твой любимый писатель. Я его не понимаю. Но твоя работа заслуживает высокой оценки и балла. Прими мой голос. Удачи и успеха!
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 21:06 +3
Ирина Николаевна, я СОГЛАСНА!!! Я понимаю, что еще и разный профиль. Как-то уроки здесь тяжело пошли, что я перешла на легкий жанр. А если серьезно, то я, конечно, все понимаю. Сама перечитываю каждый раз, каждый раз открываешь все заново. Был хороший класс. Всего 17 учеников. Отличников, правда, не было. Но какие это были дети! Вот я и решила, пусть последний год в школе будет наполнен чем-то необычным. Разработала настоящее "погружение". Администрация пошла мне навстречу. Ведь по программе..., это больной вопрос для всех филологов... Столько эмоций, что до сих пор вижу уроки, лица детей.
А у меня еще в рукаве 4 урока. Возможно выставлю. Просто хотелось, чтобы все было в одном месте. Смысл бегать с одного сайта на другой. Да и если кто-то заинтересуется серьезно, то на поиски потратит меньше времени.
Спасибо за понимание, за оценку. С уважением ИА
Ольга Викторовна Паначева # 22 августа 2014 в 17:07 +3
Ирина Александровна! спасибо за приглашение. Я являюсь учителем начальных классов. поэтому мне будет сложно судить вашу работу. Выдержана структура занятия. Интересное необычное начало. Постановка в круг и взятие за руки настраивает на на дружелюбный настрой, на сплочение. Далее вы диалог побуждает детей к размышлению. Очень понравилась межпредметная связь с русским языком. Используйте разные задания. Данные вами фотографии слайдов позволяю полностью понять задумку вашего занятия. Разработка получилась полной и подробной. Мой голос вам +1
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 21:13 +2
Ольга Викторовна, спасибо, что нашли время заглянуть ко мне на страничку. Это ничего, что Вы учитель начальных классов. Это как ВЗАИМОпосещение. Вы что-то увидели интересное у меня, я - у вас. Мы ведь учимся, чтобы стать лучше, как сегодня говорят: "соответствовать стандартам". Спасибо за комментарий. Творческих успехов. С уважением ИА
Татьяна Александровна Чепелева # 25 августа 2014 в 13:25 +1
Очень интересно, не стандартно, захватывает!! Везёт же Вашим ученикам!! С удовольствием познакомилась.
Ирина Александровна Подольская # 25 августа 2014 в 16:47 +1
Татьяна Александровна, спасибо за комментарий. Им везет со мной, а мне с ними. Хорошо, когда работаешь с ними с 5-го класса, к одиннадцатому классу - это уже не дети, а мои звезды! Творческих успехов. С уважением ИА
Сидорова Зоя Григорьевна # 5 сентября 2014 в 20:03 +2
Ирина Александровна! Вы очень творческий человек. Я вспоминаю своего учителя литературы, когда читаю (можно сказать, изучаю) Ваши конспекты. Мы-то воспитывались на старых классических произведениях, но и их можно было трактовать и преподнести по-разному. Так вот, с учителями нам повезло, они научили нас думать, размышлять, делать выводы - а это, мне кажется, самое главное.
Конспект замечательный, разнообразие форм и приёмов. Главное, что сквозит в каждом Вашем конспекте - желание воспитать в детях - умение думать, анализировать. Вы - хороший учитель, надеюсь, что Ваши дети это понимают и ценят. Успехов Вам!
Зоя.
Ирина Александровна Подольская # 6 сентября 2014 в 21:49 +1
Добрый вечер, Зоя Григорьевна. Да, Вы правы. Нас учить было легко и трудно. У нас не было книг, записывались и стояли в очередях, чтобы получить ту или иную книгу для чтения. Сегодня все просто. Все есть. Отсутствует только очень часто одно - желание и интерес. А это посложнее, чем найти первоисточники. Мне нравится что-то придумать, не всегда это бывает удачным, иногда, пока готовишь -перегоришь. Но именно этот урок я очень люблю, потому что он полностью разработан мною. Конечно, словарные статьи и фрагменты фильма не в счет. Спасибо за Ваш хороший комментарий. Отвечаю на ваш вопрос-утверждение, думаю, что многие понимают. Рада нашему общению, взаимопониманию. С уважением ИА
Шынар Тулегеновна Смаилова # 9 сентября 2014 в 10:45 +1
Ирина Александровна, интересный урок. Цели и задачи, которые Вы поставили четко прослеживаются на протяжении всего урока. Трудный роман М.Булгакова, думаю стал понять ученикам. Мне понравилось, что на протяжении всего урока вы ведете непринужденную беседу с учениками, одновременно выполняя поставленные задачи урока. Ученики познакомились и с произведением, и с иллюстраторами романа. Все продумано, логично в конспекте. Опираясь на знания учащихся, вы легко вводите новые понятия. +1. Спасибо.
Ирина Александровна Подольская # 9 сентября 2014 в 19:23 0
Добрый вечер, Шынар Тулегеновна. Спасибо за комментарий. Могу сказать, что меня удивило и обрадовало, что все ученики прочли не только роман "Мастер и Маргарита", но и другие произведения М.Булгакова. Творческих успехов. С уважением ИА
Шырын Галымжановна Нугиева # 29 сентября 2014 в 20:00 +1
Добрый вечер Ирина Александровна!Цели и задачи четко поставлены.Насыщенный, подкреплённый научными терминами материал понятен и доступен. Интересна форма релаксации и "Карта эффективности урока".+1 спасибо
гульмира кантаевна тлепова # 19 января 2015 в 09:10 0
боже мой, какая кладезь мысли, чувств и желания!!!. Все Это донести до ученика, достучаться до его сердца, дать ему почувствовать всю красоту булгаковского творчества и сделать все, чтобы это было понято и принято... браво, маэстро!!! в части мастерства и отточености, Вы, как мне кажется, догнали своего любимого автора...