Динамический час с детьми старшего дошкольного возраста «Игры народов Поволжья»
Подготовила инструктор по физической культуре: Храмайкова С. П.
Тема « Игры народов Поволжья» (физическое развитие)
Цель:
Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей.
Приоритетная образовательная деятельность: «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к национальному фольклору.
Развивающие:
Формировать представления детей о культурных богатствах народов Поволжья.
Воспитательные:
Воспитывать любовь, гордость, интерес к родному краю, дружелюбие к народам других национальностей.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Оздоровительные:
Развивать ловкость, выносливость, смекалку.
Оборудование:
Атрибуты для игр: маска волка, 2 шнура, 5 гимнастических палок, столбик, верёвка 2-3 м, 5 конусов, 10 арканов, 10 палочек.
Предварительная работа:
Беседа о национальностях Поволжья; чтение художественной литературы; ознакомление детей с народными играми народов Поволжья; разучивание считалок, жеребьевок, закличек.
Ход мероприятия
Под музыку дети входят в зал, располагаются произвольно.
Инструктор:
У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне,
Наш любимый всеми край?
Дети:
Поволжье.
Инструктор:
Почему, теперь ответьте,
Он так называется?
Ребенок:
Потому что вдоль по Волге,
Край наш простирается.
Инструктор:
Скажите, представители, каких национальностей живут у нас в Поволжье?
Русские, казахи, татары, украинцы, армяне, азербайджанцы, чуваши, мордва, белорусы, немцы и т. д.
Инструктор:
Как хорошо, что встретились,
Мы вместе в зале нашем.
О народностях Поволжья в играх мы расскажем.
Звучит казахская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
Наша Саратовская область граничит с республикой Казахстан. А значит, много казахов и русских живут на соседних территориях. Казахстан – это бескрайние степи, пустыни и горы. Если степь, значит много травы, которую очень любят есть овцы. И придумал казахский народ весёлую игру «Волк и овцы». Предлагаю в неё поиграть.
1. Казахская народная игра «Волк и овцы» (Алармаж)
Определяется водящий (волк), который встает лицом к детям. Все ребята становятся в ряд друг за другом и держат друг друга за пояс. На счет «раз, два, три» игра начинается и водящий, забегая то с одной, то с другой стороны колонны пытается догнать игрока, стоящего последнего в цепи. Если ему это удается, то водящий становится первым в цепи, а пойманный игрок - водящим.
Звучит татарская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
В нашей области проживает много людей татарской национальности. Даже название нашего главного города «Саратов», произошло от татарских слов «Сары тау» – «жёлтая, золотая гора». Предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Хлопушки».
2. Татарская народная игра «Хлопушки» (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий
и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит,
тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Звучит армянская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
Впервые появился армянский народ в Поволжье ещё в 13 веке, чтобы торговать и развивать различные ремёсла. Понравилось армянам у нас на Волге, и сейчас проживают они здесь: живут, трудятся. А с ними вместе появились и обычаи армянские, а также игры. Мы знаем армянскую народную игру «Перетягивание палки».
3. Армянская народная игра «Перетягивание палки»
Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.
Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника на ноги.
Звучит чувашская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
Проживают на берегах нашей красавицы Волги многие народы, об одном из них расскажем мы сейчас. Раз живёт этот народ на берегу Волги, значит любит ловить рыбу. А у нас игра «Хищник в воде», придумал её чувашский народ. А о каком хищнике идёт речь? (Щука)
4. Чувашская народная игра «Хищник в воде» (Сёткан кайак тинэсрэ)
Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям – рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Звучит удмуртская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
Есть у нас в Поволжье степи, реки, и, конечно же, леса. А в лесах живут разные звери. Каких зверей Саратовского края вы знаете? (ответы детей) И придумал удмуртский народ игру «Охота на лося». Поиграем?
5. Удмуртская народная игра «Охота на лося»
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведённой на рас-стоянии 1.5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т. е. большее число раз набросил аркан.
Правила: Начинать игру по указанию ведущего поочерёдно в обеих командах.
Звучит русская народная мелодия, на её фоне инструктор говорит.
Инструктор:
Ребята, как вы думаете, в какую подвижную игру мы еще не играли? Ответы детей.
Правильно! В русскую народную!
Наши предки не только трудились, но и умели отдыхать!
6. Русская народная игра «Малечена – калечина»
Дети ставят на ладонь палочку и произносят слова.
Малечена – калечина,
Сколько часов осталось до вечера?
Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот,
кто дольше всех удержит палочку.
Инструктор:
Много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье.
Все они живут дружно, помогая друг другу.
И в нашем детском саду есть дети разных национальностей.
Все они вместе дружат, играют.
Люди у нас везде добрые да приветливые.
Недаром говорят: «Где дружат – там живут, и не тужат».
Ребенок:
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
Угощение детей, выход из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего игрового развлечения в старшей и подготовительной группе
Малоподвижные игры для старшей группы детского сада. Картотека
Физкультурно-оздоровительный проект для старших дошкольников «Забытые игры»
Подвижная игра эстафета для старших дошкольников
Похожие статьи:
Игры соревнования для детей подготовительной группы