Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие дивергентного мышления у дошкольников. Игры

Дивергентное мышление у детей
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, заинтересованных развитием творческого (дивергентного) мышления у дошкольников.
Всем известно, что будущий успех ребёнка зависит не от того, что он знает, а от того, как он может применять свои знания. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей не концентрировать своё внимание на нахождение единственного решения, а рассматривать как можно больше вариантов.
Для достижения этой цели мы широко используем в образовательном процессе задачи дивергентного типа.
Под задачами дивергентного типа понимаются задания, которые допускают существование нескольких правильных ответов.
В детском саду ежедневно возникают ситуации, когда детям приходится чего-то ждать или часть группы детей отсутствует. Эти моменты мы стараемся заполнить чем-то полезным и интересным для детей. И часто на помощь приходят игровые образовательные ситуации: это игры по развитию мыслительных операций, креативности, логического мышления. Использовать задания для развития дивергентного мышления возможно и индивидуально, но в начальный период работы наиболее эффективны групповые задания. Эти задания практически всегда имеют игровую форму, которая позволяет вовлечь в мыслительный процесс даже самых пассивных детей.
Примеры игр.
1. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более). Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например:
- Этот предмет деревянный?
- Задуманный предмет больше стакана?
- Он черный с желтым рисунком? и т.д.
После демонстрации ведущими становятся сами дети.
2. В коробке спрятан предмет. Необходимо угадать, что там с помощью закрытых вопросов.
3. Усложнённый вариант этой игры – «Угадай, кто я?» Игроку надевается на голову ободок, а в него вставляется картинка, с каким-либо предметом: люстра, сосиска, утюг, чайник, червяк, забор, подводная лодка и т.п. Ребёнок задаёт вопросы, на которые можно отвечать только да или нет.
Важно поощрять вопросы детей: хвалить и выделять наиболее продуктивные. Поддерживать застенчивых детей. Внимательно наблюдать за нерешительными детьми и давать им возможность участвовать. Когда предмет угадан, то дети аплодируют.
Поощряем детей как можно быстрее угадать предмет. Постепенно учим детей определенному алгоритму, по которому задаются вопросы. Особенно это важным является в третьей серии заданий.
4. Игры со словами:
а) вспомните слова, которые
-начинаются на слог (по, пи, пе)
-заканчиваются на слог (оп, он, ор)
-содержат в себе заданный звук;
б) придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п (Петя пошёл по полю);
в) придумайте предложение, в которых слова будут начинаться с букв ВПСП (Ваш пёсик – самый пушистый);
г) «Словоассоциации». Дети определяют, с чем ассоциируется слово по предложенной схеме: например, слово «батон».
По назначению (хлебобулочные изделия, бутерброд, завтрак, магазин и т.д.)
По звучанию (батон –бетон-бутон)
По рифмующимся словам батон-кулон, батон-бадминтон.
5. Игра на нахождение схожих признаков. Детям предлагается найти как можно больше схожих признаков для непохожих предметов (колодец – паркет, бревно-коробка, облако – дверь, кукла –снег).
6. Игра–задание «Найди как можно больше оригинальных применений для обычных предметов».
7. Задачи на поиск причин событий:
а) детям предлагаются ситуации, когда необходимо предположить несколько причин их возникновения. Например:
Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце ещё не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пёс зарычал.
Задание «Придумай, что будет, если…»
- …дождь будет идти не переставая.
-…люди научатся летать как птицы.
-…собаки научатся разговаривать человеческим голосом.
-…оживут все сказочные герои.
-… из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.
Задания «Что случится, если…»
-исчезнут комары,
-перестанет идти дождь,
-люди вырубят леса и т.д.
Проблемные ситуации такого вида:
-Что делать, если нужно узнать погоду, не выходя на улицу?
- Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?
- Вам нужно срочно нарисовать что-то, а под рукой нет ни карандашей, ни красок?
-Как помирить медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», разделив между ними сыр?
- Как нарисовать поляну, полную грибов, но не рисовать при этом сами грибы?
8. Метод мозгового штурма и задания по нахождению плюсов и минусов в разных ситуациях.
9. Данная серия состоит из задач с неполными условиями.
Задачи решаются путем расширения информации за счет вопросов.
-На поляне в парке лежат 5 угольков, морковка и шарф. Эти предметы ни кто специально туда не клал. Как они там оказались?
-Гном жил на девятом этаже. Когда он садился в лифт, то доезжал лишь до шестого этажа, потом шел пешком. Почему?
«На что похоже»
3-4 человека выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Отгадчики по очереди спрашивают: «Это похоже на шар? Восьмёрку? Змею? и т.д». Выигрывает тот, кто первым догадается, о чём идёт речь
«Рисунок в несколько рук»
Первый участник игры рисует какой-то характерный элемент предмета, а другие участники по очереди дорисовывают по элементу, отталкиваясь от изображения. Игра продолжается до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»
Дети пытаются увидеть как можно больше похожих предметов в получившейся кляксе или её частях.
«Волшебные очки». Ребёнок, надевая очки видит только предметы круглой формы, или прямоугольной, или квадратной, треугольной и т.д.
10. Игра «Хорошо – плохо». Предлагается предмет и ребёнок называет, что нравится в нём, а что – нет. Например: цветной карандаш. Нравится – можно рисовать, красивый, яркий, не пачкает руки и стол. Не нравится – ломается, можно уколоться, если остро заточен.
Также предлагаются для обсуждения предметы, вызывающие у детей отрицательные и положительные эмоции и они обсуждаются со всех сторон:
-конфета
-лекарство
После того как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно перейти к рассмотрению качеств в зависимости от условий: например: громкая музыка. Хорошо – утром, бодрит, а вечером –плохо, мешает уснуть.
Не касаемся таких категорий, которые должны детьми восприниматься однозначно, например: мама, дружба, драка.
Есть шоколад хорошо-вкусно, поднимает настроение ;плохо –могут болеть зубы, испортится аппетит
Болит живот плохо, болит живот хорошо – можно не идти в детский сад;
Сидеть дома – плохо, скучно, хорошо – можно пригласить гостей.
11. Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов. Кто-то сидит в теремке, например, ребёнок с рисунком гитары. Следующий ребёнок просится в теремок, но попадёт туда, если скажет, чем его предмет похож на гитару.
Подобные игры можно проводить и на прогулке. С детьми, которые сильно расшумелись или им необходимо отдохнуть. Такие игры могут быть полезны в группе, когда необходимо снять напряжение.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Напольная игра «Рыбалка» для детского сада своими руками Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа

Похожие статьи:

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Конспект занятия по ПДД в старшей группе. Светоотражающие элементы
Опубликовано: 2189 дней назад (24 ноября 2018)
Просмотров: 5628
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Александровна Субботина # 30 ноября 2018 в 14:32 0
Уважаемая Ольга Николаевна!На мой взгляд, развитие креативности является основой для успешного развития личности.Вы обращаете внимание на то, что очень важно и актуально для нашего времени. Так держать!Спасибо за развивающие игры, практикоориентированность,на мой взгляд, самое полезное для нас.педагогов