Из опыта работы воспитателя ДОУ. Технология развития познавательной активности детей дошкольного возврата на основе корректурных таблиц Н.В. Гавриш
Автор: Бодян Маргарита Викторовна, воспитатель МБДОУ №86», г. Ростов-на-Дону.
Описание материала: в последнее время внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс стало одним из основных направлений работы современных дошкольных учреждений и в первую очередь это требует от воспитателя соответствующего профессионально-личностного развития, творческого и исследовательского потенциала. Именно поэтому очень важно педагогам не стоять на месте, а заниматься повышением своих профессиональных навыков и умений.
Сегодня я хочу познакомить Вас с очень интересной технологией развития познавательной активности детей дошкольного возврата на основе корректурных таблиц, которую разработал доктор педагогических наук Натальи Васильевна Гавриш.
В современном дошкольном образовании данные таблицы применяют в познавательном, интеллектуальном и речевом развитии детей. Их можно использовать в любой образовательной области и в любом режимном моменте.
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений, родителей и студентов.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе инновационной деятельности.
Задачи:
- познакомить с инновационной технологией «Корректурные таблицы»;
- заинтересовать в освоении и внедрении в учебно-воспитательный процесс данной технологии;
- формировать потребность к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Что же это такое корректурные таблицы?
Корректурные таблицы – это своеобразная информационно-интеллектуальная игра. Целью, которой является систематизация и углубление знаний ребят в той или иной области, а также создание условий для развития всех психических процессов и их познавательно-речевой активности.
Задачи, которые решаются при использовании корректурных таблиц:
- обогащать, закреплять и уточнять знания детей в разных образовательных областях;
- обогащение словаря детей;
- закреплять ориентировку в пространстве;
- совершенствовать математические умения (посчитать, установить последовательность, сравнить, определить форму и т. д.)
- развивать любознательность, творческое мышление, широту восприятия, память, внимание.
Так, как же выглядит корректурная таблица?
Это информационно-игровое поле (таблица) с различным количеством ячеек (от 9 до 25). Количество ячеек завит от возвратной группы (младшая 9-12, средняя 12-16, старшая 9-25). Ячейки могут быть заполнены предметными картинками, цифрами, буквами, геометрическими фигурами.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
А могут быть пустыми в виде дидактической рамки - расчерченное на квадраты игровое поле. Тогда к ней в набор идут предметные картинки.
Будет целесообразным каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом. Это значительно расширит развивающие возможности таблицы, а именно то, что дети самопроизвольно будут запоминать цифры и образ печатного слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова.
Важно еще то, что картинки должны быть достаточного размера, реальными, чтобы ребенок мог легко их узнать, желательно однотипными для более легкого их восприятия.
Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:
- педагог задает вопрос или дает задание, дети выполняют его.
- дети самостоятельно работают с незаполненной таблицей (рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями педагога).
В работе использую такие виды заданий:
- на составление определенной последовательности;
- на систематизацию предметов или объектов;
- на ориентировку в пространстве таблицы.
Во время работы с готовыми корректурными таблицами основными заданиями для детей являются:
- найти правильный ответ;
- назвать необходимое слово/слова;
- пояснить свои действия;
- высказать собственное действие.
Тематика корректурных таблиц может быть достаточно разнообразной:
-
игры математического содержания («Кто быстрее?», «Выложи по образцу», «Назови соседей», «Посчитай, покажи такую цифру», «Что какой формы», «Мы волшебники немного – был один, а стало много» и другие);
-
игры на закрепление животного мира («Домашние животные (птицы) и их детеныши», «Дикие животные и их место обитания», «Обитатели зоопарка», «Кто, чем питаете?» и другие);
-
игры на развитие речи («Найди слова», «Скажи какой (какая)?», «Сравни и назови», «Придумай рассказ по опорным картинкам» и другие);
-
игры на развитие представлений об окружающем мире и о себе («Полезные и вредные продукты», «Виды транспорта», «Мебель», «Посуда», «Осенний урожай» и другие).
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Пример интеллектуально-речевого развития старших дошкольников с помощью корректурной таблицы «Найди слова».
1 задание. Найди слова, которые начинаются с гласного звука;
2 задание. Найди слова, которые начинаются с согласного звука Р, Д, К;
3 задание. Найди слова, в которых один, два, три слога;
4 задание. Найди слова, в которых есть звук А, У, О, И и др. ;
5 задание. Составь предложение со словом №4; №7.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Примеры корректурных таблиц:
Геометрические фигуры
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Дикие животные
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Домашние животные
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Математика
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Обитатели зоопарка
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Обитатели зоопарка
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Полезная еда
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Вредная еда
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной
Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Похожие статьи:
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста