Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие словаря дошкольников через игровую деятельность

Игра-драматизация как способ развития словаря дошкольника
Актуальность
В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется речевое развитие, как одно из направлений детского развития, что подтверждает актуальность проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста и возросшие требования к организации образовательного процесса ДОУ в данной области.

В настоящее время, проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальными и значимыми. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать ребёнку коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, расширяет сферу его социального ориентирования, что является решающим условием для развития его личности. Это означает, что от развития речи зависит и развитие личности ребёнка.

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям. 
Задачи:
- Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
- Продолжать формировать умение детей передавать образ героев сказки.
- Развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, образное мышление.
- Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, как с детьми так и со взрослыми.

Игры-драматизации, это особые игры в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста.
В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко.

Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой.

Как же художественное слово влияет на развитие речи детей?
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.
Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания.

Так, народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Это и несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. В них, как известно добро и зло разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев. Определены положительные и отрицательные персонажи.

Взяв всё это во внимание - произведения устного народного творчества, народные игры и игры-драматизации - окажут нам неоценимую помощь в развитии  словаря дошкольника.

Таким образом, игра–драматизация рассматривается педагогической наукой, как одно из средств, всестороннего воспитания ребёнка. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей. Развиваются творческие способности детей, а значит и личность ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Атрибуты к играм-драматизациям:




Представляем вашему вниманию несколько игр-драматизаций которые мы проводим с детьми...
Игра-драматизация "Курочка-рябушечка", слова народные
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке:
— Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем водичка?
— Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.
Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.
Игра-драматизация «Пошел котик во лесок» (русская народная потешка)
В игре принимают участие педагог и ребенок (несколько детей).
Оборудование: шапочка котика, игрушка.
Примечание: детям говорится, что петь нужно спокойно, ласково.
Воспитатель:
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок.
Нарядился, воротился,
Стал он люлечку качать и песенку напевать: баю-баю, баю-баю. (ребенок в шапочке котика качает игрушку и поет колыбельную).
Игра-драматизация «Зайка» А. Барто
Примечание: воспитатель выбирает активного ребёнка, чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т. д.
Оборудование: шапочка с заячьими ушками.
Ход игры
дети сидят на стульчиках. Малыша, выполняющего роль зайчика, усаживают на стульчик лицом к остальным. 
Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение:
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок»
Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т. д.
Воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика и пригасить его потанцевать.


Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Отчёт воспитателя детского сада о творческой деятельности старших дошкольников | Отчет воспитателя о празднике День знаний в детском саду
Опубликовано: 913 дня назад (23 июня 2022)
Просмотров: 639
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!