Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Многофункциональное дидактическое пособие для детей раннего возраста своими руками

Методическое руководство по использованию многофункционального игрового пособия для детей раннего возраста - "Волшебная юбка"
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, воспитателям в работе с детьми раннего возраста.

Введение
Экологическое образование в воспитании дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка - это серьёзное занятие.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

В своей работе на занятиях, в совместной деятельности педагоги используют всё многообразие средств экологического воспитания: подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; проводят с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создают поисковые ситуации, проводят с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решают занимательные и творческие задания и др., в группе создаются все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, педагоги считаю, дидактические игры.

В данной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования, решаются следующие задачи:
• формирование экологических представлений о мире животных;
• формирование экологических представлений о растениях;
• формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
• формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

Пояснительная записка
В связи с вышеизложенным, предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование многофункционального дидактического пособия «Волшебная юбка». Оно рекомендовано педагогам-психологам, воспитателям в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сенсорная юбка состоит из большого количества деталей. Это и карманы, и различные застежки, ленточки, шнурки и многое другое. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. Ребята манипулируют с деталями юбки, двигаясь от одной к другой.

Это многофункциональное пособие может использоваться для расширения сенсорных представлений и ощущений младших дошкольников на занятиях, а также в игровой и сюжетной деятельности. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Его использование способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Данное пособие можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Задачи:
• формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам: цвету, форме, размеру;
• развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие;
• воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослым и сверстниками.

Описание материала: Дидактическая юбка выполнена из цветной ткани. На юбке много занимательных рисунков, которые можно использовать для формирования положительных эмоций ребёнка, например, в период адаптации и не только. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков. Для аппликации на юбке используются кусочки разноцветной, различной по фактуре, ткани, искусственного меха, пуговицы разного размера и цвета, тесьма, замки, функциональные застёжки, разноцветные шарики разного размера. Изделие изготовлено из различных материалов безопасных для малышей.

Методика создания пособия:

На начальном этапе выкраивались клинья двух цветов, затем обрабатывались края.

Клинья соединялись между собой, чередуясь по цвету.

Затем, накладывались аппликации, условно создавая сюжетные линии: божья коровка тянется к теплым лучикам солнца, цыпленок, вылупившийся из яйца, тоже радуется солнышку; из синих тучек закапал дождик, и как бы «продолжая» водную тему под зонтиком в воде плавают золотые рыбки; мухомор и цветок представляют растительный мир; мягкая пушистая кошечка спит под ночным звездным небом.

Содержание дидактического пособия
Педагог надевает юбку, демонстрирует ее и рассказывает детям, как посадить цветок на полянке (цветок на пуговке), расстегнуть и застегнуть застежки и молнии, найти в карманах игрушки.
Детям очень нравится застегивать, расстегивать, перемещать бусинки по ленточке, играть подвесными игрушками. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные интегрированные образы и представления.

Считаю, что представленные в работе дидактические игры можно применять на практике и использовать её возможности как эффективное средство формирования экологической культуры. Игры с сенсорной юбкой можно сопровождать стихами и потешками.
Игровые приемы с сенсорной юбкой
1. Знакомство с игрой.
Цель: познакомить детей с новым дидактическим материалом, с природными объектами: природные явления, растения, животные, птицы, насекомые…
Учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное и внимательное отношение к объектам «живой» и «неживой» природы.
Ход игры: На данном ознакомительном этапе, детям предлагается рассмотреть красивую юбку воспитателя, сколько всего интересного на ней, можно все потрогать руками, погладить, пощупать… Наступило утро, нам улыбается солнышко ( делаем движение - потягиваемся)… Цветочек тоже раскрыл свои лепестки, божья коровка проснулась, цыпленок тоже вышел из своей скорлупки.. Мягкий пушистый котенок хочет, чтобы его погладили. Плавают золотые рыбки в воде.(показываем, как плавают рыбки : смыкаем ладошки и делаем плавные движения влево, вправо.) Дождик закапал, надо взять с собой на прогулку зонтик (делаем движение руками крышу домика, прячемся под нее). Под дождиком вырос красивый гриб. Ночь наступила - всем пора спать (складываем ладошки по голову).

2. Игра «Покормим рыбок»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и навыков самостоятельности.
Развивать представления среде обитания рыб и о способе их питания – рыбки питаются червячками.
Ход игры: Дети «кормят» рыбок, кладут в аквариум в виде кармана червячков. Затем, когда рыбки уже наелись, можно вынуть «лишних» червячков из кармашка обратно.
Две рыбки резвятся в воде голубой,
Сверкают своей чешуей золотой.
Мелькают в реке их нарядные спинки,
Красивые рыбки, словно картинки.


Развивающие элементы: роль червячков в данном случае выполняют вырезанные кусочки из утяжелителя для штор, которые, как нельзя, кстати, подходят для того, чтобы ребенку было удобнее захватить пальцами червячка, нежели это был бы кусочек обычного шнурка.

3. Игра «Мамы, папы, малыши»
Цель: Учить называть «родителей» детёнышей животных: (у котёнка — кошка и кот, у цыплёнка — курица и петух и т. д.); обогатить словарь названиями животных; развивать мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Жить в скорлупке надоело,
Клювом «тук!» её с утра.
Значит, время подоспело
И родился я! Ура!
Желтый маленький комок
Долго выбраться не мог
Из скорлупковых пеленок.
Малыша зовут цыпленок


А маму цыпленка зовут Курица, папа у цыпленка Петух. Как пищит цыпленок? (пи-пи-пи); Как квохчет курочка? (ко-ко-ко); Как кричит петух? (ку-ка-ре-ку) Проговариваем вместе с детьми. Как называются эти птицы? (домашние). Что они любят кушать? Как они клюют?
Аналогично проигрываем с котенком.

4. Игра «Растения и насекомые»
Цель: развивает речь - узнавание и называние объектов, мелкую моторику, знакомит с животным и растительным миром: внешний вид, место и время обитания.
Ход игры: Поиграть с нами в эту игру приходит Незнайка, который зимой искал в лесу божью коровку, цветы и грибы, но кроме снега ничего не нашел, в ходе игры выясняется, что насекомые и цветы в ярких красках можно увидеть летом, а не зимой. Предлагается и детям и Незнайке погладить божью коровку, рассмотреть ее внешний вид, узнать - что у нее 2 крылышка с черными точками. И летает она по цветочкам. Яркий цветочек можно расстегнуть и застегнуть.

«Божья коровка»
Небесная Коровка уселась на ладошку.
Ее подброшу ловко и крикну на дорожку:
— Божья Коровка, улети на небо,
Принеси мне хлеба, пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек, и печенья пачку,
И, конечно… жвачку!
Одела бабочка новое платьице.
В ярком платье модница, погулять охотница.
От цветка к цветку летает, утомится – отдыхает.


Цветок
Мы цветы не обижаем,
Мы не рвём их, а сажаем,
Льём им тёплую водицу,
У корней рыхлим землицу.


Гуляя по лесу, можно увидеть грибы, но не все грибы съедобные. Мухомор ядовитый гриб. Это тоже мы разъясняем Незнайке.

Мухомор
До чего красивый гриб!
Кружевами он обвит.
В шляпке славной, ярко-красной,
В белых крапинках атласных.
Вы его, друзья, не рвите
И в корзинку не кладите.
Хоть красивый он на вид,
Очень гриб тот ядовит.
И стоит, как светофор,
Несъедобный мухомор.


5. Игра «Что там внутри?»
Цель: развивать мелкую моторику, знакомить с внешним видом животных зайчика и собачки. Игра сопровождается проведением беседы об образе жизни животных. По желанию можно разнообразить игру - придумать о них сказку и обыграть вместе с детьми (распределить роли, надеть маски)…
Например: Жили были щенок и зайчик. Зайчик лесной зверек, а щенок домашнее животное, но это никак не мешало им жить дружно по соседству. У каждого был свой домик и они всегда вместе выходили гулять на свою любимую лужайку. Друзья никогда не ссорились, весело играли. Однажды полил дождик и они спрятались в свои домики, чтобы не промокнуть под дождем, потому что у них нет зонтиков. Потом дождик кончился, засветило солнышко и друзья с радостью вышли опять гулять на лужайку.

У зайчика ушки
торчат на макушке,
Любит он вкусный
листик капустный.
Бегает быстро
и прыгает ловко,
Всё потому, что
ест он морковку!


У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос.


6. Игра «Да – нет»
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка, и какие звуки он издаёт.
Ход игры: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос? И т.д. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «Да» и «Нет».
(Примерные вопросы: Кошка любит молоко? Ловит мышей? Умеет плавать? Говорит Му? Говорит Ав? Говорит Мяу? и т.д.)
Киса, кошечка, мур-мур
Хвостиком махнула
Лапки подогнула
И опять уснула
Спи, пушистый мой клубочек
Одеялком заверну
Хвостик нежно подоткну
Положу тебя ко сну


7. Игра «Живая природа» (Летает, плавает, бегает)
Цель: способствует умению выделять животных, отличающихся от других способом передвижения зверей, рыб, птиц: кошка ходит на четырех лапах, рыбки плавают, цыпленок – на двух лапках, божья коровка летает и ползает…
Знакомить с разнообразием повадок животных. Воспитывать любовь и интерес к животным.
Правила: дождаться, пока воспитатель покажет картинку на юбке; внимательно рассмотреть её, определить, кто на ней изображён; назвать, как двигается животное; показать движениями, как передвигается это животное.
Ход игры
К детям приходит зайчик, рассказывает, что у него есть много друзей-зайчиков в лесу, и все они любят весело прыгать. (Детям предлагают попрыгать вместе с зайчиком). Но зайчик не знает, как передвигаются другие животные. Воспитатель предлагает детям рассказать и показать, как двигаются разные животные. Выполняются игровые действия согласно правилам. Зайчик благодарит детей, говорит, что они ему очень помогли, он очень рад (можно включить аудиозапись весёлой детской песни). Дети хлопают в ладоши, зайчик прыгает и танцует для малышей

8. Игра «Неживая природа»
Цель: способствовать узнаванию и называнию объектов неживой природы, развивать зрительное внимание, мышление, расширять пассивный словарь ребёнка.

Надо мною тучки вьются,
Собираются, смеются:
"Василёк, не унывай!
Яркий зонтик раскрывай"...
А мне зонт совсем не нужен,
Я люблю шагать по лужам.
Дождь меня от тучек спрятал.
Эх, и здорово, ребята!
Дождик, дождик не жалей,
Посильнее воду лей!
Пробегусь с тобой по лужам…
Зонтик мне совсем не нужен.


Вышло солнце из-за туч,
протянуло Кате луч.
Катя тронула рукою:
- Вот ты, солнышко, какое!


Игры-тренинги экологического содержания «На прогулке»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Педагог предлагает детям следующие игры-тренинги. «Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).
«Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно.
«Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.
«Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются.
«Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

8. Игра «День – ночь»
Цель: развивать навыки сопоставления, формировать представление детей о времени суток – что мы делаем днем? Играем, гуляем, кушаем и т. д…
Что делаем ночью? Ночью мы спим.
По каким признакам определяется то или иное время суток? Днем светло, ночью темно.

Вы видели месяц на небе ночном?
Он долькой лимона плывёт за окном.
Вы видели звёзды на небе зимой?
Из них кто-то выткал ковёр золотой.
С давних пор бегут по кругу День и Ночка друг за другом.
Убегает День от Ночи. Ночь его коснуться хочет,
Из последних сил несётся! Наконец – то удаётся:
Хлоп - и утро наступило! Ночь – вперёд. Не тут - то было!
День рванул, заторопился, чуть за утро зацепился,
Разогнался, что есть мочи, и…опять бежит за Ночью!
Встречи их – совсем не шутка. Происходят дважды в сутки.
И зовутся эти встречи - или утро, или вечер!


Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!


День
Скажет солнышко «Вставай,
Свои глазки открывай!»
Оно лучиком щекочет,
Словно поиграться хочет.
Просыпаться нам не лень –
Наступает новый день.


Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорной дидактической юбки и сможете дальше использовать ее и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.
Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать. Ведь не зря дети говорят, что «хорошая воспитательница похожа на царевну в красивой-красивой юбке».

Заключение
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Список литературы:
С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М. 1973 г.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.
И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия» М. 2009 г.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 1999 г.
Л. Павлова «Игры- как средство эколого-эстетического воспитания»Дошкольное воспитание 2002 г.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников
Развлечение по ПДД в подготовительной группе детского сада. Сценарий | Лэпбук по развитию речи детей старшей группы ДОУ
Опубликовано: 1247 дней назад (24 июня 2021)
Просмотров: 1983
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Юлия Владимировна Мещерякова # 11 июля 2021 в 23:40 0
Здравствуйте, Эльза Наильевна.
Познакомилась с Вашей методической разработкой "Методическое руководство по использованию многофункционального игрового пособия для детей раннего возраста - "Волшебная юбка". Прочитала с интересом представленный Вами нашему вниманию материал. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Много дидактических упражнений можно придумать с сенсорной дидактической юбкой. Думаю, что изготовление такой волшебной юбки отнимет немало свободного времени, но результат того стоит.
Вы молодец! Мой голос. Творческих успехов!