Развитие умственных способностей детей средствами физической культуры
Пояснительная записка
В настоящее время мир очень быстро меняется. Каждый месяц появляются новые технологии, ресурсы, разработки. Всё это предъявляет новые требования ко многим аспектам жизни человека, в то числе уровню умственных способностей человека. И, конечно же, развитие человека, становление его как личности начинается в самом раннем детстве. Умственное воспитание формирует определенные качества личности ребенка, является отправной точкой для получения знаний и развития мыслительной деятельности.
Умственное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и потребности в умственной деятельности. Основная цель умственного воспитания - повышение общего уровня развития детей. Для педагога важны научные данные об умственном развитии ребенка, так как они должны систематически использовать их для трансляции разнообразных знаний ребенку, обеспечивать эффективность развития, добиваться высоких результатов. Умственное развитие ребенка происходит в процессе обучения систематического характера, в общении со взрослыми, в играх со сверстниками.
Очень важную роль играет процесс умственного воспитания, систематически осуществляемый на занятиях. В ряде психологических исследований было установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Упущения умственного воспитания в период дошкольного детства, тяжело преодолимы в более позднем возрасте и оказывают негативное влияние на последующее развитие ребенка. По разным данным возможности умственных способностей неразрывно связаны с тренированностью различных функциональных систем, увеличением сопротивляемости к утомлению. Основная форма проявления активности ребенка - это игра. В процессе игры ребенок упражняет физические качества, расширяет кругозор, усваивает социальный и бытовой опыт. Игра важное средство не только для получения, закрепления и углубления знаний, но и для их самостоятельного применения. В этом отношении особенно ценны игры интеллектуальные и подвижные.
Движение - важнейшее средство умственного развития детей. Детство связано, прежде всего, с играми. Дети дошкольного возраста очень любят играть в подвижные игры. В них дети лучше всего удовлетворяют свои потребности в движении. Физические движения имеют большое значение для развития высшей нервной деятельности. Дети любого возраста требуют внимания, а дошкольники в этом отношении нуждаются в особом отношении. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, поэтому важна работа не только с ребенком, но и с его родителям.
Цель проекта: выявить влияние физических упражнений и подвижных игр на развитие умственных способностей детей.
Объект исследования: дети в возрасте от 1,5 до 3 лет, посещающие занятия с родителями и дети в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: уровень и динамика развития умственных способностей детей с учетом индивидуальных и физиологических особенностей организма.
Данный проект направлен на решение вопросов:
- Как влияют физкультурные занятия (физические упражнения, подвижные игры) на развитие умственных способностей детей?
- Какие приемы, методы и задания можно использовать с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет и с детьми в возрасте 6-7 лет для развития умственных способностей?
- Какие ключевые компетенции можно формировать на физкультурных занятиях?
Гипотеза: внедрение занятий, направленных на развитие умственных способностей детей, предполагает включение детей в проектную деятельность, тем самым мы реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям и формируем компетенции обучающихся (детей).
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта.
2. Определить развитие умственных способностей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и детей в возрасте 6-7 лет.
3. Сформировать банк развивающих заданий для обучающихся.
4. Выявить влияние ежедневно проводимых подвижных игр на умственные способности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и детей 6-7 летнего возраста.
5. Обосновать возможность увеличения умственных способностей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и детей в возрасте 6-7 лет путем включения в двигательную работу интересных занятий.
6. Обосновать возможность формирования ключевых компетенций обучающихся.
Новизна проекта
Проект представлен как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с воспитанниками дошкольных учреждений. Новая форма организации обучения и воспитания способствует:
- развитию педагога в исследовательской и познавательной деятельности;
- развитию ключевых компетенций воспитанников;
- оптимизации учебного процесса;
-увеличению мотивации всех субъектов образовательного процесса;
-повышает эффективность обучения.
Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Хронометрирование.
4. Математико-статистические методы.
5. Педагогический эксперимент.
Ожидаемые результаты
1. Повышение умственных способностей воспитанников;
2. База развивающих заданий для воспитанников;
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс, в результате повышение качества занятий;
4. Методические рекомендации для родителей;
5. Сценарии занятий и мультимедийное сопровождение;
6. Повышение профессионального уровня педагога;
7. Повышение уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников.
Условия реализации педагогического проекта
Проект реализуется в соответствии с педагогическими принципами:
1. Принцип доступности: создание условий для самостоятельности и инициативы воспитанников.
2. Принцип открытости: возможность включения в реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.
3. Принцип систематичности и последовательности: взаимосвязь знаний, умений и навыков воспитанников.
4. Принцип опережающего и развивающего обучения.
5. Принцип активной коммуникации: разработка занятий, направленных на стимулирование активности детей.
Деятельность в рамках педагогического проекта
Изучение влияния ежедневных физических упражнений и оптимизации педагогического процесса на умственные способности детей проводилось в МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» Нижневартовского района по дополнительной образовательной программе. Дети старшего дошкольного возраста были условно разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Контрольная группа "А" и экспериментальная группа "B". Каждая из которых состояла из 20 человек 10 мальчиков и 10 девочек. Работа проводилась в течение одного года в несколько этапов. Одним из исходных положений исследования было изучение умственных способностей детей. В этом заключался первый этап. Мы ссылались на методику, разработанную Н.Т. Тереховой, но она была адаптирована для детей определенного возраста.
По заданию детям предлагалось в трех указанных фигурах быстро и безошибочно проставлять соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Задание выполнялось детьми в течение двух минут до занятия и двух минут после него. Определение фона умственных способностей проводилось на занятиях малой подвижности, где дети, как правило, не получали физической нагрузки, мало двигались на протяжении всего занятия. После занятия фигуры менялись, а знаки, оставались теми же. По количеству просмотренных фигур оценивался объем работы, а по числу ошибок - качество. Таким образом, определялся фон умственных способностей детей контрольной и экспериментальной групп.
Дети возраста от 1,5 до 3 лет на физкультурных занятиях выполняли задания по типам: «размер», «форма», «цвет».
Задания типа «размер»: детям и их родителям предлагалось в игровой форме изучить размеры определенных предметов (пример: маша и три медведя – ходим в гости к маленькому мишке, большому мишке и огромному мишке).
Задания типа «форма»: детям и их родителям предлагалось в три корзины складывать различные предметы (кубики, кольца, мячики) каждый предмет определенной формы в одну корзину. По мере освоения детьми задания, они усложнялись, путем добавления предметов другой формы, последовательности сбора предметов.
Задания типа «цвет»: детям и их родителям предлагалось собирать мячики по цвету. По мере освоения детьми задания, они усложнялись, путем увеличения количества цветов, а также после усвоения заданий типа «форма» и «размер», путем вариаций: большой синий мяч, маленький красный кубик и т.п.
Занятия разрабатывались по принципу от простого к сложному, для детей такого возраста (1,5-3 года) необходимо повторение материала до полного усвоения. По принципу постепенности в занятия вводятся новые элементы упражнений, усложняются элементарные задания (Приложение 1).
Уровень умственных способностей определялся по анкетным данным, предоставляемых родителями до и после эксперимента.
Второй этап заключался в том, что на протяжении шести месяцев с детьми экспериментальной группы, а так же с детьми возрастной категории от 1,5 до 3 лет, помимо основных физкультурных занятий, ежедневно проводились подвижные игры разной интенсивности. Подбор игр произведен с учетом предшествующей и последующей деятельности детей.
Большое внимание уделяется разучиванию подвижных игр, оснащению атрибутами с целью повышения интереса к ним. Одним из средств повышения двигательной активности является музыкальное сопровождение, включение элементов ритмики. Правила проводимых игр постепенно усложняются, например, в первоначальном варианте игры «У медведя во бору» дети убегают от медведя в разных направлениях, затем им предлагали убегать в определенном направлении. С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательные задания. В результате изменений, внесенных в организацию и методику игр, пытаемся добиться двигательной активности детей.
По истечении шести месяцев повторно определялся уровень умственных способностей детей обеих групп детей в возрасте 6-7 лет, у детей возраста от 1,5 до 3 лет проводилось анкетирование.
Для повышения активности детей на занятиях нами использовались следующие методы и приемы:
- на каждом занятии использовались наглядные пособия;
- менялась форма преподнесения материала;
- чаще включались игровые моменты;
-дети привлекались к самостоятельной работе с раздаточным материалом;
- не допускалось однообразия в проведении занятий;
- предупреждалась возможность отвлечения детей;
- своевременно сосредотачивали ребенка на процессе работы;
-обязательно включали в занятия 2-3 интересных двигательных задания.
Все перечисленные методы и приемы на наш взгляд дают возможность предупреждения развития утомления и обеспечивают высокую активность детей.
Результативность проекта
На основе поставленных задач, путем теоретического обобщения и с учетом проделанной практической работы мы определили влияние ежедневных физических упражнений и оптимизации педагогического процесса на умственные способности детей.
Умственные способности являются объективным показателем общего развития ребенка, а также уровня и объема педагогического воздействия. Умение ребенка работать на занятиях неразрывно связано с развитием различных психофизиологических процессов, отражающихся на умственных способностях.
Дети с высокими умственными способностями, как правило, наиболее активны на занятиях. На методически правильно проведенном интересном занятии хорошо работают даже дети с низкими умственными способностями.
Во всех группах выявлены значительные индивидуальные различия в темпе освоения заданий и качества выполнения.
Выявлена значительная роль ежедневных физических упражнений, повышающих умственные способности. Обоснована возможность формирования ключевых компетенций обучающихся на физкультурных занятиях, разработанных в ходе реализации проекта.
Практически все ожидания от реализации проекта, а именно:
- повышение умственных способностей обучающихся;
- сформирован банк компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся;
- в образовательный процесс вовлечены родители, в результате повысилось качество занятий;
- родители получают ценные методические рекомендации;
- разработаны сценарии занятий, мероприятий и мультимедийное сопровождение,
оправдались в полном объеме, но развивать проект и активно включать в работу данного проекта можно бесконечно много участников. Проект апробирован, и результаты показали его перспективность и востребованность.
Возможности реализации проекта
Реализация данного педагогического проекта показывает положительные результаты. На основе этого проекта предполагается:
- развить сотрудничество с родителями воспитанников;
- принять участие в методических конкурсах;
- публикации, распространение опыта.
Список литературы
1. Баландин В. А. Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 2. С.17-22.
2. Губа В.Г. Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет // В.Г.Губа // Физическая культура в школе. 2008. № 7.12-17 с.
3. Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Издательский центр Академия, 1996. 285 с.
4. Мазепина Е. В. Эффективность применения игровых средств и методов физического воспитания для улучшения психофизического состояния детей 6-8 лет: Автореф. канд. пед. наук. М., РГУФК, 2001. 23 с.
5. Решетнева Г. А., Шнейдер О. С., Дорошенко А. С. Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. №2. С.51-53.
6. Рунова М. А. Двигательная активнось ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студен- тов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256 с.
7. Терехова Н.Т. Воспитание умственной работоспособности — важнейшее условие подготовки ребенка к школе// Дошкольное воспитание . 1980. № 10. 51-55 с.
8. Шарманова С.Б. Методические особенности использования обще-развивающих упражнений в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методич. пособие. Челябинск: Урал ГАФК, 2006. С.18-22.
9. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, технологические решения. Челябинск: УралГАФК, 2002. С.54-56.
10. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 167 с.
Приложение 1
Пример занятия в группе детей в возрасте от 1,5 до 3 лет,
посещающих занятия с родителями
Место проведения: актовый (спортивный) зал
Цель: развитие умственных способностей детей средствами физической культуры.
Задачи занятия:
1. Обучение новым двигательным действиям
2. Совершенствование освоенных упражнений
3. Развития ловкости, координации движений
5. Формирование образного мышления и воображения
4. Воспитание внимания, взаимопонимания
Оборудование: магнитофон, скамья гимнастическая (1 шт.), лабиринт (1 шт.), обручи (4 шт.), конусы (5 шт.) фитболы (12 шт.), корзины (3 шт.), кубики (20 шт.), мячи (20 шт.), кольца пластмассовые (20 шт.), игрушки – медведи, заяц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Построение. Выполнение зарядки под музыку «Вместе с мамой»
Вместе с мамой мы идём
Не спешим, не отстаём
3 мин Ходьба по залу, взявшись за руки. Ходьба по скамье,
Дружно, весело шагаем,
Никого мы не толкаем.
Впереди овраг преградой
Прыжки из обруча в обруч на 2-х ногах. Лёгкий бег по залу.
Перейти его нам надо
А ёщё лежит труба,
Пролезаем, детвора
Лазание через лабиринт, бег между конусов змейкой
А сейчас прыжки по кочкам
Очень тихо на носочках
Если с кочки упадёте,
То утонете в болоте.
Ножки, ножки бежали по дорожке
Родители «подхватывают» детей«летят» по залу, кружатся на месте.
Бежали лесочком
Прыгали по кочкам
А теперь садимся на самолёт
Отправляемся в полёт
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. Упражнения на фитболах
А) Мама фиксирует фитбол ногами, ребенка держит за пояс, ребенок сидит на фитболе – Прыг - скок, прыг - скок
Вырос, вырос паренек.
Прыг - скок, прыг - скок
Посмотрите как высок.
Б) Мама фиксирует фитбол ногами, ребенка держит за пояс, ребенок сидит на фитболе – Тушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Закружили на подушке.
В) Ребенок лежит на фитболе на животе, мама пружинит фитбол, потом выполняет круговые движения Скок-поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Г) Ребенок лежит на фитболе на животе, мама держит ребенка за руки – «Самолётик»
Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
Д) Ребенок лежит на фитболе на животе, мама держит ребенка за ноги – «Достань игрушку»
Е) Ребенок лежит на фитболе на спине, мама пружинит фитбол, потом выполняет круговые движения
Скок-поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Ж) Ребенок сидит на фитболе и стучит ножками, мама держит ребенка за пояс – «Барабан» Тили – бом - бом - бом
Кто стучится к детям в дом?
Тили – бом – бом – бом
Кто из сказки? Это гном.
3. Развивающие упражнения
А) Подвижная игра «Знаю форму» - нужно собрать мячики, кубики, колечки в корзины.
Б) Подвижная игра «Знаю цвет» - нужно собрать мячики, кубики, колечки в корзины по цвету.
В) Подвижная игра «Три медведя» - по команде ходим в гости к медведям в гости.
4.Упражнение «Зайчик»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хло-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-ског, прыг-ског
Надо зайке поскакать
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
4. Упражнение «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом
Тише, тише – не спешите,
Карусель остановите
Раз-два, раз-два,
вот и кончилась игра
5. Песня «До свидания»
А кто у нас хороший?
А кто у нас пригожий?
(имя ребенка) у нас хороший.
(имя ребенка) у нас пригожий.
6. Рекомендации родителям
Рекомендуем посмотреть:
Развитие психических процессов у детей 5-6 лет в домашних условиях
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто
Как сделать детский сад престижным?
Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Похожие статьи:
Физическое развитие детей от 5 до 7 лет
Физическое развитие ребёнка от 1 до 3 лет
Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы