Опыт работы воспитателя детского сада
Одной из основных задач работы на 2016-2017 учебный год нашего ДОУ является – «…совершенствовать систему работы с семьей и школой, направленную на познавательное развитие и подготовку к школе воспитанников, опираясь на принципы сотрудничества и партнерства. Но переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным. Для того, чтобы он прошёл как можно "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна была во все времена, тем более сейчас, когда использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание должно строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе.
С сентября 2013 года с учетом вступления в силу нового закона "Об образовании" детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Следует учитывать важность того, что с 2014 года все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - этап преемственности детского сада и школы - является важным в повышении качества образования в целостной системе. Именно преемственность создает благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе.
Не зря Сухомлинский В. А. говорил о преемственности между дошкольным и начальным обучением: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»
В Федеральном стандарте имеется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Я считаю, что преемственность должна быть в следующем:
1.Методическая работа.
- Знакомство и изучение образовательных программ и задач ДОУ и начальной школы.
- Составление плана совместной работы.
- Взаимное посещение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду.
- Проведение мероприятий совместно воспитателем и учителем.
- Проведение открытых показов образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе.
- Совместное участие в педагогических советах, семинарах, мастер-классах педагогов ДОУ и учителей школы.
- Совместное участие со школой в митингах «День Победы», в экскурсиях к Вечному огню,в шествии «Бессмертный полк», «День памяти и скорби» и др.
- Совместное участие в спортивных праздниках, на территории школы:
«Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки» и др.
- Совместное участие в праздниках по ОБЖ иПДД: «Незнайка один дома»;
«Путешествие в страну Дорожных знаков» и др.
- Совместные экскурсии по ознакомлению с культурой Кубани: посещение краеведческого музея.
- Совместная подготовка и проведение психологических и коммуникативных тренингов, а также диагностики по определению готовности детей к школе.
- Взаимное консультирование.
- Частичное использование в школе не только фронтальных форм обучения с детьми, но и тех, которые используют воспитатели в детском саду, а именно фронтальных, групповых, индивидуальных.
2.Работа с детьми:
- Проведение экскурсий в школу.
- Посещение школьного музея, библиотеки.
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах.
- Совместная подготовка и участие в выставках рисунков и поделок.
- Проведение встреч и бесед с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы).
- Проведение совместных праздников (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивных соревнований дошкольников и первоклассников.
- Совместное участие в театрализованной деятельности.
- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
3. Работа с родителями.
- Проведение консультаций на темы: «Школа здоровья», «Как помочь себе и своему ребёнку»; «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
- Проведение родительских собраний, деловых игр, пресс-клубов в подготовительной группе с участием учителей начальных классов: «На пороге школьной жизни», «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Нам в школу пора» и др.
- Организация в ДОУ и школе телефонной горячей лини «Что беспокоит родителей перед поступлением детей в школу?»
- Подача информации по вопросам развития детей родителей
старших дошкольников и младших школьников в информационных родительских уголках.
- Проведение консультации и практических занятий с родителями узкими специалистами ДОУ, школы.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Нельзя не оставить без внимания, что тесное сотрудничество ведет к успешной адаптации детей в школе. Педагоги должны всячески способствовать тому, чтобы детский сад остался в памяти дошколят как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Библиографический список:
1. Доронова Т.Н. «Из ДОУ в школу»;
2. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста»;
3. Козлова С.А.«Я хочу в школу»,«Я и мои друзья».
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто
Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности
Похожие статьи:
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду