Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности

Использование технологии проблемной задачи в конструктивно – модельной диеятельности
Автор: Лебединская Елена Владимировна, воспитатель высшей категории МДОУ Детский сад №35 Город Чита
Статья
Использование технологии проблемной задачи в конструктивно – модельной диеятельности
Строители, архитекторы, инженеры – проектировщики появляются не сразу на строительных площадках, их деятельность зарождается в дошкольном детстве в игре со строительными конструкторами. Эти игры увлекательны если в наборы конструкторов входят: кубики, кирпичики, разные пластины, цилиндры, призмы….
Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста из деревянного строительного материала в значительной степени связана с сюжетной игрой, а создаваемые ими постройки, как правило, носят условный характер и лишь общей формой напоминают конструируемый предмет. Поэтому, обучая детей конструированию из строительного материала, основное внимание уделяем условиям, наиболее благоприятных для овладения такими средствами умственной деятельности, как модельные представления о предметах и соответствующие им действия наглядного моделирования, посредством которых дети научатся выделять существенные свойства и признаки.
Конструктивная деятельность из строительного материала предусматривает свою цель и задачи.
Цель:
Развитие творческих способностей детей посредством использования технологии проблемной задачи в конструктивно – модельной деятельности.
Образовательные задачи
• Познакомить детей с особенностями графических моделей объектов (уплощенными схематическими изображениями), спецификой используемых в них обозначений (линий, форм, условных знаков) и действиями соотнесения компонентов модели между собой.
• Обучать действиям с графическими моделями объектов используя их в работе со строительными конструкторами.
• Обучение составлению графических моделей, на основе анализа конкретного образца предмета или постройки, совместно с взрослым и самостоятельно.
• Обучать способам применения готовых графических моделей для ориентировки в особенностях конструируемого предмета.
• Учить планировать основные этапы анализа предметов и графических образцов построек для разработки конструктивного замысла; управлять собственной деятельностью на основе представления шагов в направлении достижения конечного результата деятельности.
Ожидаемые результаты
Технология проблемной задачи сформирует интеллектуальные, творческие способности у детей, а так же повлияет на их самостоятельность, инициативу, упорство, организованность.

В процессе конструирования осуществляется пространственная организация объектов (или их частей), поэтому ориентировочная ( познавательная) часть этой деятельности направлена в основном на определение пространственных характеристик предметного мира (формы, положения, протяженности объектов, композиционных, размерных и пространственных отношений между ними). Однако эти характеристики выступают в конструктивной деятельности не сами по себе, а с учетом назначения предмета и особенностей материала, из которого он будет создаваться.
В процессе данной деятельности следует постепенно переводить детей от оперирования простейшими малорасчлененными моделями, дающими весьма приблизительное представление о внешних особенностях предмета, его назначении и строении, к оперированию моделями более расчлененного характера, фиксирующими не только функционально значимые части предмета в их общем (а иногда и условном) виде, но и особенности их строения, воплощенного в конструкции из определенного материала.
Создавая постройки с использованием готовых графических моделей в трех прямоугольных проекциях (вид – спереди, с боку, с верху), дети постепенно начинают самостоятельно создавать личные графические модели, используя при этом специальные лекало с квадратными, круглыми, треугольными и прямоугольными вырезами, соответствующими 1:1 или 1:2 размерам сторон строительных деталей. Это приучает детей видеть предмет с разных позиций, проделывать ряд сложных интегрирующих операций с проекционными образами в уме.
Данная деятельность детей хорошо сочетается с другими видами детской деятельности и может быть включена не только в игровую деятельность, а широко использоваться в организации познавательного развития - непосредственно образовательной деятельности, в частности, формирования элементарных математических представлений.
Конструкторские навыки включают в себя математические умения:
1. Узнавание изученных геометрических фигур в объектах, в чертеже.
2. Соотношение геометрического тела и формы.
3. Формирование пространственных представлений детей, умения использовать геометрическое лекало при самостоятельном составлении чертежа выполненной постройки.
В основе технологии проблемной задачи в конструктивно – модельной деятельности лежат следующие принципы:
1. Включение ребенка в познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления о мире.
3. Принцип непрерывности, преемственности между всеми образовательными областями.
4. Принцип психологической комфортности.
5. Принцип вариативности, который предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задач .
6. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в конструктивной деятельности.
Этапы работы:
1. Дети знакомятся со строительными деталями их графическим изображением в трех проекциях (вид спереди, вид с боку, вид сверху). Формируем действия замещения (обозначения) отдельных частей предмета.
2.Знакомство с графическими изображениями построек в трех проекциях, графическую модель.
3.Дети самостоятельно возводят постройки на заданную тему и по замыслу, после чего составляют графическую модель, используя при этом лекало.

4. Составление графических изображений готовой конструкции «на глаз».
В данном виде деятельности дошкольнику гарантирован успех, так как он
- формирует умение предвидеть будущий результат;
- воспитывает самостоятельность, творческое развитие;
- развивает пространственное мышление;
- даёт толчок обогащению речи

Рекомендуем посмотреть:

Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто Как сделать детский сад престижным? Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Использование метода наглядного моделирования при обучении детей 5-7 лет дифференциации звуков

Похожие статьи:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Интеллектуальная игра в подготовительной группе "Умники и умницы" | Педагогический проект в старшей группе детского сада "Мой мишка"
Опубликовано: 2932 дня назад (12 декабря 2016)
Просмотров: 1931
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!