Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи. В устной речи оно проявляется при дислалии (моторной, сенсомоторной, фонематической и др.); ринолалии (открытой, закрытой, смешанной); дизартрии (фактически при всех ее формах); алалии; задержке речевого развития. В письменной речи эти нарушения проявляются при акустической и фонематической формах дисграфии и дислексии.
Работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в обучении различать близкие по звучанию и произношению звуки, логопеду и воспитателям приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие этот процесс. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Применение символической аналогии при дифференциации звуков, способствует облегчению и ускорению процесса усвоения и запоминания материала, обучению детей различать звуки, близкие акустически или артикуляторно, а главное, систематизировать полученные знания.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как признаки звука (участие-отсутствие голоса, положение органов артикуляции, характер воздушной струи и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие
задачи:
- знакомство детей с графическим способом изображения признаков звука;
- развитие умения детей дешифровать модель;
- формировать навык самостоятельного моделирования.
Использование метода наглядного моделирования, с целью обучения детей дифференцировать близкие по произношению и звучанию звуки, требует соблюдение следующих принципов:
1.
Принцип системности. Различение звуков нужно формировать не как изолированную операцию, а как операцию, связанную с другими: взаимодей ствие фонематической и фонетической подсистем с семантической, синтаксической, лексической, морфологической, морфолого-синтаксической. Кроме того, необходимо учитывать закономерности становления фонематической системы в онтогенезе, в частности, закономерности образования оппозиций звуков: гласные, «внутри» гласных первоначально /а/ - /о/; внутри согласных - /м/ - /п/, /д/ -/н/ и т.д.
2.
Принцип опоры на значение. Изменение языковой формы ведет к изменению значения, и наоборот изменение значения ведет к изменению языковой формы (например коза - коса, рак - лак).
3.
Принцип учета контекста. Учитываются неязыковой и языковой контексты. К неязыковому контексту относятся множественные характеристики ситуации общения, а к языковому – положение звука в слове, его позиция, соседство с определенными звуками.
4.
Принцип опоры на сохранное в личности, деятельности и речи предполагает формирование «обходных» путей – связей речеслухового и речедвигательного анализаторов с сохранным зрительным анализатором, а также на сохранное умение ребенка различать звуки.
Нами были разработаны схемы звуков, подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения, целью которых является развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.
Для зрительного обозначения той или иной характеристики звука используются карточки со схематическими обозначениями дифференциальных признаков фонем.
•
Различение по типу резонаторов (носовой – ротовой звук)- схемы «нос» - «рот», или «буратино» - «лягушка» (/м/-/п/, /м/-/б/).
•
Различение гласных по положению губ в момент их произнесения «маленький кружок» - «большой круг» - «трубочка» - «улыбка» (/а/- /о/- /у/- /и/).
•
Различение по месту образования (губно-губные и язычно- альвиолярные) - схемы «губы»- «язык» ( /п/-/т/, /б/-/д/, /м/-/н/)
•
Различение звонких и глухих согласных – «колокольчик»-«колокольчик зачеркнут» ( /п/-/м/, /п/- /б/, /т/- /д/, /к/- /г/, /с/- /з/, /ш/- /ж/ и др.
•
Различение по степени подъема языка – «стрелка вверх» - «стрелка вниз» (/с/- /ш/, /з/- /ж/).
•
Различение по наличию (отсутствию) вибрации языка – «стрелки влево-вправо» - «стрелка вверх» (/р/- /л/).
•
Различение по характеру воздушной струи – (теплая-прохладная) «солнышко»- «снежинка» (/с/- /ш/, /з/- /ж/).
•
Различение твердых и мягких звуков – «камень» - «вата» (/п/-/пь/, /м/-/мь/, /д/-/дь/ и т.д.
Схематические обозначения звуков используются нами на различных этапах формирования навыка дифференциации звуков: при различении изолированных звуков, при различении оппозиционных звуков в слогах (на слух и в речи), при произнесении слов с оппозиционными звуками.
Критериями оценки послужили: умения подбирать звук к заданной
схеме, использовать схемы для сравнения звуков по различным признакам, различать звуки по определенным параметрам.
Данные результатов диагностики подготовительной логопедической группы (2009-2010 года) показали, что применение метода наглядного моделирования при обучении дифференциации звуков существенно улучшили показатели уровня фонематического восприятия:
начало года: изкий уровень -16,6%, средний уровень – 50%, высокий уровень – 33,4%;
на конец года: средний уровень 58,4%, высокий – 41,6%;
звуковой культуры речи:
начало года: низкий уровень – 8.4%, средний уровень – 50%, высокий уровень – 41,6%;
на конец года: средний уровень - 16,6%, высокий – 83,4%;
звукового анализа и синтеза:
на начало года: низкий уровень – 25%, средний уровень – 58,4%, высокий уровень – 16,6%;
на конец года: средний уровень 58,5%, высокий – 41,5%.
Практическая значимость использования метода наглядного
моделирования при обучении дифференциации звуков заключается в развитии у детей фонетической стороны речи, ознакомлении их со смыслоразличительной функцией звука, увеличении речевой, коммуникативной и познавательной активности дошкольников, что в свою очередь немаловажно для усвоения ребенком письменной формы речи; а использование схем и моделей для обозначения звуков может применяться педагогами при работе как с детьми, имеющими нарушения речи, так и с нормальным речевым развитием.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто
Как сделать детский сад престижным?
Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Использование технологии проблемной задачи в конструктивно - модельной диеятельности
Похожие статьи:
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста