Система игровых приемов технологии «Путешествие по карте в городе звуков»
Одной из важнейших проблем обеспечения качества современного дошкольного образования является использование активных форм организации образовательного процесса: экспериментирование, исследование, система проблемных вопросов, проектная деятельность и др., но в практике учителей-логопедов методы и приемы остаются традиционными, в основном иллюстративно-объяснительные. Использование технологии «Путешествие по карте» позволяет педагогу решать не только специфические задачи, но и обеспечивает возможность мягкого перехода от традиционного занятия к формам совместной деятельности, «естественной игре», обеспечивает возможность эффективной работы с детьми независимо от их особенностей и уровня развития.
В своей практике я использую разработанную мной систему дидактических игр и упражнений «Путешествие по карте в город звуков», в основу создания которой был положен такой тип исследования, как путешествие по карте (предложенный Н.А. Коротковой). При организации непосредственной образовательной деятельности педагогу необходимо учесть общие задачи развития, облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его развитие, позволяло занять активную исследовательскую позицию. Данный тип исследования может быть использован для создания благоприятных условий в реализации развивающих задач по освоению основ грамоты.
Первоначально в соответствии с выбранной последовательностью изучения звуков была создана карта, состоящая из 4 частей (по периодам обучения). На ней изображены домики для звуков, в которые дети заселяют жильцов – «звучков». Домики имеют разную форму (согласные твердые, мягкие звуки) и цвет крыш (согласные, гласные звуки). Некоторые из них имеют на своих стенах колокольчики (домики для согласных звонких звуков). Для обозначения свистящих и шипящих звуков введены «метки» – символы (артикуляция губ, корона) – это карта, которой пользуется учитель-логопед и воспитатели (она постоянно находится в группе).
Для детей создан черно-белый вариант карты, позволяющий обобщить, уточнить полученные знания и самостоятельно создавать карту города звуков на протяжении всего курса обучения. Детям предлагается совместно, а затем и самостоятельно «заселить» изученный звук, раскрасить домик. В ходе этой работы параллельно решаются такие задачи, как ориентировка на листе бумаги, развитие графомоторного навыка. Карта создается ребенком на протяжении всего курса обучения, в течение двух лет. Отправной точкой на карте является детский сад, а конечной – школа.
Воспитанник знает, что знание букв и звуков в последующем поможет при обучении в школе. Это служит мотивирующим моментом для дошкольника.
В рамках использования технологии путешествие по карте можно реализовать любое содержание в непосредственно образовательной деятельности, традиционно входящее в курс обучения грамоте дошкольников.
Использование данного вида исследования в практике учителя-логопеда не преследует цели снабдить детей заученными формулировками характеристик звуков. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные образы через использование ярких «меток» – символов (форма и цвет крыши домов). Это позволяет выстраивать образовательную деятельность так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддерживать их исследовательскую активность.
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, педагог должен придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования:
1. Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, касающихся изучаемой темы (создание проблемной ситуации).
2. Обсуждение идей, высказывание предположений детьми по поводу возникших вопросов (например, определяется направление движения, намечается маршрут);
3. Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей (использование игр)
Игра «Расскажи историю про звук»
Детям предлагается самостоятельно с помощью карточек-символов составить план ответа. Данные символы в процессе работы с детьми претерпевают изменения, появляются дополнения. Так в первом варианте не было цифрового обозначения на карточках. Необходимость его появления была продиктована тем, что часть воспитанников не могла запомнить порядок расположения карточек (план ответа). В результате в работе используется два варианта набора карточек: с цифровым обозначением и без него (в зависимости от уровня подготовки). Появление символа «корона» позволило запомнить свистящие и шипящие звуки; «восклицательный знак» является напоминанием, что звук всегда мягкий (твердый).
Игра «Домики для звуков»
Детям предлагается построить домик для звука или звуков. Изученная ранее характеристика звука имеет наглядное выражение. С поставленной задачей: найти отличия в характеристиках звуков – ребенок может легко справиться, имея «построенный» ранее домик.
Игра «Волшебные звуки»
Жители города звуков носят костюмы любимых цветов. Можно попросить детей одеть «звучков» (раскрасить костюм) или, выбрав жителя, записать его имя (запись буквы).
4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями: создание коллективной азбуки (для улучшения запоминания букв) и театра буквы (театрализованные игры).
Использование технологии работы с картой позволяет увеличить шанс развития у детей интегративных качеств, таких как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, способствующих формированию способов упорядочения опыта, тогда как при традиционной ориентации на тему педагог сконцентрирован скорее на передаче конкретной информации.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре
Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка