Конспект ОД область Познавательное развитие для детей старшей группы. Тема: «Вода-лёд, лёд-вода»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Вид деятельности: образовательная деятельность
Возрастная группа: старшая
Тема: «Вода-лёд, лёд-вода».
Цель: способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации к экспериментированию и опытам c водой и льдом; самостоятельной, активной инициативы в деятельности и общении.
Программные задачи.
Образовательные: закреплять у детей знания о свойствах воды (без вкуса, без запаха, прозрачная, текучая, растворитель и др.), о разных её состояниях.
Развивающие: развивать коммуникативные умения и навыки детей, умения сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, поддерживать естественный интерес и любознательность детей, развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные: Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, уважение к ответам и результатам других детей, воспитывать у детей чувство радости и гордости за свои достижения, интерес к лабораторным экспериментам, опытам и исследованиям,
Методы и приемы:
-вопросы к детям;
-объяснение;
- показ;
- обсуждение опытов;
- просмотр фотографий;
- поисковая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность;
-динамическая пауза;
- поощрение.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки о воде в разном состоянии, «Данка по воду пошла» Х.Лаиглессия, «Дождик» Л.Квитко, «Первый снег» Я.Аким, «Град» Г. Цыферов, «Горные ручьи» Д.Максимович, «Как черепаха по воду ходила» Б.Житков;
- беседы на темы: «Где можно встретить воду в природе?», «Чистая вода – богатство страны», «Круговорот воды в природе»;
- изобразительная деятельность на темы: «Водоемы на Земле», «Снег – это вода»;
-презентация экологической сказки «Живая была река»;
- трудовая деятельность: использование воды при работе в уголке природы (для опрыскивания, поливки и протирания листьев растений), выращивание лука с помощью воды;
- проведение опытов: «вода- жидкость», « вода-растворитель», «вода без цвета, без запаха, без вкуса», « воду можно очистить, покрасить», «превращение снега в воду», «превращение воды в лед».
Материалы и оборудование: лёд, стаканы для сбора тающей воды из льда, фотографии детей с опытами.
Форма проведения: беседа.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально- коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Ход ОД:
Организационный момент.
Мотивация детей.
Воспитатель:- Ребята, я принесла фотографии, на которых изображены вы. Вспомнили, чем мы занимались?
Дети: - Мы занимались опытами с водой.
Воспитатель: - Совершенно, верно мы исследовали воду.
Содержание ОД:
1 часть.
Воспитатель: - Конечно же Никита и Егор узнали себя здесь. Помните, ребята, что мы исследовали у воды?
Дети: - Да, мы пьем водичку и нюхаем.
Воспитатель: - И какая оказалась вода на вкус? Может быть соленая или сладкая, кислая или горькая?
Дети: - Нет, вода без вкуса.
Воспитатель: - Правильно, дети. Вода без вкуса. Мы делали вывод после каждого опыта. Вспомните его.
Дети: - Вода не имеет вкуса!
Воспитатель: - Когда нюхали, какое свойство вы определяете у воды?
Дети: - Запах.
Воспитатель: - Правильно, запах, имеется запах у воды?
Дети: - Нет запаха!
Воспитатель: - Правильно, дети, у воды нет запаха. Сделаем вывод.
Дети: - Вода не имеет запаха!
Воспитатель: - На этой фотографии Альберт размешивает воду. Расскажи, Альберт, что за опыт?
Альберт: - В стакан с водой Никита положил кусочек сахара, а я ложкой размешивал до тех пор, пока сахар не растворился.
Воспитатель: - Растворился сахар?
Дети: - Растворился.
Воспитатель: - Какой делаем вывод?
Дети: - Вода- растворитель!
Воспитатель: - На этой фотографии стоят стаканы с разными жидкостями – с молоком и водой. Сережа с Кристиной ставят линейку розового цвета в стакан с водой. Кто хочет рассказать об этом опыте?
Дети: - В стакане с водой линейка просвечивалась, а в стакане с молоком ее не было видно.
Воспитатель: - Если линейка просвечивалась,значит какая вода?
Дети: - Прозрачная.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Вода – прозрачная. Молоко белого цвета, а что можно сказать о воде?
Дети: - Вода- без цвета!
Воспитатель: -Вот вы и назвали вывод этого опыта: вода – прозрачна и без цвета!
Воспитатель: - Посмотрите следующую фотографию. Что вы делаете с водой здесь?
Дети: - Мы в нее положили краску и вода окрасилась в разные цвета.
Воспитатель: -Совершенно верно, если вода бесцветная, то ее легко окрасить в любой цвет. Делаем вывод опыта.
Дети: - Воду можно окрасить.
Воспитатель: - На этой фотографии Сережа переливает воду, а мы смотрим, как она льется. Какой вывод мы тогда сделали?
Дети: - Вода льется.
Воспитатель: - Если она умеет литься, переливаться, выливаться, бежать, то каким свойством она обладает?
Дети: - Вода имеет свойство текучести.
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
Воспитатель: - А здесь вы узнаете ту воду, которую покрасили краской и перелили в форму?
Дети: - Узнали, но это уже не вода, а лёд!
Воспитатель: - Совершенно верно, была вода, стал – лед! Что случилось с водой?
Дети: - Она замерзла и превратилась в лед!
Воспитатель: - Скажите вывод.
Дети: - Вода – замерзает и становится льдом!
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Вот такую красивую гирлянду вы сделали своими руками. Недолго она висела на нашем участке. Что же с ней случилось, кто расскажет?
Дети: - Морозы закончились и гирлянда растаяла.
Воспитатель: - Правильно, дети, чуть-чуть стоило на улице потеплеть, как льдинки наши начали таять, но мы не видели этот процесс таяния. А вы хотите посмотреть своими глазами как лед тает?
Дети: - Хотим!
2 часть.
Воспитатель: - Я к сегодняшнему дню дома в морозильнике заморозила воду и льдинку принесла в детский сад. Как вы думаете, где сейчас находится эта льдинка?
Дети: - В шкафу!
Воспитатель: - Не угадали!
(Дети начинают искать лёд в группе, переходят в спальню)
Дети: - В спальне!
Воспитатель: - Не угадали!
( Идет поиск льдинки, пока кто-то из детей не предложит искать на улице).
Воспитатель: - Конечно на улице, там не так морозно, но прохладно, в помещении она бы давно растаяла.
(Воспитатель выходит на балкон, забирает льдинку и заносит в группу).
3 часть.
(Дети трогают пальцами льдинку, высказывают свои ощущения, которые воспринимают)
Воспитатель: - Чем отличается лёд от воды?
Дети: - Очень холодный, твердый, скользкий.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь подумайте и скажите одинаковые свойства воды и льда.
Дети: - Без запаха, без цвета, прозрачность.
Воспитатель: - Теперь мы занесли льдинку в теплое помещение, я думаю должно что-то с ней произойти.
Дети: - Она растает.
Воспитатель: - Как в той русской народной сказке, название которой я подзабыла, подскажите, пожалуйста.
Дети: - В сказке «Снегурочка».
Воспитатель: - Спасибо, дети, в сказке «Снегурочка». В этой сказке Снегурочка растаяла от …
Дети: - Огня, костра.
Воспитатель: - Правильно, от горячего она растаяла. Нашу льдинку ждет та же участь, кто объяснит, почему?
Дети: - В нашей группе очень тепло, а от тепла лед и снег тают всегда.
Воспитатель: - Правильно, от теплого воздуха лед растает. Но как он будет таять медленно или быстро?
Дети: - Не знаем, может быстро. А может быть медленно.
Воспитатель: - Мы скоро узнаем это. А пока я предлагаю льдинку убрать в сторонку, а мы, пока она тает, поиграем в игру «Озеро и ручеек», согласны?
Дети: - Да, поиграем, только мы не знаем эту игру.
Воспитатель: - Это новая игра, я научу, как в нее играть.
4 часть.
(проводится подвижная игра «Озеро и ручеек»)
5 часть.
(Воспитатель берет в руки лёд и показывает детям)
Воспитатель: - Ой, она уже начала таять, потрогайте.
( Дети гладят льдинку)
Дети: - Там уже вода.
Воспитатель: - Совершенно, верно, она тает и превращается в воду. Мне кажется, что мы целый день будем ждать, когда растает льдинка, уж очень медленно она что-то тает. В сказке Снегурочка только прыгнула через костер, р-р-раз и растаяла.
Дети: - Давайте тоже огонь разожжем.
Воспитатель: - Это очень опасно, может случиться…
Дети: - Пожар!
Воспитатель: - Давайте искать другой способ быстро разогреть лёд.
(Дети предлагают разные способы, пока не остановятся на своих руках или дыхании).
Воспитатель: - Молодцы, в нашем теле много тепла. Будем все вместе гладить льдинку, и у нас все получится!
(Дети гладят лёд и дышат на него, получившуюся воду сливают в приготовленные стаканчики).
6 часть.
(Итог. Рефлексия.)
Воспитатель: - Ребята, вот и льдинка растаяла, очень быстро. Теперь вместо нее у нас в стаканчиках вода. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Егор: - Мне держать лед.
Воспитатель: - А почему?
Егор: - Потому что он скользкий и холодный.
Воспитатель: - Понятно. А тебе, Марк, чем было интересно заниматься?
Марк: - Мне понравилось играть в новую игру.
Воспитатель: - А ты помнишь название игры?
Марк: - Игра называется «Озеро и ручеек».
Воспитатель: - Молодец, что помнишь. Теперь вы многое знаете о воде, о ее свойствах, я вам подарю эти фотографии, их можете унести домой, а мамам и папам расскажите обо всех свойствах воды и льда.
(Воспитатель благодарит детей.)
Список использованных источников и литературы:
1.Журнал «Дошкольное воспитание» - 2005. -№7. Статья «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим» Т.Зерщикова, Т. Ярошевич
2.Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей» Методические рекомендации для дошкольных учреждений М.: 1993.
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Конспект ОД в старшей группе. Что за зернышко такое, не простое - золотое
Конспект ОД в старшей группы на тему: Незнайка и его друзья