Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста
«Амулет» для Софии»
Описание: Предложенные игры по автоматизации правильного произношения звуков: [с], [ш], [ р], [л], [к], [з]. Данный материал будет полезен для родителей, воспитателей и логопедов детских садов, которым необходимо отработать произношение звуков: ( [с], [ш], [ р], [л], [к], [з] ). Игра предназначена для дошкольников 5 - 7 лет. Игра позволяет сделать занятия по автоматизации звуков интереснее для детей, т.к. каждый «дублон» сопровождается картинкой. В итоге автоматизация звуков происходит быстрее и эффективнее.
«Амулет» посвящен мультсериалу «София прекрасная». Это огромный сиреневый камень в серебряной оправе, который дарует своей хозяйке способность понимать, что говорят животные и с его помощью можно легко стать доброй волшебницей.
Цель: закреплять правильное произношение звука ( [с], [ш], [ р], [л], [к] ) в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память; активизировать словарный запас по теме: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Мебель»; согласование прилагательного с существительными во множественном числе; образование относительных прилагательных.
Оборудование: Силуэт Софии Прекрасной (можно куклу София – Прекрасная), «амулет» с предметными картинками.
Ход игры:
а) Педагог ребенка знакомит с принцессой Софией. София Прекрасная по счастливой случайности стала принцессой. Теперь ей предстоит пройти обучение в Королевской Академии, чтобы научиться всем королевским премудростям. Логопед, рассказывает, что София Прекрасная потеряла амулет и теперь не может понимать, что говорят животные. Помоги юной Софии Прекрасной стать настоящей принцессой и вернуть способность понимать, что говорят животные. Надень только тот «амулет», на котором изображены картинки с ее любимым звуком ( [с], [ш], [р], [л], [к] ). б). Когда задание выполнено, логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся «амулетах». в). Затем, логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки в «амулетах» и назвать их обобщающим словом. г). Затем, педагог просит ребенка закрыть глаза и по памяти назвать картинки на «амулетах». г). Логопед, предлагает ребенку представить, что в супермаркете. Отбираются «амулеты» с грушей, гранатом, мишкой, машиной и т.д. Например: «амулет» с картинкой груши - логопед, говорит: у меня сочная груша, а в супермаркете?- в супермаркете сочные груши. Затем, логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: у меня красный гранат, а в супермаркете?- в супермаркете красные гранаты. У меня плюшевый мишка, а в супермаркете?- В супермаркете плюшевые мишки и т.д. д). Логопед, предлагает ребенку поиграть в игру: «Из чего сделано?». Логопед, просит ребенка послушать вопрос и постараться ответить на него: Мишка из плюша, значит, мишка какой? (плюшевый). Машинка из пластмассы, значит, машинка какая? (пластмассовая). Матрешка из дерева, значит, матрешка какая? (деревянная). Бокал из стекла, значит, бокал какой? (стеклянный). Вилка и ложка из металла, значит, они какие? (металлические). Тарелка из фарфора, значит, она какая? (фарфоровая). Кресло сделано из кожи, значит, оно какое? (кожаное). е). Логопед, отбирает «амулеты» с фруктами и предлагает, ребенку представить какие могут быть вкусные угощения с этими фруктами для Клевера (перед ребенком кладется изображение кролика Клевера). Например: грушевый сок, грушевое варенье, грушевый пирог, грушевая конфета. Затем, логопед просит, ребенка рассказать Клеверу с чем еще угощения. Чтобы Клевер смог сам выбрать, что ему больше нравится. (гранатовый сок, гранатовое варенье, гранатовый пирог, гранатовая конфета; персиковый сок, персиковое варенье, персиковый пирог, персиковая конфета; виноградный сок, виноградное варенье, виноградный пирог, виноградная конфета).
Машины подарки
Вид: Силуэт ёжика, зайца, собаки, волка, тигра, медведя.
Цель: Обогащение словаря, автоматизация и дифференциация звуков [с],[ш], [р], [л], [з]; закрепить обобщающие понятия («Продукты», «Дикие животные», «Транспорт», «Профессии», «Одежда», «Насекомые») ; развитие фонематического восприятия, воспитание сообразительности, наблюдательности; образование притяжательных прилагательных на – ий, -ья, ье; употребление сравнительной степени наречий; употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
Ход игры:
а) Маша приготовила много подарков для своих друзей. Давай посмотрим, какие подарки приготовила Маша для: ежа, зайца, тигра, волка, мишки. Помоги Маше найти соответствующие подарки для собаки со звуком [с], называй картинки, выделяя голосом звук [с]; для зайца со звуком [з]; для ежа со звуком [ж]; для волка со звуком [л]; для мишки со звуком [ш]; для тигра со звуком [ш]. б). Затем, логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и назвать обобщающим словом скомплектованные подарки. Например: катер, вертолет, метро, трамвай – все это транспорт. Также, можно спросить у ребенка виды транспорта. И попросить, ребенка чтобы он показал, какие картинки к ним относятся: наземный, подземный, водный, воздушный транспорт. в). Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые подарки. г). Логопед, отбирает подарки с изображенными лесными зверьми. Просит, ребенка рассмотреть зверей и ответить на вопросы: Чья это голова? (лисья, волчья). Чей это хвост? (лисий, волчий). Чьи это уши? (лисьи, волчьи) и т.д. д). Логопед, просит ребенка помочь закончить предложение: В рубашке тепло, а в шубе теплее. Шорты короче, а штаны длиннее. Трамвай едет быстро, а метро еще быстрее. е) Логопед, кладет перед ребенком подарки с « Профессиями». Просит, ребенка посмотреть на картинки и ответить на вопросы: Что делал художник? – Художник рисовал картину. Что сделал художник?- Художник нарисовал картину. Что делал пожарный?- Пожарный тушил пожар. Что сделал пожарный?- Пожарный потушил пожар и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе
Игры для развития речи детей 5 - 8 лет
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме