Конспект логопедического занятия для старших дошкольников
Автор: Михальченко Наталья Сергеевна, логопед, ДОУ № 30, г.Северодонецк.
Описание: конспект логопедического занятия будет интересен для педагогов логопедических групп и логопедов. Конспект предназначен для детей логопедических групп 5-7 лет.
План – конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Профессии. Звуки [р-р’]»
Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, слогах, словах;
- совершенствование навыков звукового анализа, слогового анализа,одно -,двух-, трехсложных слов;
- развивать фонематический слух, учить дифференцировать мягкость и твердость согласных звуков, находить и определять на схеме место звука в слове (в начале, середине, конце);
- закрепить знания по лексическим темам (весна, профессии);
- учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение образовывать существительные с суффиксами -чка-;
- закрепить знания о звуках [р-р’];
- соотносить звуки - буквы с символами;
- обогащать словарь учащихся словами со звуками - буквами [р-р’];
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, творческого воображения с опорой на дидактические игры;
Воспитательные:
- воспитывать уважение ко всем профессиям;
- воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание работать на занятии.
Оборудование: портфель, письма с заданиями, слоговый паровоз, карточки с изображениями профессий, домики для звуков, фишки для звукового анализа, медальки - солнышки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
( отгадывание загадки про язычок):
« Кто живет во рту у нас? Может рассказать рассказ, может песни петь, кричать, так не любит он молчать, все стрекочет, как сверчок? Кто же это? (ответ детей: язычок).
Логопед:- Правильно, дети. Ребята, давайте потренируем наши язычки, а чтобы вы могли контролировать правильное выполнение упражнений возьмите зеркала.
Выполнение артикуляционной гимнастики: «Весна ».
Логопед:- Ребята, скажите про какое время года, была зарядка для язычка? Давайте назовем признаки весны? (ответы детей).
Логопед:- Хорошо. Ребята, скажите, из чего состоит наша речь? Ответы детей: Наша речь состоит из предложений.
Логопед:- А, какие вы знаете звуки? (ответ детей - гласные и согласные). Давайте, вспомним стихотворение: «Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных, голос участвует, голос зовет - звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой – о-о-о, могут в кроватке баюкать ребенка – а-а-а, могут гудок паровозу подать - у-у-у, могут лошадкой нежно заржать- и-и-и, даже могут медведем грозно рычать – ы-ы-ы, эхом далеким в лесу отвечать- э-э-э, но не желают свистеть и ворчать! А, согласные могут шипеть, шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть! Но, не хочется им петь: С-С-С - змеиный слышен свист, Ш-Ш-Ш-шуршит опавший лист, Ж-Ж-Ж-жуки в саду жужжат, Р-Р-Р-моторы тарахтят.
Логопед:- Отлично! Звуки мы с вами вспомнили! Дети, вы только пойдете в школу, а вот ребята, которые ходят в школу как их зовут? (ответ детей – школьники). Скажите, с чем школьники ходят в школу? (ответ детей – с портфелем).
Логопед:- Ребята, сегодня идя в детский сад, мне школьники передали для вас портфель с заданиями. Давайте посмотрим, и узнаем, с какими заданиями приходится, справляться в школе?
Логопед:- Ну, что посмотрим, какое первое задание приготовили для нас школьники? (ответ детей – Да.)
( Открывается портфель, и достается конверт с заданием от школьников).
Логопед:- Вам нужно назвать, кто изображен на карточке? ( конверт с профессиями).
Логопед:- Отлично! С этим заданием вы справились легко! Давайте, вспомним, какие мы еще с вами знаем профессии:
• Кто лечит людей?- Людей лечит врач
• Кто водит машину?- Машину водит шофер
• Кто продает товары?- Товары продает продавец
• Кто работает на кране?- На кране работает крановщик
• Кто готовит обед?- Готовит обед повар
Логопед:- Верно. Ребята, скажите, какой общий звук мы слышим во всех профессиях? ( ответ детей - мы слышим [р]).
Логопед:- Дети, дайте характеристику звуку [р]? ( ответ детей – звук [р] согласный твердый, на схеме обозначаем одной черточкой и синим цветом. )
Логопед:- А, если я произнесу звук [р] мягко? (ответ детей – звук [р’] мягкий согласный, на схеме обозначаем двумя черточками и зеленым цветом).
Логопед:- Точно, вы правы! Предлагаю, вспомнить скороговорку со звуком [р’]:
Скороговорка: « Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом».
Логопед:- Лариса приготовила обед для Бориса, какая профессия у Ларисы? (ответ детей - повар).
Логопед:- Молодцы! А, еще одну скороговорку вспомним про повариху? (ответ детей - Да).
Скороговорка: « Каша, каша простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила котлет!»
Логопед:- Отлично! С этим заданием мы справились, посмотрим, какое следующее? ( На доску вывешивается слоговый паровоз). Это нам знакомый слоговый паровоз. Нам нужно назвать профессии, какие мы уже с вами знаем, и сосчитать, сколько слогов в слове. И в какой вагончик отнести эту профессию, справимся? (ответ детей - Да).
Логопед:- Ребята, посмотрите, в портфеле есть мяч. Давайте, поиграем в мяч. Я, буду бросать вам мяч, и называть ваше, а вы будете отвечать свое имя ласково: Даша - Дашечка, Оля - Олечка, Дима – Димочка и т.д.
Логопед:- Замечательно, с мячом поиграли. Давайте, выполним еще одно задание. Но, для этого сядем за парты.
Дети садятся за парты.
Логопед:- Ребята, перед вами карточки с изображением профессии. Возьмите, карточку и приготовьте фишки для звукового анализа. Ребята, готовы? Приступайте, выполнять звуковой анализ этого слова. ( Спросить у одного, двух детей – с какой профессией карточка, с каким звуком карточка [р-р’], сколько слогов в названии этой профессии).
Логопед:- Ребята, вот в этом конверте – игра « Где спрятался звук? Чтоб поиграть, возьмите свои домики для расселения звуков. Положите перед собою, слушаем внимательно слово, и определяем какой звук [р-р’] спрятан в слове и определяем, где он находится: в начале, середине, конце. (Слова: рысь, ребята, картон, доктор, тряпка, журнал, сахар, моряк).
Логопед:- Умницы! Мы с вами хорошо поработали, теперь время и отдохнуть.
Проводится физминутка.
Логопед:- Ребята, посмотрите еще одно письмо. Слушаем, что нам нужно выполнить: « Послушайте рассказ и попробуйте определить, какая профессия важна. И объясните почему.
Читается рассказ: « Все профессии важны и одинаково нужны ».
Логопед:- Дети, я что-то совсем растерялась, теперь даже не знаю, какая профессия самая главная и нужная? Давайте, вместе определим, какая профессия важна? (ответ детей – Все профессии важны, потому что приносят пользу людям).
Логопед:- Да, ребята вы правы. Все профессии одинаково важны, они все приносят пользу людям.
Логопед:- Ой, ребята смотрите, что это круглое и желтое? Чтобы это могло быть? (ответ детей - солнце).
Логопед:- Точно, вы совершенно правы! Но, оно без лучиков, чтобы появились лучики, нам нужно сказать, что солнце делает весной? ( ответ детей - блестит, греет…- на каждый ответ детей, логопед прищипывает к солнцу лучик).
Логопед:- Мы с вами, нашему солнышку помогли, у него появились лучики. Надеюсь, оно нас услышит и будет нас с вами согревать.
Логопед:- Вот, со всеми заданиями справились. Скажите, какие звуки сегодня были у нас на занятии? А, какая буква? Предлагаю, вам потренироваться в написании буквы. Посмотрите, на доску. Я покажу вам, как писать букву Р. А, сейчас вы возьмите свои листочки и пропишите букву.
Логопед:- Дети, скажите, вам понравилось наше занятие? Что было сложным для вас? Какие вы запомнили профессии? Какую букву научились писать?
Логопед:- Спасибо, за занятие. Я, хочу вам пожелать успехов в учебе и подарить вам «солнышки», чтоб они вас согревали.
Сюрпризный момент: вручение медалек - «солнышек».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»