Проект для школьников «Мой город»
Описание: Проект «Мой город» специально разработан для тематической смены летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. В основе проекта – познавательно-исследовательская деятельность учащихся по изучению своего родного края.
Возраст участников: 8–14 лет. Данный проект дает возможность актуализировать творческий потенциал детей, организовать поисковый характер жизнедеятельности. Условия игры позволяют привлечь весь контингент лагеря.
Ребята:
а) имитируют роли исследователей, путешественников, экологов;
б) учатся деловому поведению в осваиваемых ролях;
в) и отдыхают, и весело преодолевают трудности.
Взрослые также участвуют в исследованиях, координируют деятельность детей.
Материалы проекта могут быть использованы не только при организации работы оздоровительного лагеря, но и при организации воспитательной работы с учащимися любого учреждения образования. Подробное описание основных мероприятий проекта приведено в блоге автора
/blogs/blog54667/igry-dlja-letnego-ozdorovitelnogo-lagerja-s-dnevnym-prebyvaniem-detei-moi-gorod.html
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
формирование единого образовательного пространства лагеря, благоприятного для воспитания активной гражданской личности, оздоровление учащихся.
ЗАДАЧИ
– познакомить детей с историей и культурой родного города;
– формировать у них чувство любви к своему родному краю;
– развивать способности детей через приобщение к различным видам художественной деятельности (рисование, пение, танцы, фотография);
– познакомить со способами поиска и обработки информации, методами поисково-исследовательской работы;
– формировать аналитические способности, проектное мышление и способности к самообучению;
– формировать положительную мотивацию к принципам здорового образа жизни.
Обоснование
Как большая река берет начало из маленького ручейка, так и чувство любви к Родине начинается с любви к родному краю, с привязанности к своему дому, заботы о родителях, интереса к людям и труду, старинным песням, обычаям, обрядам, вещам, созданным предками. Чем ярче и содержательнее знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач – воспитание гражданина-патриота. Только с возвращением памяти прошлого можно начать поиск путей в будущее.
Чувство патриотизма зарождается в детстве, на этапе активного развития самосознания, осмысления себя, своего поведения, своих эмоций и переживаний. Ребенок ощущает свою принадлежность к определенной социальной, национальной группе, учится не просто подражать в поведении старшим, а анализировать и оценивать историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает.
Поэтому развитие патриотических чувств как устойчивой, обобщенной системы отношений к отечеству необходимо организовывать в рамках деятельности, значимой и интересной для детей. С этих позиций значительным воспитательным и образовательным потенциалом обладает летний оздоровительный лагерь, который позволяет использовать комплексный и интегрированный подход к формированию патриотизма как ценности. В лагере возможно применение разнообразных, вариативных форм и методов воспитания: проектная деятельность, поисковая, краеведческая работа, экскурсии, походы, тематические викторины, художественные выставки.
Собирая воспоминания ветеранов, именитых людей, старожилов города, работая с литературой, документами и материалами Интернета, ребята получают возможность реконструировать события прошлого. Помимо обращения к истории, важно было, чтобы дети по-другому взглянули на современные события и попытались увидеть город в будущем. Если ребенок знает свою «малую родину», сам участвует в сборе информации и составляет ее историю, у него возникает чувство бережного к ней отношения.
Изучая настоящее города, видя проблемы и положительные аспекты, ребенок пытается самостоятельно решить вопрос о своей роли в жизни города, не только сегодня, но и в будущем. Научив любить и беречь «малую родину», мы можем рассчитывать, что ребенок будет также искренне относиться к Родине в широком смысле.
Таким образом, личный опыт патриотического поведения способствует порождению, углублению, обобщению и закреплению у учащихся определенных переживаний и отношений. В дальнейшем стабильная система ярких эмоциональных реакций, чувство гордости, связанные с сопричастностью к своему народу, отечеству, может стать пусковым механизмом, внутренней потребностью самостоятельно организовывать деятельность по сохранению и приумножению традиций и достижений родной страны.
Методы реализации проекта
- проектные:
проекты, творческие отчеты
- поисково-исследовательские:
операции «Где эта улица, где этот дом?», «Кооперация», творческие лаборатории, блиц-интервью, заочные задания
- словесные:
беседы, консультации, диспуты, круглые столы, викторины, встречи с интересными людьми
- наглядные:
выставки, рефлексия дня, кино-, видеопросмотры, экскурсии, презентации,
- игровые:
конкурсы, турниры, соревнования, познавательные, развивающие игры, игры-путешествия.
Содержание проекта
В первый день смены ребятам сообщается, что они отправляются в путешествие по своему родному краю. Отряды (экспедиции) участвуют в реализации следующих «научно-исследовательских проектов»: «Рекорды моего города», «Город в объективе фотоаппарата», «Городская азбука», «Вековые тайны города», «Город в лицах».
Экспедиции ежедневно получают маршрутный лист, пакет документов, содержащий различные виды заданий: поисковые игры, интервью, работа с прессой, материалами Интернета. В течение смены ребята, выполняя задания, зарабатывают игровые деньги (название на усмотрение организаторов проекта, в нашем случае это были «случики» от названия города Слуцк.) Валюту можно получить за активность, творчество, за проявление инициативы, выполнение исследований, презентацию проектов, победы в конкурсах и викторинах, соревнованиях, следование законам лагеря. В конце смены за денежки на ярмарке-продаже приобретаются понравившиеся призы.
Проект «Рекорды моего города» предполагает сбор сведений, интересных фактов о родном городе. Ключевые мероприятия проекта:
- операция «Где эта улица, где этот дом?»;
- познавательная игра «Юные следопыты»;
- операция «Кооперация»;
- блиц-интервью на улицах города;
- заочное задание «Город индустриальный»;
- экскурсии в художественную галерею, музеи «Краски родной земли»;
- творческая лаборатория «Карта города – город глазами детей».
Итогом работы по проекту «Рекорды моего города» стало то, что ребята смогли больше узнать о своем городе, об учреждениях, которые в нем находятся, как туда можно обратиться, внимательнее присмотрелись к тому, что их окружает. Силами ребят была оформлена и выпущена «Книга рекордов».
Проект «Город в объективе фотоаппарата». В рамках этого проекта каждая экспедиция проводит фотосессию на тему «Яркие краски нашего города» и выполняет заочное задание «Взгляд на родной город через десятилетия». Заочное задание состоит в том, чтобы найти в семейных альбомах старые фотографии с изображением города, его улиц, достопримечательностей. Из собранных фотографий была оформлена выставка. Важным моментом проекта стало включение в деятельность родителей, помогающих ребятам при выполнении заочного задания.
Проект «Городская азбука». Включает:
- конкурс стихов, частушек, песен о родном городе «Голос моей земли»;
- экологическая тропа «Юные Робинзоны»;
- турнир знатоков «Наш город в произведениях литературы и искусства»;
- творческая лаборатория «Городская азбука».
Результатом реализации этого проекта стала подборка стихов, частушек о Слуцке, сочиненных ребятами, и словарь Слуцка.
Проект «Вековые тайны города». Предполагает работу с различными источниками информации (литература, пресса, Интернет), посещение музея, составление своеобразной летописи города. Основные мероприятия проекта:
- творческая лаборатория «Древний город»;
- экскурсия в этнографический музей «Крестьянский быт конца XIX - нач. XX веков»;
- конкурс рисунков «Мой город»;
- конкурс коллажей «Путешествие по городу».
Проект «Город в лицах». В рамках этого проекта ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, почетными гражданами города. По итогам встреч экспедиции составляют творческие отчеты с фотографиями, рисунками, кратким пересказом бесед. Также проект включал:
- литературный турнир «Славные имена моего города»;
- акция «В памяти поколений»;
- викторина «Мой город в огне войны»;
- экскурсии в краеведческий музей;
- творческий отчет «Знаменитые земляки».
Современная организация летнего детского отдыха, а также социальный заказ, который в настоящее время выполняют учреждения дополнительного образования, предлагают ребенку роль не столько участника, сколько организатора собственной деятельности.
Для этого в лагере создается система самоуправления, призванная удовлетворить интересы, социальную инициативу, творческие способности детей.
Совет экспедиций – высший орган самоуправления. В него входят представители экспедиций, воспитатели, начальник лагеря, руководитель проекта, педагог-психолог, социальный педагог. Совет проводит анализ ситуации в лагере, выявляет наиболее важные на данный момент вопросы, требующие совместного решения, подводит итоги прошедшего дня и получает информацию по программе будущего дня.
Турбюро – разрабатывает исследовательские проекты, маршруты для экспедиций, задания, участвует в организации и реализации культурно-массовых мероприятий.
Экспертная комиссия. Все результаты исследований, творческие отчеты, выполненные задания экспедиции сдают экспертной комиссии, которая внимательно изучает полученные материалы, анализирует их, оценивает и подает свои выводы и предложения по награждению отрядов в Совет экспедиций. Поэтому в ее состав, помимо детей, входят культорганизатор, методисты, представители социально-педагогической и психологической службы.
Монетный двор – занимается изготовлением валюты, которая затем передается в Совет экспедиций для поощрения победителей.
Пиар-агентство – создается для освещения жизни оздоровительного лагеря в течение всей смены. Отвечает за выпуск стенных газет, печатной продукции экспедиции, оформление отрядных уголков, обновление информационных стендов лагеря, оформление и презентацию проектов.
Олимпийский комитет – занимается организацией всех спортивно-оздоровительных и просветительских мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается:
- выпуск «Книги рекордов Случчины», словаря «Азбука Слуцка»;
- сочинение стихов, частушек и песен о Слуцке;
- оформление коллажей «Путешествие по городу»;
- организация фотовыставок «Взгляд на Слуцк сквозь десятилетия», «Яркие краски Случчины», выставки рисунков «Мой город».
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение: педагогический коллектив Центра детского творчества: педагоги дополнительного образования, методисты, культорганизатор, аккомпаниаторы, социальный педагог, психолог.
Материально-техническое обеспечение проекта предполагает наличие спортивного инвентаря (мячи, скакалки, настольный теннис и т.д.), инвентаря для проведения игровых и конкурсных программ, музыкальных инструментов, видео, фототехники, компьютера, цифровой техники и т.д.
Финансирование проекта осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств учреждения.
Сроки реализации проекта
Лагерная смена –18 дней
Этапы реализации проекта
1.
Подготовительный. На подготовительном этапе происходит разработка проекта «Мой город», продумывание логики развития смены, подбор форм и методов воспитательной работы, методической литературы, пополнение «Копилки педагогических идей», разработка сценариев, календарное планирование, подготовка практикума для воспитателей, работа «Академии вожатских наук», обеспечение лагеря хозяйственными товарами, канцелярскими принадлежностями, спортивным инвентарем, медикаментами, призами и сувенирами.
2.
Основной этап. На этом этапе осуществляется непосредственная реализация замысла игры. Экспедиции выполняют исследовательские проекты, создается система детского самоуправления, организовывается работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины» (занятия в объединениях по интересам), осущесвляется социально-педагогическое сопровождение смены, мониторинг.
3.
Итоговый. Предполагает подведение итогов работы лагеря, презентации проектов, творческих отчетов, материалов экспедиций, обмен валюты на призы и сувениры, обработку результатов мониторинга с целью определения эффективности проекта.
4.
Рефлексивный. Анализ и самоанализ педагогами реализации проекта, проведение итогового круглого стола с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы, обсуждение результатов мониторинга.
План мероприятий
Проект «Рекорды моего города»
1-й день
1.Организационный сбор ДОЛ «Улыбка»
2.Работа в отрядах. Игровой комплекс «Знакомьтесь, друзья»
3.Концертно-развлекательная программа «Город детства», посвященная Международному Дню защиты детей
4.Презентация-открытие творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
5.Диспут «Кто может назвать себя слутчанином или что мы знаем о Слуцке?»
6.Занятие по основам безопасной жизнедеятельности «Безопасное лето»
2-й день
1.Операция «Где эта улица, где этот дом?»
2.Экологическая игра «Ботанический поезд»
3.Спортландия «Богатыри Случчины»
4.Подготовка к празднику открытия лагеря «Дверь открывается – праздник начинается»
5.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
3-й день
1.Познавательная игра «Юные следопыты»
2.Акция «Город мой цветущий»
3.Подготовка к празднику «Дверь открывается – праздник начинается»
4.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
4-й день
1.Операция «Кооперация». Блиц-интервью на улицах города
2.Игра по правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаков»
3.Игра-путешествие «В гостях у Витаминов»
4.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
5-й день
1.Игра-экспедиция «Слуцк индустриальный» (день первый)
2.Торжественное открытие смены оздоровительного лагеря «Дверь открывается – праздник начинается»
3.Операция «Краше всех родной наш двор»
4.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
6-й день
1. Игра-экспедиция «Слуцк-индустриальный»
(день второй)
2.Экскурсия в художественную галерею «Краски родной Земли»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
Проект «Город в объективе фотоаппарата»
7-й день
1.Фотовыставка материалов из семейных альбомов «Взгляд на Слуцк сквозь десятилетия»
2.Познавательная игра «Когда ты один дома»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
8-й день
1.Конкурс фоторабот «Яркие краски Случчины»
2.Турнир знатоков «Мой город в произведениях литературы и искусства»
3.Спортландия «Молодецкие забавы»
4.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
Проект «Городская азбука»
9-й день
1.Конкурс частушек, песен, стихов о родном городе
2.Презентация «Рекорды моего города»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
10-й день
1.Экологическая тропа «Юные Робинзоны»
2.Творческая лаборатория «Городская азбука»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
Проект «Вековые тайны города»
11-й день
1.Творческая лаборатория «Древний город»
2.Экскурсия в этнографический музей культуры и быта «Крестьянский быт конца XIX – начала XX веков»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
12-й день
1.Конкурс рисунков «Мой город»
2.Игра-состязание «Большие прыгалки»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
13-й день
1.Конкурс коллажей «Путешествие по городу»
2.Конкурс поделок из природного материала «Очумелые ручки»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
14-й день
1.Литературный турнир «Каб любіць Беларусь нашу мілую»
2.Военно-спортивная игра на местности с элементами ориентирования «Звездный поход»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
Проект «Слуцк в лицах»
15-й день
1.Акция «В памяти поколений»
2.Викторина «Случчина в огне войны»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
16-й день
1.Встреча с ветеранами ВОВ «Минувших лет святая память»
2.Конкурс патриотической песни «Помнит мир спасенный»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
17-й день
1.Экскурсия в краеведческий музей «Случчина в годы Великой Отечественной войны»
2.Подготовка к закрытию лагерной смены«Хоровод друзей»
3.Работа творческих мастерских «Юные умельцы Слутчины»
18-й день
1.Подведение итогов акции «В памяти поколений»
2.Праздничный концерт «Хоровод друзей»
3.Дископрограмма «Танцуем до упада»
4.Закрытие работы творческих мастерских. Выставка-продажа поделок, сувениров «Аукцион щедрости»
8. Критерии оценки выполнения проекта
В качестве механизмов оценивания успешности проекта было использовано анкетирование.
Вопросы анкетирования:
1.Понравилась ли тебе смена нашего лагеря?
2.Хотел(а) бы ты остаться на вторую смену?
3.Какое из мероприятий проекта тебе больше всего понравилось (можно несколько)?
4.Какую роль ты выполнял в состоявшейся смене?
- активный участник;
- зритель;
- организатор;
- наблюдатель;
- лидер.
5.Самое большое огорчение смены?
В анкетировании участвовали 97 ребят в возрасте от 8 до 14 лет.
На первый вопрос положительно ответили 87,6% опрошенных, 12,4% – затруднились ответить.
Хотели бы остаться на вторую смену 83,7% респондентов, 16,3% указали уважительные причины, не позволяющие продолжить свое пребывание в лагере: отдых с родителями, поездка в деревню, пребывание в загородном лагере.
Следующий вопрос был связан с удовлетворенностью мероприятиями в лагере. 43,2% ребят отметили спортландию, 37,6% – творческие лаборатории, 16,6% – военно-спортивную игру «Звездный поход», 2,6% – не ответили.
Активными участниками в проводимых мероприятиях являлись 60,2% опрошенных, 26,8% – зрителями, 5,3% – организаторами, наблюдателями – 3,5%, лидерами – 4,2 %.
94,3% опрошенных не испытывали никаких огорчений в ходе смены, 5,7% - не ответили на вопрос о самом большом огорчении смены.
Результаты анкетирования показали, что ребята отдают предпочтение активному досугу. Разнообразные виды культурно-досуговой деятельности позволили им самореализовать себя, раскрыть свои творческие способности.
9. Литература
1.Кленова, Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД, или каково быть золушкой в дополнительном образовании / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. – 2008. – № 7. – С. 12.
2.Лисецкая, Е., Степущенко, О.,Ушакова, Е., Пузанова, Н. Детские службы летнего лагеря / Е. Лисецкая, О. Степущенко, Е.Ушакова, Н. Пузанова // Народное образование. – 2009. – № 3. – С. 224.
3.Организация летнего досуга детей и подростков: пособие для организаторов летнего отдыха / Н.П. Герасименко [и др.]; Сост. Н.И. Филимонова.– Минск: «Мастацкая літаратура», 2000. – С. 103.
4.Соболева, Т. Яковлева, П. Летний лагерь: изучаем свой город / Т. Соболева, П. Яковлева // Народное образование. – 2006. – № 3. – С. 209.
5.Черняев, С., Морева, О. Летний отдых детей из замещающих семей / С.Черняев, О. Морева // Народное образование. – 2009. – № 3. – С. 250.
6.Шамаева, А. Уголок России – отчий дом / А. Шамаева // Народное образование. – 2006. – № 3. – С. 182.
Приложение.
МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА ПЕСЕН, СТИХОВ, ЧАСТУШЕК О СЛУЦКЕ
«СЛУЦКИЕ СТРАДАНИЯ»
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем про чистый Слуцк
Очень занимательно!
Слуцк - красивый город,
Он мне очень дорог,
Дом здесь мой родной,
Живу я тут с семьй!
В нашем городе родном
Много улиц и домов.
Мы по улицам шагаем,
Чистоту все соблюдаем.
Узоры красивые,
Сердцу милые,
Ткут ткачи не спеша,
Слуцкие, родные пояса.
Мы по городу гуляем,
Мусор в мусорку бросаем.
Потому что чистота
Очень, очень нам близка.
Красивый город Слуцк,
Ты не всем знаком,
Я родился тут
И здесь мой отчий дом.
Во саду ли в огороде
Бегает милиция,
Думали бандитов ловят,
Нет! Это ЦДТ резвится!
Нам сегодня не до шуток,
Идет сложная борьба,
Кто заработает больше «случиков»,
Тому - «Гип-гип-ура!!!»
«Слуцк спортивный»
Город Слуцк непобедим!
Стать мы первыми хотим.
И в футболе, и в гандболе,
В баскетболе победим!
Песнь о Слуцке
(поется на мотив песни «Где-то на белом свете…»)
В нашей Беларуси
Город маленький есть,
Там хорошие люди,
Впрочем, как везде.
Там речка бежит тихонько,
С красивым названием Случь,
Там старейшая наша школа,
И я даже в ней учусь!
Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля,ля
Это Родина моя!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Отчёт о работе пришкольного лагеря дневного пребывания
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей