Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Психолого-педагогическое сопровождение
Автор: Шейко Ольга Валентиновна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"
Описание: в данной статье описана деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения дополнительного образования ГУО «Слуцкий Центр детского творчества» в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Данный материал будет полезен организаторам летнего отдыха, специалистам СППС, вожатым отрядов.
Цель – обобщить работы социально-педагогической и психологический службы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Задачи:
- определить основные направления деятельности службы в лагере;
- представить специфику работы специалистов СППС на каждом этапе реализации смены;
- предложить блок интересных диагностических методик, которые можно использовать в работе лагеря.
В реализации модели летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей значительная роль отводится социально-педагогической и психологической службе, которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение каждого этапа смены.
Основными направлениями работы СППС в условиях летнего оздоровительного лагеря являются:
1. диагностическая деятельность, которая включает:
- диагностику особенностей развития личности учащихся, выявление их интересов, склонностей, потенциальных проблем;
- диагностику психологического комфорта;
- диагностику достижения прогнозируемых результатов смены.
2. психолого-педагогическое просвещение и информирование;
3. коррекционно-развивающая деятельность:
- обучение ребят основам конструктивного общения;
- проведение коррекционно-развивающих занятий, психологических игр, направленных на формирование временного детского коллектива;
- поиск выходов из конфликтных ситуаций;
- работа с детьми, имеющими проблемы в поведении.
4. консультирование воспитателей, детей, родителей.
Соответственно перед СППС ставятся следующие задачи:
- создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности;
- создание условий для накопления опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;
- оказание помощи в развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса;
- разработка диагностического инструментария.
В организационный период специалисты службы уделяют особое внимание формированию благоприятного доброжелательного климата в отрядах, изучению личностных особенностей учащихся, их ожиданий от пребывания в лагере.
На основном этапе проводятся диагностические исследования, являющиеся частью мониторинга, которые позволяют выявить проблемные «поля», требующие наибольшего внимания. По результатам проведенного анализа специалистами
службы проводятся:
- разработка и планирование стратегии сопровождения ребенка или отряда;
- индивидуальные, групповые консультации с воспитателями, детьми;
- планирование совместных действий педагогов и социально-педагогической и психологической службы;
- проведение индивидуальной и групповой работы с детьми;
- итоговая диагностика и анализ результатов проделанной работы.
В качестве диагностического инструментария основного этапа можно использовать анкеты «Выявление интересов и склонностей учащихся», анкеты для родителей, методики «Незаконченное предложение», «Рейтинг ожидания», «Я в круге», «Кораблекрушение», «Архитектор» (описание методик приводится ниже), социометрию с целью определения ожиданий, потребностей.
Наблюдения показывают, что в начале смены большинство ребят отвечают, что хотят просто отдохнуть, завести друзей, т.е. ратуют за неорганизованный отдых. Вовлечение воспитанников в активную деятельностью в рамках проекта способствуют тому, что к концу смены практически все ребята делятся яркими впечатлениями, перечисляют самые интересные мероприятия, в которых они принимали участие, и ставят достаточно высокую рейтинговую оценку проведенному отдыху в лагере.
На заключительном этапе проводится исследование с целью подведения итогов, выявления достигнутых результатов, получения обратной связи и дальнейшего совершенствования проектирования летнего отдыха детей.
АНКЕТА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Дорогой друг!
Мы очень рады видеть тебя в нашем лагере и хотим помочь тебе интересно, весело и с пользой для тебя провести время. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботиться о тебе, учитывая твои пожелания.
Фамилия ____________________ Имя ________________ Возраст ______
1. Чем ты любишь заниматься больше всего? (нужное подчеркни, можно несколько вариантов)
- рисовать,
- петь,
- танцевать,
- лепить,
- участвовать в художественной самодеятельности,
- сочинять стихи, сказки,
- заниматься спортом (играть в футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис и др.)
- шить, вязать, вышивать,
- другое ____________________________________________
2. Подчеркни виды игровой деятельности, которые тебе больше нравятся:
- подвижные игры,
- изготовление поделок, сувениров,
- интеллектуальные игры,
- шоу-программы,
- спортивные игры и состязания,
- театрализованные представления,
- другое _____________________________________________
3. Как ты оцениваешь свое здоровье?
- чувствую себя совершенно здоровым,
- здоровье, в целом, хорошее, но хотелось бы быть более крепким,
- к сожалению, здоровьем похвалиться не могу, часто болею.
Спасибо! Надеемся на взаимопонимание и сотрудничество.
ИТОГОВАЯ АНКЕТА
Дорогой друг!
Вот и закончилась лагерная смена. Нам грустно расставаться с тобой. Просим заполнить анкету для того, чтобы мы могли улучшить свою работу и сделать в следующем году отдых в лагере еще более интересным, веселым и полезным.
Отряд _______________________
1.Оцени прошедшую смену по 10-ти балльной шкале ______________
2.Самое яркое впечатление лагеря у меня ________________________
3.Самое интересное мероприятие ___________________
4.Самое неинтересное мероприятие _____________________________ потому что _______________________
5. С кем ты подружился за смену? _______________________________
6.Чему ты научился за смену? _________________________________
7.Если бы я был начальником лагеря, то _________________________
8.Твои пожелания ребятам второй смены _________________________
9.Твои советы и пожелания воспитателям и педагогам _____________________________
Спасибо! До следующей встречи!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители (бабушки, дедушки)!
Для того чтобы сделать отдых Вашего ребенка более полезным и содержательным, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.
1.Фамилия, имя ребенка ______________________
2.Бывал ли ребенок ранее в оздоровительных лагерях?_____________
3.Чем увлекается Ваш ребенок? _________________________________
4.Посещает ли какие-нибудь секции или кружки? Нет. Да. (Какие?) ______________________________
5.Как он ощущает себя в детском коллективе?
- комфортно, является душой компании, активен;
- сдержан, замкнут;
- другое ________________________________________________
6. Страдает ли каким-нибудь хроническим заболеванием? Каким? _______________________________
7. Имеет ли ребенок какие-нибудь противопоказания для занятий спортом? Нет. Да. Какие?____________________
8. Умеет ли он плавать?
- плавает хорошо;
- держится на воде;
- не умеет.
9. Есть ли противопоказания при пребывании на солнце? Да. Нет
10. Наличие аллергических реакций? Нет. Да. (Укажите источник аллергии) _________________________________
11. Дополнительная информация о Вашем ребенке, которую Вы хотели бы нам сообщить ____________________________
Спасибо!
РЕФЛЕКСИВНАЯ МЕТОДИКА
«ЛУКОШКО НАСТРОЕНИЯ»
Предполагает индивидуальную рефлексию участников. В первый день смены каждый воспитанник получает вырезанное из бумаги формата А 4 лукошко, в плетении которого насчитывается 18 ячеек. Каждый день перед итоговой линейкой ребята раскрашивают одну ячейку определенным цветом:
- красный цвет - у меня все получилось;
- желтый цвет - я старался, но у меня не все получилось;
- синий цвет - мне было грустно, скучно.
Методика «Рейтинг ожиданий»
Цель:выяснить представления детей о лагере для корректировки направлений деятельности в отрядах, лагере с учетом интересов детей. За основу взята методика «Незаконченное предложение». Детям предлагается письменно продолжить предложения «Лагерь – это…», «Я жду от лагеря …» и т.д. При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок отвечал самостоятельно, быстро и не задумываясь. При обработке данных ответы делятся по категориям: отдых, положительные эмоции, интересное времяпровождение, хорошие воспитатели, общение, хорошие друзья и т.д.
Методика «Я в круге»
Цель: изучить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил лагеря.
При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Ему предлагается нарисовать окружность. Окружность – это отряд, ребенок должен поставить точку или маленький кружок там, где он находиться. Возможные варианты расположения маленького круга:
Как показывает практика, дети по-разному ощущают себя в отряде (круге), некоторые могут находиться за его пределами. Для специалистов СППС, воспитателей это должно стать тревожным сигналом.
Методика «Кораблекрушение»
Цель: выявить лидеров в детском коллективе.
На первом этапе задается ситуация: «Ваш корабль терпит кораблекрушение. Вам удалось спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять несколько предметов. Задание: отметьте на бланке предметы, которые вы возьмете в первую, во вторую, в третью очередь и т.д., в зависимости от степени важности их для вас. Результаты запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.
На втором этапе ребята объединяются в группы. Их задача – сравнить свои варианты, обсудить, договориться и оценить те же предметы, но уже в группе. Результат каждый член группы записывает в свой бланк в столбик № 3.
Затем проводится рефлексия. Ребята устно отвечают на вопросы ведущего:
- К чьему мнению в группе вы прислушивались?
- Кто, на Ваш взгляд, был более убедителен?
Следующим шагом является оглашение «ответа»: Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
- помогающие вас обнаружить,
- поддерживающие жизнь,
- бесполезные.
А потому правильнее всего расположить предметы надо было так:
Для обнаружения:
- зеркальце – 1,
- баллон с горючей смесью – 2;
Для поддержания жизни:
- канистра с водой – 3;
- армейский сухой паек – 4;
- шоколад – 5;
- непрозрачный пластик (для воды или защиты от солнца) – 6;
- рыболовная снасть – 7;
- нейлоновый канат – 8;
- подушка надувная – 9;
- асептик – 10 (для обработки ран);
- репеллент – 11.
Бесполезные:
- радиоприемник – 12;
- карта Тихого океана –13;
- противомоскитная сетка –14;
- секстант – 15.
Результат записывается в столбик № 5.
Обработка результатов. Ребята подсчитывают разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика, записывают получившиеся данные во 2-й столбец, разность 3-го и 5-го столбца в 4-й. Затем складываются результаты во втором столбце, подписываются внизу столбца. То же самое и в 4-м столбце. В итоге должны получиться 2 числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось наименьшим, тот и является лидером.
Методика «Архитектор»
Цель: выявить эффективность планируемых мероприятий. Ребятам дается инструкция расположить в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить). Принцип распределения:
- на 3-м этаже – буду ходить туда всегда;
- на 2-м этаже – скорее пойду, чем не пойду;
- на 1-м этаже – не пойду никогда.
Есть варианты проведения методики. Ее можно проводить как в индивидуальном порядке, тогда ребенок может оценить множество мероприятий, просто записывая их названия на разные этажи. Либо использовать для групповой оценки отдельных мероприятий. Тогда каждый ребенок ставит плюсик на соответствующем этаже.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий литературно-развлекательного досуга в школьном летнем лагере
Программа профильной смены в пришкольном лагере
Сценарий музыкально-спортивного праздника в начальной школе
Игры и развлечения для детей в летнем лагере
Похожие статьи:
Рассказы для школьников. Рассказы о лете
Игры для детского лагеря
Планирование лагерной смены
Сценарий интеллектуально-развлекательной игры в лагере «Крестики-нолики»
Программа для летнего лагеря с дневным пребыванием детей