Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок мужества в ГПД для 2-4 класса. Блокада Ленинграда

Урок мужества в ГПД для младших школьников «И жизнью смерть была побеждена…»
Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель ГПД, МБОУ Сукромленская СОШ имени М.Н. Виноградова Торжокский район Тверская область.
Мероприятие предназначено учащимся 2-4 классов и будет полезно учителям начальных классов, воспитателям ГПД, библиотекарям.
Цель: Приобщение подрастающего поколения к духовным, историческим и патриотическим ценностям.
Задачи: Познакомить с понятием – блокада. Уточнение понятий: бомбоубежище, паек, героизм, мужество, стойкость, доброта, взаимопомощь.

«Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой» А. Митяев. Ведущая:
На реке Неве расположился красивый город мостов и островов, музеев и дворцов, соборов и парков, каналов и фонтанов - Санкт – Петербург. Построенный по повелению царя Петра -1, в белые ночи он особенно красив. Его проектировали талантливые архитекторы разных стран. Несколько раз он переименовывался, а во время Великой Отечественной войны назывался - Ленинград. В истории Ленинграда есть период, трагические события которого коснулись почти каждой семьи – это блокада.
Рисунки детей.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближайшие подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны, началась блокада. Гитлер решил стереть с лица Земли один из крупнейших городов Советского Союза. С севера город блокировали войска Финляндии. На Ладожском озере Итальянские формирования обслуживали торпедные катера, заодно, с ними была испанская «Голубая дивизия». Официально Испания не воевала с Советским Союзом, воевали только добровольческие части. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали город с суши, с моря, с воздуха. Даже бросали на него морские мины. Начались пожары, от обстрелов рушились дома. Люди погибали и в домах, и на улицах. Когда замкнулось блокадное кольцо, в окружении оказались 2 миллиона 554 тысячи ленинградцев, в том числе 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Конечно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбёжек. Забота о детях в тех условиях была характерной чертой ленинградцев, она давала силу взрослым, поднимала на труд и бой, потому, что спасти их можно было, только отстояв город. Было принято решение построить новую автомобильную дорогу для грузовых машин к Ладожскому озеру. 200 километров дороги через леса и топи построили за 20 дней. Работали и стар и мал. «Дорога жизни» связывала Ленинград с тыловыми районами страны. По ней с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.
Это были страшные дни для ленинградцев. Нечем было топить, не было электричества, вышел из строя водопровод. Город находился под постоянными бомбёжками. Начался голод, по Ленинграду ходила смерть, но он не сдавался.
Сообщение делает учащийся 4 класса:
Что такое блокада? Это невозможность проникнуть в город или выбраться из него, провезти продовольствие, лекарственные средства, дрова, уголь и другие товары, нужные для жизни человека. Отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима, люди устроили для обогрева печки – времянки прямо в комнате, а топить нечем. Потому, что быстро сожгли всю мебель, книги, старую обувь, а дров и угля негде было взять. Чтобы выжить, для экономии топлива, собирались в одну комнату жители нескольких квартир. Дома не отапливались, но люди не срубили ни одного дерева, чтобы сохранить все парки и сады Ленинграда.
Сообщение сделает учащийся 3 класса: Для своевременного оповещения всех жителей города об обстрелах и бомбежках на улицах Ленинграда власть установила 1500 громкоговорителей. Радио работало круглосуточно, было запрещено отключать его. Это был главный источник информации. Когда диктор прекращал трансляцию, включался метроном. Звук метронома стал настоящим символом живого города. Метроном – биение сердца города. Быстрый отчет ритма означал приближение вражеских самолетов и скорое начало бомбардировки. Медленный ритм оповещал об окончании тревоги. По 6 – 8 раз в сутки звучала воздушная тревога, предупреждающая ленинградцев об обстрелах и бомбежках, нужно было спускаться в бомбоубежище. (Слушаем метроном).
Сообщение делает учащийся 3 класса:
Что такое бомбоубежище? Это специальное помещение под землей, для укрытия от обстрелов и бомбежек. Как только объявляли воздушную тревогу, нужно было собрать документы, самое необходимое и спуститься в бомбоубежище. Если обстрел заставал людей на улице, они по указателю находили бомбоубежище и прятались. На улицах дежурили специальные люди, которые следили за выполнением этих правил. На стенах писали, где особенно опасно находиться во время обстрела, рисовали стрелки, указывающие, куда следует спрятаться, а дежурные предлагали перейти на другую сторону, чтобы не попасть под обстрел. Несмотря на постоянные бомбежки и обстрелы город жил своей жизнью.
Сообщение делает учащийся 4 класса: (Тарелка с хлебом 125 грамм).
Блокадный хлеб состоял из жмыха, солода, ржаной и овсяной муки. Он был темного, почти черного цвета, сильно горчил. Его питательных свойств не хватало взрослому человеку, но и такой выдавали по специальным карточкам, очень мизерную норму – паек. В самые сложные для жителей моменты осады, для получения пайка была такая норма: Дети, иждивенцы, служащие получали 125 грамм хлеба. Рабочие - 250 грамм. Участники пожарных бригад – 300 грамм. Бойцы на переднем крае обороны получали – 500 грамм хлеба. Карточка выдавалась на весь месяц. Паек следовало получать ежедневно, после получения, отрезали нужное число от карточки. Если потерялась, она не восстанавливалась, грозила голодная смерть. (Показать на фото как выглядела карточка). Люди не могли долго продержаться на таком рационе и массово умирали от истощения.
Сообщение делает учащийся 2 класса:
В это нелегкое время нашлись люди, которые взялись за спасение животных Ленинградского зоопарка. Они в срочном порядке занялись перевозкой зверей. Конечно, им удалось не всех спасти, по этот подвиг никогда не будет забыт.
В городе развелось много крыс и чтобы спасти съестные припасы, из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек. Их раздали жителям и через короткое время крысы были побеждены.
Ведущая:
Ленинград продолжал жить и работать. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. Когда не было сил добраться до дома, ночевали прямо на рабочем месте, чтобы утром продолжить свой труд на благо Родины. Дети тоже принимали участие в жизни города: работали на станках, тушили пожары, сбрасывали с крыш бомбы – зажигалки, носили воду с Невы, стояли в очередях за хлебом, который выдавали по специальным карточкам, обходили дома, чтобы оказать помощь, устраивали для больных концерты, ухаживали в госпиталях за раненными солдатами.
Самое тяжелое время для Ленинградцев – первая зима осады. Она была очень суровой. Температура снижалась до – 32 градусов. Стены домов обледенели, город засыпал снег, который не чистился, что очень усложняло жизнь горожан. Без воды жить невозможно, а так как водопровод замерз, то ее приходилось добывать в реке Неве. Еле живые люди с санками отправлялись к реке, прорубали во льду лунку, начерпывали ковшиком воду и тащились домой. Даже в апреле толщина снежного покрова местами достигала пятидесяти сантиметров. Минусовая температура держалась до мая месяца.
Многие не пережили голода и холода, но Ленинград не сдался.
Мы гордимся простыми людьми, на плечи которых легли тяготы блокады, которые выстояли перед натиском фашистов и не отдали город врагу. Война с фашистской Германией была жестокой и принесла много горя, разрушений. Беда пришла в каждый дом. Весь народ встал на защиту своей Родины. Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 872 дня, за это время погибло 630 тысяч ленинградцев. Минута молчания.
Сообщение делает учащийся 4 класса:
Д.Д. Шостакович написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской», в 1942 году она прозвучала в большом зале Ленинградской филармонии. Ее слышали не только жители города на Неве, но и наши защитники, и фашисты осаждавшие Ленинград, потому, что музыку транслировали на весь город через громкоговорители. (Слушаем отрывок).
Ведущая:
27 января – День воинской славы России – День полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады в1944 году.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР за массовый героизм и мужество при защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов проявленные защитниками блокадного Ленинграда 8 мая 1965 года городу присвоено звание Город – герой. Освобождение Ленинграда вошло в историю как символ отваги и мужества нашего народа.
Подарки - открытки с поздравительным письмом - треугольником блокадникам.


Мы гордимся простыми людьми, на плечи которых легли тяготы блокады, которые выстояли и не отдали фашистам город.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в 5 классе. Блокада Ленинграда Классный час в 3 классе. Освобождения города Ленинграда от блокады Воспитательное мероприятие для учащихся 7-8 класса по патриотическому воспитанию детей. Сценарий Линейка в школе к 75 – летию снятия блокады Ленинграда
Зимняя объёмная аппликация в технике квиллинг для детей начальной школы "Снегирь на ветке" пошагово с фото | Шкатулка для мамы в технике декупаж. Мастер-класс с пошаговыми фото для учащихся начальных классов
Опубликовано: 1090 дней назад (1 февраля 2019)
Просмотров: 1473
+1
Голосов: 1
Оксана Александровна Некрасова # 4 февраля 2019 в 11:27 +1
Тяжелая тема, но нужная, важная для воспитания патриотического духа.
Анна Владимировна Сергеева # 4 февраля 2019 в 16:03 +1
Полностью с Вами согласна. Слезы наворачиваются на глаза, как вспомню рассказы моего папы об этом периоде жизни. Он родился и вырос в Ленинграде и был вывезен по Ладожскому озеру, в совершенно истощенном состоянии, даже не мог передвигаться сам.