Проект Развитие речи старших дошкольников через различные жанры искусства. Декоративно-прикладное искусство (Хохлома, Семеновская матрешка)
Автор: Худошина Ирина Валерьевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №10 "Россияночка", г.Семенов, Нижегородской области
Цель: развитие речи старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами родного края
Задачи:
1. Развивать словесное творчество
2. Способствовать налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, коллективном труде, в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения
3. Совершенствовать способы диалогического взаимодействия со сверстниками (умение вежливо обращаться друг с другом по имени, соблюдать очередность, слушать и не перебивать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения)
Вид проекта групповой
Тип проекта: творческий
Срок реализации: краткосрочный (апрель)
Участники: дети, воспитатели
Условия для реализации проекта:
Создание мини-музеев: Холомских изделий, матрешки
• Создание дидактических игр по народным промыслам
• подбор альбомов, иллюстраций, по народным промыслам
Ожидаемый результат:
• Наладить диалогическое общение детей со сверстниками
• Закрепить способы диалогического взаимодействия со сверстниками (умение вежливо обращаться друг с другом по имени, соблюдать очередность, слушать и не перебивать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения)
Этапы
1. Подготовительный
• Постановка цели и задач проекта
• Обсуждение сроков
• Составление плана проекта
• Организация соответствующей предметно- развивающей среды
• Подготовка бесед и рассказов по ознакомлению с народными промыслами родного края
2. Основной
Выполнение перспективного плана проекта
Беседа «История появления хохломы» с показом презентации и видеоролика «Ремесло»
Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись»
Мастер-класс по росписи ложки
Обсуждение получившихся работ
Познавательные беседы «Известные люди города Семенова»
Литературная гостиная «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов
Рассматривание иллюстраций к книге «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов
Театрализованная игра на основе прочитанного
Экскурсия в музей матрешки
3. Заключительный
Творческий вечер искусствоведов по народным промыслам нашего города
Перспективный план
1. Беседа с показом презентации и видеоролика «Ремесло». Тема: «История появления хохломы». Цель: Расширять знания об истории народного промысла.
2. Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись» с обсуждением увиденного. Тема: "Золотая хохлома". Цель: Расширять знания об истории хохломского промысла.
3. Мастер-класс по росписи ложки. Тема: "Эх, ложечка! Красавица". Цель: Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
4. Обсуждение работ.Тема: "Эх, ложечка! Красавица". Цель: формировать положительные нравственные качества, умения выражать свои мысли.
5. Познавательная беседа. Тема: «Известные люди города Семенова». Цель: Знакомить с мастерами народных промыслов, внесших существенный вклад в развитие народного творчества.
6. Литературная гостиная. Тема: «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов. Цель: Формировать умения детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев).
7. Рассматривание иллюстраций к книге «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов. Тема: "Хохлома в книжной графике". Цель: Помочь выявить степень и правильность понимания детьми услышанного.
8. Творческая мастерская Рисование персонажей по прочитанному. Тема: "Тот самый медведь. Как вижу его после прочитанного". Цель: Формировать умения детей понимать литературные произведения (представлять внешний вид героя), обсуждать его (мотивы поступков героев)
9. Театрализованная игра на основе прочитанного. Тема: «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов Цель: Воспитывать интерес к книгам и чтению художественной литературы
10. Экскурсия в музей матрешки с обсуждением увиденного. Тема: "Семеновская матрешка". Цель: Расширять знания о возникновении матрешки и истории её появления в Семенове.
11. Творческий вечер искусствоведов. Тема: «Характерные черты хохломы и Семеновской матрешки». Цель: побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием предметов народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство вносит в мир ребенка радость, бодрые ритмы, дает положительные эмоции, помогает очиститься от негативных переживаний, снимает тревожность, замкнутость. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и влияют на содержание речи. В процессе росписи происходит развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, что также способствует развитию речи. Таким образом, знакомство детей с народным декоративно-прикладном искусством – одно из важнейших средств художественно-эстетического и нравственного воспитания, дающего богатый материал для развития речи дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Центр речевого развития
Мини-музей "Хохлома"
Мини-музей "Семеновская матрешка"
Беседа «Что такое «народные промыслы» с показом презентации и видеоролика «Ремесло»
Экскурсия на фабрику по производству хохломских изделий
Мастер-класс по росписи ложки
Обсуждение получившихся работ
Литературная гостиная
Б. Корнилов «Как от меда у медведя зубы начали болеть»
И заучивание стишков про народные промыслы
Рассматривание иллюстраций к книге «Как от меда у медведя зубы начали болеть» Б. Корнилов
Творческая мастерская Рисование персонажей по прочитанному
Театрализованная игра на основе прочитанного
Экскурсия в музей матрешки с обсуждением увиденного
Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье»
Творческий вечер искусствоведов «Характерные черты хохломы и Семеновской матрешки»
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края