Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогическая диагностика о знании правил безопасного поведения детей 4-7 лет

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет
Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет, которая разработана на основе парциальной программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Программа состоит из шести разделов:
«Ребенок и другие люди»
«Ребенок и природа»
«Ребенок дома»
«Ребенок на улицах города»
«Пожарная безопасность»
«Азбука здоровья»
Цель рабочей программы: Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников 4-7 лет в окружающей среде.
Задачи для средней группы:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Закреплять знания о значении сигналов светофора
2. Познакомить с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Познакомить с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Познакомить с дорожными знаками («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Закреплять знания о правилах поведения в общ. транспорте и ожидая его
6. Рассказать детям о месте для игр и о правилах поведения во время игр
7. Рассказать детям о правилах езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Познакомить детей с опасными предметами, электроприборами и правилами пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»
1. Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Формировать представления детей о правилах поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Формировать представления детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Познакомить детей с причинами и последствиями пожаров
2. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара
3. Дать детям знания о профессии пожарного
VI. «Азбука здоровья»
1. Формировать представления у детей о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Закреплять знания детей о частях тела человека и их предназначении
3. Формировать представления детей о правильном питании
4. Познакомить детей со службой скорой помощи и ее назначении
Задачи для старшей и подготовительной к школе группах:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Познакомить с дорожными знаками (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Закреплять правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Расширять знания об устройстве улицы и ее частями, дать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Расширять знания о светофоре, его видах и значении
5. Познакомить с профессией регулировщика и его сигналами
6. Закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Закреплять знания о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Закреплять знания о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Закреплять знания детей об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними

III. «Ребенок и другие люди»
1. Закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Познакомить с номером вызова полиции 02
3. Научить называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Закреплять знания о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями
4. Закреплять знания детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Познакомить с номером вызова пожарных 01
2. Закреплять знания детей о причинах и последствиях пожаров
3. Закреплять знания детей о правилах поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Расширять представления детей о роли гигиены, режима дня, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Закреплять знания о частях тела человека и их функциях
3. Расширять представления детей о правильном питании
4. Закреплять знания детей о службе скорой помощи, познакомить с номером вызова скрой помощи 03
Вследствие, образовательных задач были разработаны критерии оценки знаний программы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет, для каждого возраста и раздела программы
Критерии оценки знаний детей средней группы:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать значение сигналов светофора
2. Знать и называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Знать виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Знать и называть дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
6. Знать место для игр и правила поведения во время игр
7. Знать правила езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Знать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»
1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Знать правила поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Знать правила поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Знать о причинах и последствиях пожаров
2. Знать правила поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать и называть части тела человека
3. Знать о правильном питании
4. Знать о назначении скорой помощи

Критерии оценки знаний детей старшей и подготовительной к школе группах:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать и называть дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Знать об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Знать о светофоре, его видах и значении
5. Знать кто такой регулировщик и его сигналы
6. Знать и называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Знать о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Знать о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Знать об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними
III. «Ребенок и другие люди»
1. Знать о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Знать номер вызова полиции 02
3. Знать и называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Знать о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Знать и лекарственные и ядовитые растения (3-4)
4. Знать о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Знать номер вызова пожарных 01
2. Знать о причинах и последствиях пожаров
3. Знать правила поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, режима дня, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать части тела человека и их функции
3. Знать о правильном питании
4. Знать о службе скорой помощи,
5. Знать номер вызова скорой помощи 03
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Диагностическое обследование проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:
1. Не навреди ребёнку.
2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребёнка.
Результаты диагностики детей заносятся в диагностическую карту. В основу диагностической карты по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет положены критерии:
• Знания о пожарной безопасности
• Знания о безопасном поведении с незнакомыми людьми
• Знания о безопасном поведении дома
• Знания о здоровом образе жизни
Диагностическая карта для средней, старшей и подготовительной к школе групп по разделу «Ребенок на улицах города» разработаны отдельно, для того чтобы получить полную картину знаний детей именно по правилам дорожного движения. И положены такие критерии как:
• Знания об устройстве улицы
• Знания о светофоре
• Знания о дорожных знаках
• Знания о пешеходном переходе
• Знания о правилах поведения в общественном транспорте
• Знания о регулировщике (для средней группы знания о регулировщике нет)
• Знания о месте для игр и езде на велосипеде
• Знания о видах транспорта
Оценка знаний ведется по трех балльной системе:
3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
2 балла - средний уровень — ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
1 балл - низкий уровень — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
К каждому из критериев подобраны задания для каждого возраста, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет.

Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет:
«Ребенок на улицах города»
1 задание Игра с макетом улицы
Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки
Для старшей и подготовительной группы
Знают ли что такое перекресток и островок безопасности
2 задание Игра «О чем говорит светофор»
Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора
Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.
Для старшей и подготовительной групп
Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора
3 задание Беседа по сюжетным картинкам
Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.
Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?
4 задание Игра «Правильно – неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде
Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно)
Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?
5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта
Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»
В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт.
Для старшей подготовительной группы
6 задание «Регулировщик»
Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы
Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора
Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика
«Ребенок дома»
1 задание Игра «Источники опасности»
Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы
Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов
Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?
Для старшей и подготовительной группы
2 задание «Мой домашний адрес»
Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес
Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.
3 задание «Моих родителей зовут»
Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей
Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Ребенок и другие люди»
1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком
Ход игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?
«Ребенок и природа»
1 задание «Правильно - неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными
Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.
Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?
2 задание «Можно - нельзя»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде
Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде
Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему?
Для старшей и подготовительной группы:
3 задание «Топаем, хлопаем»
Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения
Ход игры: Воспитатель называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают.
«Пожарная безопасность»
1 задание «Пожар»
Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности
Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара
Ход игры: детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку
- Отчего происходит пожар?
- Что нужно делать, если случился пожар? И т.п.
2 задание «Разложи по порядку»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожара
Материал: картинки с изображением действий во время пожара.
Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«Азбука здоровья»
1 задание «Здоровый малыш»
Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиены
Материал: игра – лото «Здоровый малыш»
Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо».
2 задание «Гигиена и хорошее здоровье»
Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функциях
Материал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье»
Для старшей и подготовительной группы
1 задание «Телефон»
Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб
Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефонов
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру.

На мой взгляд, так как, воспитатель проводит педагогическое исследование, то методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельности детей, а естественно вписывается в неё. Поэтому, я считаю, главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста.
Наблюдения я специально планирую и подготавливаю условия, побуждающие ребёнка к игре. Но иногда провожу и спонтанно. В этом случае использую любой момент, когда замечаю, что ребёнок готовиться к игре по ОБЖ начинает играть, играет (с партнёром или в одиночку).
Диагностическое обследование провожу не только методом наблюдения, но и с помощью дидактических игр, такие как: «Правильно - не правильно», «Можно – нельзя», «Разрешается, запрещается», «Разложи по порядку» (игра позволяет выявить уровень знаний детей о действиях во время пожара, задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенных на них действиях) и т.д. Дидактические игры проводятся как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Подбираю игры так, чтобы в одних происходила манипуляция с картинками, в других беседа, в третьих действия опорно-двигательного аппарата.
Так же считаю эффективным методом диагностики это игры – тренинги (создание проблемной ситуации). С помощью таких игр выясняется не только знания детей, но и умения действовать в опасной ситуации. Например, игра-тренинг «Незнакомец», задача детей рассказать, показать как вести себя с незнакомцем.
Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей основам безопасного поведения и сделать корректировку в перспективном планировании на учебный год, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению правил безопасного поведения.
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний по основам безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний по основам безопасности жизнедеятельности, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого обучающегося.

Рекомендуем посмотреть:

Безопасность проведения занятий на площадке и в физкультурном зале Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Сценарий детско-родительского развлечения для подготовительной группы. Правила безопасности

Похожие статьи:

Конспект занятия по ОБЖ для детского сада по теме: В мире опасных предметов

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Ядовитые грибы и ягоды

Занятие по основам безопасности в старшей группе. Тема: Встреча с незнакомцем

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе. В гостях у доктора Айболита

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе на тему «Приготовление винегрета (салата)»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности для старшей группы
Опубликовано: 2597 дней назад (14 марта 2017)
Просмотров: 24379
Рубрика: диагностика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!