Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Создание благоприятных условий для дошкольников в учреждении дополнительного образования

Создание благоприятных, природосообразных условий развития детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Новые федеральные государственные образовательные стандарты – это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей – главный механизм построения системы непрерывного образования.
За последнее время система дополнительного образования значительно изменилась и приобрела ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость.
Расширяются ее направления, основной становится образовательная деятельность. Организация в учреждениях дополнительного образования предшкольной подготовки – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа населения, а также результат поэтапного решения федеральных и региональных задач в области образования.
По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).[1]
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос дошкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам, не имеют опыта социализации.
В этой связи учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития [4, с. 3-31].
Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью».
Школьная зрелость предполагает готовность ребенка к новой социальной позиции школьника, владение определенной техникой общения и сотрудничество со взрослыми, развитие сознательности и произвольности, наличие сформировавшегося мотива к учению как новой серьезной и содержательной деятельности.
С этой целью в областном центре развития творчества детей и юношества была создана школа раннего развития для неорганизованных дошкольников, регламентирующая образовательно-развивающую деятельность.
Группы предшкольной подготовки являются начальным этапом дополнительного образования детей в Центре. Вся система работы помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития и решить основные проблемы, возникающие перед ребёнком, идущим в первый класс:
- слабое развитие мелкой моторики и координации движений;
- слабое зрительное восприятие геометрических форм и ориентации в пространстве: «до», «за», «вперед», «после», «перед» и др.;
- неумение различать звуки, произносить слова с правильным ударением, затруднения в составлении слогов, конструировании предложений, интонирование, затруднения в пересказе;
- слабое развитие сенсорного восприятия, последовательного мышления, волевой сферы, гиперактивность;
- неумение общаться со взрослыми и сверстниками;
- непроизвольность поведения.
Эти проблемы могут быть сняты в ходе систематических занятий с педагогами в течение предшкольной подготовки, а также при необходимости занятий с логопедом и консультаций психолога.
Работа по программе школы раннего развития обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок у учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Главным условием успешного учения ребенка в начальной школе является сформированностъ у него соответствующих мотивов:
- отношение к учению как к важному общественно значимому делу;
- стремление к приобретению знаний;
-интерес к определенным учебным предметам.
Условием успешности учения является также развитие произвольности, управляемости в поведении:
- это позволяет ребенку выдерживать школьный режим, правильно вести себя на уроках;
- произвольное управление внутренними, психическими действиями способствует поддержанию внимания, запоминания новых сведений, формированию знаний.
Другим важным условием успешности обучения является и определенный уровень общего развития дошкольника:
- прежде всего, под этим подразумевается интеллектуальный уровень - запас знаний и представлений, умений выполнять умственную работу;
- также ребенок должен быть развит физически;
- не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Работа школы раннего развития осуществляется по программам: «Знайка» и «Дошколёнок». Отличительной особенностью программ является то, что они не допускают дублирования программ первого класса, ориентируют не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Программы решают задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Дети учатся познавать окружающий мир при помощи разнообразных прогрессивных педагогических технологий и методик, позволяющих всесторонне подойти к развитию и совершенствованию личности ребенка:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология компенсирующего обучения;
- игровые и здоровьесберегающие технологии;
- технологии, методики и игры развивающего обучения.
Опыт работы школы раннего развития подтверждает необходимость комплексного подхода к всестороннему развитию ребенка. Систематические занятия помогают ребятам овладеть всеми компонентами понятия «готовность к школе», дают знания, развивает творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику, формирует усидчивость, внимание, волевые навыки.
Также работа по программам предполагает реализацию проектов «По дорогам сказки», «Дорогою добра» по социально-коммуникативному развитию учащихся, «В стране любознательных».
Большое внимание в школе раннего развития уделяется эмоционально-личностному общению детей. Для ребят каждый год проводятся календарные праздники: «Осенины», «Здравствуй, Новый год!», традиционный выпускной. Кроме этого, в течение года организуются игровые и тематические программы, экскурсии.
Практика показала, что в группах раннего развития встречаются разные дети: с задержкой психического и социального развития, со сниженным интеллектом, из социально неблагополучных и социально незащищенных семей. Данная категория детей нуждается в педагогической поддержке, включающей социально-психологическое сопровождение.
Для адаптации детей к условиям учреждения дополнительного образования, сохранения и укрепления психологического здоровья детей создана служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса школы раннего развития.
Работа службы направлена на диагностику, профилактику и преодоление ситуаций и состояний риска в детском развитии.
Данные задачи реализуются по нескольким направлениям:
- адаптация педагогической среды к потребностям и интересам конкретного ребенка,
- создание условий для гармоничного психического и личностного развития детей раннего возраста,
- развитие психических процессов детей (восприятия, мышления, памяти, внимания), сенсорное воспитание детей,
- коррекция детско-родительских отношений,
- адаптации детей к коллективу.
Работа психолого-педагогической службы школы раннего развития предусматривает и тренинговую работу с родителями по коррекции детско-родительских отношений, а также помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Работа с семьей осуществляется через реализацию «Родительского университета», включающего следующие формы работы:
- лекторий (лекция и психолого-педагогический тренинг),
- индивидуальные консультации для родителей,
- стенд психологической информации.
Практическим выходом реализации программы школы раннего развития можно считать:
- успешную адаптацию и социализацию детей при поступлении в школы,
- равные стартовые возможности при поступлении в первые классы школ и гимназий города,
- обеспечение своевременной помощи детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии,
- повышение доступности дошкольного образования,
- дошкольники параллельно посещают творческие объединения Центра (танцы, эстрадный вокал, народное пение, народный ансамбль, робототехника и др.).
Таким образом, система работы в объединениях по адаптации детей к школе способствует в полной мере наиболее полному раскрытию способностей ребенка, созданию благоприятных, природосообразных условий для их развития.
Литература:
1. Дайлидене В.С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук. – Оренбург, – 2004. – С. 3-4.
2. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей / Дополнительное образование и воспитание,
– 2011. – №1 – С. 48.
3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. / Внешкольник, 2011. – № 3.
4. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 - 31.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Дополнительное образование дошкольников в условиях ФГОС
Опубликовано: 2394 дня назад (4 мая 2018)
Просмотров: 1425
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!