Дополнительное образование дошкольников - важнейшая составляющая системы непрерывного образовательного пространства
В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности.
В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» – оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе. Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта.
Сразу возникают вопросы о преемственности дошкольного образования с первой ступенью среднего образования – начальным.
Преемственность во взаимодействии дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Существуют
проблемы, возникающие при переходе из дошкольного звена в начальное:
-смена стиля общения педагога с детьми;
-отсутствие общности целей у педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;
-отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности;
-отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов;
-резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную;
Также одной из проблем является проблема педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, что может являться руководством к действию учреждениям дополнительного образования детей.
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития [3, с. 3-31].
По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).[1, с. 3-4]
Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста физических, интеллектуальных и личностных качеств. [7].
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Можно согласиться с мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, обосновывающих следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса [4].
Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений в нашем Центре является работа Школы раннего развития.
Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
Таким образом, развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
Таким образом, в деятельности по развитию творческих способностей с дошкольниками коллектив Центра ориентируется на
решение следующих задач:
- приобщение детей к человеческим ценностям;
- развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
- воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
- формирование культурного поведения;
- развитие индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;
- развитие эстетических, культурных, художественных, музыкальных навыков детей дошкольного возраста;
- оздоровление детей;
- развитие психологического воспитания;
- оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста [7].
- подготовка к школе в области образовательных дисциплин.
Программа школы раннего развития представляет собой интегрированный курс, включающий широкий круг различных образовательных областей:
- общеобразовательный блок («Обучение грамоте», «Математика с элементами логики», «Мир вокруг нас»;
- творческий блок («Лепка из соленого теста», «Легоконструирование», «Творческий калейдоскоп», «Музыка», Ритмика»).
Реализуемые образовательные программы в рамках ШРР способствуют раннему проявлению и развитию способностей, создают условия для интенсивного развития детей.
Необходимо отметить, что педагоги, интегрируя в пространстве занятий различные виды искусства (танец, лепка, музыка, драматизация и др.), обеспечивают благоприятные условия личностного роста каждого ребенка. Практика показывает, что многие дети приходят в группу в состоянии эмоционального возбуждения, гиперактивности, напряжения. Процесс свободного художественного творчества, построенный в атмосфере принятия и доброжелательности, помогает обрести внутреннее спокойствие и гармонию [6, с. 37].
Также школа раннего развития предполагает психологическую подготовку ребёнка к школе, которая реализуется в рамках занятий: «Песочная терапия», «Мысли, выдумывай, пробуй», «Тропинка к своему «Я».
Центральное место в жизни ребенка предшкольного возраста наряду с учебой занимает игра. Меняется характер игры. Усиливается значение подвижных сюжетно-ролевых игр. Ребенок в этом возрасте уже отличает игру от дела. В связи с этим необходимо включать его в активную деятельность, предоставляя самостоятельность [5, с.61]. Своевременная и систематическая оценка деятельности детей, вовлечение в деятельность на занятиях ШРР, направленную на развитие их способностей, дает положительный результат.
При реализации образовательной программы Школы раннего развития педагоги активно используют методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями. Педагогический коллектив опирается в своей работе на образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения, технология программного обучения и др. Всем знаком основной тезис личностно-ориентированного обучения «Каждый ребенок – индивидуальность» и педагоги помогают каждому из обучающихся реализовать свой потенциал, поэтому дети обучаются в соответствии с уровнем своего развития и согласно индивидуальному плану, что соответствует принципам дифференцированного образования [2, с.48].
Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на работу с детьми дошкольного возраста актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться [7]. И, обобщая анализ деятельности учреждения дополнительного образования необходимо отметить, что созданная развивающая среда направлена на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности. Учреждение ведёт целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.
Литература
1. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4
2. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48
3. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 - 31.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2008. – C.61
6. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37
Рекомендуем посмотреть:
Программа кружка по экологии в детском саду в старшей группе
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги в детском саду. Нетрадиционные техники рисов
Программа по музыкальной логоритмике для средней - старшей группы ДОУ
Программа дополнительного образования по экологии для дошкольников 5-7 лет по ФГОС