Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования по экологии для дошкольников 5-7 лет по ФГОС

Дополнительная программа по экологическому воспитанию несовершеннолетних от 5 до 7 лет «Почемучка»
Пояснительная записка
Человек и природа... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.
Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по экологическому воспитанию несовершеннолетних «Почемучка» является частью дополнительной общеразвивающей образовательной программы по кружковой деятельности ГКУ СО КК «Абинский СРЦН» «Знай! Умей! Твори!».
Цель: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи:
- развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формировать представление об обитателях леса, избавляющих лес от вредителей (насекомых);
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными, расширять и обогащать знания детей об их внешнем виде, повадках и среде обитания;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общение с окружающей средой.
Методика и технология реализации:
Для повышения эффективности реализации, общеразвивающая программа разделена 3 этапа: диагностический, этап реализации, аналитический.
Для реализации первого этапа проводится диагностическое обследование (1 час) для выявления представления ребенка о живом, об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов, представление о нормах отношения к живому. При проведении диагностики используются методы наблюдения, методики «Живая - неживая природа», «Лес благодарит и сердится», «Экологические знаки», «Экологический светофор», «Забота о природе». (Приложение №1, №2)
Второй этап направлен на осуществление коррекционной работы по следующим разделам (9 часов):
- «Введение в экологию» - 2 часа 30 минут;
- «Доктора природы» - 3 часа 30 минут;
- «Человек – часть природы» - 3 часа.
Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем по трем разделам 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут.
На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (1 час), направленная на анализ достигнутых результатов. Диагностические методики используются те же, что и на первом этапе. (Приложение №1, №2)
Предложенная общеразвивающая программа по реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 5 до 7 лет «Почемучка» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 5 до 7 лет.
Форма обучения: теоретические и практические занятия.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю в соответствии с календарно-тематическим планом.
Состав исполнителей: воспитатель, имеющий среднее профессиональное образование, образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования. Для повышения эффективности занятий воспитатель регулярно консультируются со специалистами учреждения.

Критерии эффективности общеразвивающей программы:
• занятия адаптированы к конкретной культурной среде;
• используются различные формы и методы работы;
• к каждому занятию подготовлено необходимое методическое обеспечение (дидактический материал, раздаточный материал, памятки);
• все участники информированы о целях, задачах и формах работы;
• занятия и процесс обучения постоянно подвергаются контролю и анализу.

По окончании цикла занятий несовершеннолетние должны:
• иметь представление о растениях и животных;
• иметь представление об обитателях леса, избавляющих лес от вредителей (насекомых);
• знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
• проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: учебное помещение, мольберт, мультимедийная установка, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности, дидактический материал, презентации и аудиозаписи в соответствии с темами занятий.
Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными формами и методами работы.

Содержание программы
I. Диагностический этап (1час)
Диагностическое обследование для выявления представления ребенка о живом, об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов, представление о нормах отношения к живому. При проведении диагностики используются методы наблюдения, методики «Живая - неживая природа», «Лес благодарит и сердится», «Экологические знаки», «Экологический светофор», «Забота о природе» (Приложение №1, №2).
II. Этап реализации (9 часов)
1. Введение в экологию (2 часа 30 минут)
1.1. «Наша планета Земля»
Организационный момент. Рассматривание карты звездного неба. Рассказ воспитателя о появлении Земли. Двигательная гимнастика со словами. Этажи леса. Рассказ воспитателя о бабочках. Игра «Угадай, кто это?». Итог занятия.
1.2. «Мир вокруг нас»
Сюрпризный момент «Живая книга». Беседа по страницам книги. Правила поведения в природе. Упражнение «Дорисуй рисунок». Игра «Чей это дом». Итог занятия.
1.3. «Мы — друзья природы»
Игра «Ромашка». Стихотворение Орлова. Игра-загадка «Найди ошибку». Игра «Прилетели птицы». Песня «Улыбка», слушание диска пение птиц.
1.4. «Экология в картинках»
Сюрпризный момент «Приход Колобка». Книга «Экология в картинках».
Первая страница «Живая и неживая природа». Дидактическая игра «Живое — неживое». Вторая страница «Человек и природа». Физкультминутка. Третья страница «Панорама добрых дел». Четвертая страница «Чудо – дерево». Итог занятия.
1.5. «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Рассматривание жука. Беседа «Красная книга». Пословицы о лесе. Рассматривание иллюстрации «Белка». Письмо от белочки. Медведь. Кроссворд «Удивительные превращения». Игра – задание «Танграм». Итог занятия.

2 «Доктора природы» (3 часа 30 минут)
1.6. «По тропинке в лес пойдем»
Загадка о лесе. Рассматривание картинки «Лес». Загадки о деревьях. Игра «Узнай какого дерева лист». Беседа «Какие грибы вы знаете?». Письмо «Просьба лесника». Рисование «Экологические знаки».
1.7. «Таинственный мир лекарственных трав»
Вводная часть. Игра «Отгадай загадку». Беседа «Лекарственные растения». Физминутка. Рассматривание иллюстраций «Одуванчик, крапива, ромашка». Итог.
1.8. «Друг земли – дождевой червяк»
Организационный момент. Сказка Н.Павловой «Большое чудо». Письмо дождевого червяка. Игра «Деревья и червяки». Опыт. Итог.
1.9. «Муравьи – санитары леса»
Организационный момент. Стихотворение о муравьях. Презентация «Муравьи – санитары леса». Физминутка «Липы». Проводится игра: «Кто скорее соберет гусениц». Проводится игра: «Муравейник». Этапы лепки муравья. Самостоятельная лепка муравья. Итог.
1.10. «Птицы – целители леса!»
Организационный момент. Стихотворение «Дятел», «Скворец», «Глухарь»
Беседа. Загадки о птицах. Презентация. Физминутка. Итог.
1.11. «Эти удивительные птицы»
Организационный момент. Упражнение «Цепочка доброты». Упражнение с артикуляционной гимнастикой. Загадки. Задание «Собери птичку». Игра «Кого, чем угостим». Физкультминутка «Снегири». Упражнение «Будь внимательным». Гимнастика для глаз «Сорока». Итог.
1.12. Экологическая акция «Поможем птицам!»
Загадка о птице. Беседа «Как помочь птицам?». Обсуждение работы.
Изготовление кормушки. Итог занятия.

2. Человек – часть природы (3 часа)
2.1. «Человек – часть природы»
Вводная беседа «Органы зрения». Гимнастика для глаз. Стихотворение «Уши» Э. Мошковской. Опыт. Загадка о зубах. Физкультминутка «Дети по лесу гуляли». Игра «Органы зрения, слуха…». Игра «Свет мой зеркальце скажи…» Беседа «Человек, как и природа». Итог занятия.
2.2. «Труд лесника»
Беседа о профессии. Игра с мячом «Образуй профессию». Загадка о профессии лесника. Рассказ воспитателя о профессии лесника. Чтение стихотворения Л. Зеленовской «Лесник». Опыт «Определим воздух». Пословицы о лесе. Задания лесника. Подведение итога.
2.3. «Экологическая безопасность»
Организационный момент. Презентация. Чтение памятки: «Правила поведения во время грозы». Сообщение об опасных растениях. Сообщение о клеще и гадюке. Беседа «Безопасность – это защита от опасности». Физминутка. Беседа «Цепь загрязнения». Игра «Правила поведения в природе». Итог занятия.
2.4. «Охрана животных и растений. Отношение человека к природе»
Организационный момент. Беседа «Что такое экология?». Основные правила охраны природы. Разминка. «Пантомима». Кроссворд. Игра «Угадай, кто это? Итог занятия.
2.5. «Красная книга»
Организационный момент. Психологическая гимнастика. Сюрпризный момент: телеграмма от Лесовичка. Беседа «Красная книга». Игра «Добрый лес». Игровое упражнение «Разрешается – запрещается». Физминутка. Игровое упражнение «Логические цепочки». Итог.
2.6. «Знатоки природы»
Вводная часть. Правила игры. Презентация. Приветствие команд. Игры «Бывает – не бывает», «Собери пазл», «Вопрос – ответ», Игра «Болото». Итог занятия.

III. Аналитический этап (1 час)
Проводится заключительная диагностика, направленная на анализ достигнутых результатов. Диагностические методики используются те же, что и на первом этапе (Приложение №1, №2).

Рекомендуемая литература
Основная:
1. Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада – М: Просвещение,2006.
2. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин “100 вопросов и ответов” Животные. - М.: ЗАО “Росмэн”, 2006.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
Дополнительная:
1. Мирошник М.И., Тарчукова М.Ю. В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей / М. И. Мирошник, М. Ю. Тарчукова. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003.
4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2003.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии Программа кружка по экологии в детском саду в старшей группе Рабочая программа дополнительной образовательной услуги в детском саду. Нетрадиционные техники рисов Программа по музыкальной логоритмике для средней - старшей группы ДОУ
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада. Муравьи - санитары леса
Опубликовано: 2288 дней назад (18 января 2018)
Просмотров: 6754
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Мария Александровна Рыбакова # 19 января 2018 в 12:08 0
Добрый день! Спасибо большое за материал, очень интересно. У нас как-то учитель ненароком довел малышей до истерики, рассказав им про вымирающих животных, успокаивали минут 20) Но зато точно прониклись)))).
Михайлюк Ирина Вениаминовна # 20 января 2018 в 16:40 0
Добрый день!Спасибо за познавательный материал. Подчеркнула для себя и своей работы много полезного и интересного! Удачи вам в вашей работе. Голос!
Михайлюк Ирина # 20 января 2018 в 16:56 0
Добрый день!Спасибо за познавательный материал. Подчеркнула для себя и своей работы много полезного и интересного! Удачи вам в вашей работе. Голос!