Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока кулинарии по теме: Приготовление винегрета, 5 класс

Конспект урока кулинарии по теме «Салаты из вареных овощей. Приготовление винегрета», 5 класс.
Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна, учитель технологии МБОУ лицей г. Лобня Московской обл.
Описание материала: Предлагаю конспект урока по кулинарии для учеников 5 класса. Данный материал будет полезен учителям технологии. На уроке ученики знакомятся со способами приготовления салатов из вареных овощей, в частности – винегрета. Оказывается, что это блюдо бывает не только овощным. О том, как приготовить необычный винегрет, они узнают во время практической работы. Урок направлен на развитие познавательной и практической деятельности учащихся.
Тема урока: «Салаты из вареных овощей. Приготовление винегрета», 5 класс.
Цель урока: создать условия для изучения и систематизации учебной информации по теме. Познакомить учащихся с технологией приготовления винегрета.
Задачи:
а) образовательные: активизация познавательной деятельности учащихся;
обобщение, развитие теоретических и практических знаний и умений; проверка качества усвоенного учебного материала (теория, практика); усиление мотивации к изучению технологии;
б) развивающие: понимание важности соблюдения санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи; развитие навыков правильного использования инструментов и посуды, умения работать в группе;
в) воспитывающие: развивать умение соблюдать правила безопасной работы на кухне, слушать учителя и товарища; воспитывать эстетическое и творческое отношение к приготовлению еды.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: групповые технологии обучения, игровые приемы, практическая работа учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, практическая работа.
Оборудование урока: инвентарь для приготовления блюд, продукты, столы для занятий кулинарией, рабочая одежда для учеников.
Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя. Повторение изученного материала. Опрос учащихся.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о полезных качествах овощей, научились готовить порционный салат. Давайте вспомним, какова последовательность приготовления салата из свежих овощей.
- Как нужно нарезать овощи для салата?
- Как можно украсить салат?
- Как правильно заправлять салат?
- Какая заправка наиболее полезна?
Ответы учеников.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Вспомните, какие салаты принято готовить в вашей семье к празднику. Ответы учеников. Учитель: Почти для всех этих салатов используют вареные овощи. При варке овощи теряют витамины и другие питательные вещества, чтобы их сохранить, нужно соблюдать определенные правила и время приготовления. Давайте посмотрим, как нужно варить овощи для салата. Работа с учебником (страницы 63-64). Работа в тетради. Ученики записывают название темы «Приготовление блюд из вареных овощей». Учитель: Давайте познакомимся с общими правилами приготовления салатов из вареных овощей. Работа с учебником (страница 65). Работа в тетради. Учащиеся записывают «Правила приготовления салатов»:
1. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится;
2. Нельзя приготавливать и хранить салаты в металлической посуде;
3. Заправлять и оформлять салаты нужно перед подачей на стол;
4. Срок хранения в холодильнике незаправленных салатов – 12 часов, заправленных – 6 часов.
Учитель демонстрирует «Кулинарную книгу»: в книгах по кулинарии мы можем найти тысячи рецептов приготовления салатов из вареных овощей, сегодня мы остановимся на известном салате – винегрете. Этот салат считается русским, хотя у него такое непривычное название. Почему он так называется? Предположения учеников.
Винегрет – это французское название заправки для него, "vinaigre", уксус (образовалось от сложения слов "vin" – "вино" и "aigre" – "кислый"). Винегрет делался на основе уксуса, оливкового масла и горчицы. В России появился еще в 19 веке. Постепенно название соуса перенесли на салат, который им заправляли. Есть такая легенда, что при дворе Александра I французский повар увидел, как русские повара готовили овощной салат и заправили его уксусом. Он спросил: "Vinaigre?". Ему ответили: "Винегре, винегре". Так и прижилось это название.
(Действительно, классический современный винегрет должен иметь кислый вкус или от кислых ингредиентов, таких, как квашеная капуста и соленые огурцы, а если кислоты от них не достаточно, то в винегрет добавляют уксус).
Учитель: Я приготовила для вас «Винегрет из загадок», ответив на вопросы, вы узнаете, какие овощи обязательно входят в состав винегрета:
1. Этот овощ в Средние века считали лакомством гномов (морковь).
2. Строение этого овоща древние сравнивали с устройством Вселенной (лук).
3. Долгое время в Европе этот овощ не ели, а украшали его цветами прически дам (картофель).
4. Этот овощ привезен из Индии, там он растет как лиана (огурец).
5. Этим овощем в старину красавицы румянили щеки (свекла).
6. Овощ, название которого произошло от латинского слова «голова» Его употребляют свежим, вареным, квашеным и даже сушеным (капуста).
Учитель прикрепляет названия овощей на доске. Учитель: Какой же овощ главный? Свекла, ее даже готовят для винегрета по-особому: чтобы она не окрасила остальные овощи, ее отдельно заправляют растительным маслом и в салат кладут последней. Мы все привыкли, что винегрет состоит из продуктов, названия которых мы видим на доске, но это не всегда так. Винегреты бывают очень необычными, давайте запишем, какими.
Работа в тетради. Ученики записывают: «Приготовление винегрета». Далее: «Виды винегретов». Винегреты бывают овощными, фруктовыми (добавляют яблоко, апельсин, маринованную вишню или сливу), грибными (грибы маринованные или соленые), рыбными (рыба отварная или селедка), мясными (отварное мясо).
Учитель: Чем можно заправлять винегрет? Заправки используют разные, например, растительное масло, майонез, сметану, соусы. А как подают готовый винегрет на стол? Его выкладывают в салатницу горкой, украшают, к нему подают сервировочную ложку. Зачем?
Учитель: Теперь давайте рассмотрим схему приготовления винегрета. Работа со схемой, учащиеся изучают технологическую последовательность приготовления винегрета.
По окончании ученики отвечают на следующие вопросы учителя:
- Что перед приготовлением винегрета нужно сделать с овощами?
- Каким способом нужно нарезать овощи?
- Как нужно перемешивать овощи?
- Какие правила безопасности надо соблюдать при приготовлении этого блюда и почему?
- Как подать на стол готовый винегрет?
Учитель проверяет готовность учеников к практической работе: они надевают форму, моют руки, занимают рабочее место у стола.
IV. Практическая работа.
1. Инструктаж по технике безопасности.
2. Выполнение практической работы.
Во время практической работы можно приготовить как овощной, так и фруктовый винегрет, или один из них.
Учитель: Каждому понадобятся: разделочная доска, нож, продукты.

Овощи нужно отварить, охладить, очистить от кожуры.
Далее учитель показывает, как нужно нарезать овощи и в дальнейшем корректирует работу учащихся.

Овощи нужно аккуратно нарезать кубиками, а подготовленную свеклу смешать с маслом в отдельной миске.

V. Заключительный этап. Подведение итогов урока.
Готовый оформленный винегрет выставляется на общий стол. Обсуждение его внешнего вида, фото-сессия.

Винегрет "Фруктовая фантазия"
VI. Дегустация.
Ученики пробуют приготовленный винегрет, оценивают качество приготовления.
Дежурство. Приведение кабинета в порядок.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
1. Самооценка выполненной работы по вопросам:
- Вкусным ли получился винегрет?
- Удалось ли аккуратно нарезать продукты?
- Как бы вы оценили блюдо по вкусу и внешнему виду?
- Что бы вы приготовили по-другому?
2. Учитель: Сегодня на уроке вы приготовили винегрет. Вы сами убедились, что, если овощи нарезать аккуратно, небольшими кубиками, готовое блюдо будет выглядеть красиво и аппетитно. Надеюсь, что дома вы будете помогать родителям в приготовлении и украшении салатов.
Анализ урока. На уроках в 5 классах я стараюсь прививать детям интерес к кулинарии как к творческому процессу. Каждое практическое занятие – это маленький кулинарный эксперимент. Даже приготовление такого обычного блюда, как винегрет, мы стараемся разнообразить, добавляя нетипичные ингредиенты или импровизируя с оформлением. Ученики готовят с удовольствием и готовы заменить кулинарией все остальные уроки.
Продукты для винегрета:
1. Картофель – 3 штуки;
2. Свекла – 1 штука;
3. Морковь – 1-2 штуки;
4. Огурцы маринованные – 3-4 штуки;
5. Капуста квашеная – 100 г;
6. Лук – 1 штука;
7. Растительное масло – для заправки;
8. Соль – по вкусу;
9. Зелень – по желанию.

Рекомендуем посмотреть:

Салат. Грибная полянка рецепт с фото Запеченный сазан с овощами. Рецепт с фото Десерт из сладкой соломки. Рецепт с фото Печенье бантики из слоеного теста

Похожие статьи:

Кулинарные советы для школьников

Моя новая старая вышивка | Открытка с вышивкой лентами своими руками
Опубликовано: 2786 дней назад (8 мая 2017)
Просмотров: 5686
+3
Голосов: 3
Нурия Тимуровна Булакаева # 8 мая 2017 в 14:26 +1
хороший конспект по технологии. Наверное вкусно получилось.
Татьяна Евгеньевна Дуброва # 9 мая 2017 в 09:06 +1
Спасибо. Получилось, конечно, вкусно, ведь готовили сами. А в самостоятельном исполнении все незабываемо, даже обычная жареная картошка.