Выступление на педсовете «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора»
В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Актуальность
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
Задачи:
1. Определить основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2. Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
3. Приобщить родителей к активному участию в жизни ДОУ.
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
- колыбельные песни;
- потешки;
- прибаутки;
- заклички;
- приговорки;
- детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
- народные подвижные игры
- русские народные сказки
- пальчиковые игры
Детский фольклор используем:
- в период адаптации;
- в режимных моментах;
- на прогулке;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в игре; в свободной деятельности.
Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материал
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
В период адаптации не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».
Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
В режимных моментах используем фольклорные игры.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.
Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Использование в образовательной деятельности народных песенок, пальчикового театра, настольного театра русских народных сказок
Инсценировки, подвижные игры
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
Доклад воспитателя на педсовете по экологическому воспитанию дошкольников
Доклад к педсовету в детском саду: Художественные промыслы Воронежской области. Презентация
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного