Доклад на тему: «Наглядное моделирование, как средство приобщения к экологической культуре дошкольников».
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Современный, качественно новый этап развития экологического воспитания и образования предлагает разнообразные программы, способствующие его эффективности: «Юный эколог» - С.Н. Николаева: «Наш дом – природа» - Н.А. Рыжовой; «Планета – наш дом» - И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской; «Мы открываем мир» - Т. Климовой и Н. Тарановой и другие. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Актуальность: Важность экологического воспитания дошкольников в настоящее время очень хорошо обоснована, понятна педагогами, и вряд ли, нуждается в дополнительном доказательствах. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Моделирование — это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:
• находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;
• способная замещать его в определённых отношениях;
• дающая при её исследовании, в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Целью моделирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Требования, предъявляемые к модели. Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду требований:
1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней
3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью
4. Она должна облегчать познание
Задачи:
• Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию детей, с помощью моделирования.
• Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Развитие познавательного интереса к природе, речи, мышления, памяти, умения формулировать выводы
Виды моделей:
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель;
2. Предметно-схематическая модель;
3. Графические модели.
1.Предметная модель имеет вид физической конструкции предмета, аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.
2. Предметно-схематическая модель Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
3.Графические модели обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значитель но сокращает время обучения, и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме. Развитию у детей умения моделировать, замещать, способствует «зарисовка» загадок .
Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий и представлений, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Они просты для восприятия, доступны для создания и действия с ними. Модель дает возможность выделить и отразить в наглядной форме открытые связи и отношения между объектами и явлениями природы. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица и мнемодорожка.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Задачи работы педагога по мнемотаблицам и мнемодорожкам
1. Формировать экологические представления детей о природе через упорядочивание и систематизацию познавательной информации об окружающем.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки объекта.
3. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление, речь.
4. Развивать умения в монологической речи: связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
5. Формировать познавательный интерес к добыванию информации. Изучение теории по данной проблеме и апробация научных подходов в практике позволили выработать следующую последовательность обучения детей приемам работы с мнемотаблицами и с мнемодорожками.
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи взрослого. 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (животные, растения, времена года, птицы, и т.п.) 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (заяц, волк, водоем, лес и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?) приложение олень, белка, белый медведь.
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
Вывод: Таким образом, систематическая и комплексная работа с использованием моделей по экологическому воспитанию дошкольников способствует обогащению памяти ребёнка, активизации его мыслительных процессов.
• У детей постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи.
• С помощью моделирования дети изучают свойства живой и не живой природы, делают выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание младших дошкольников
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы