Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра по математике для дошкольников 5-7 лет

Дидактическая игра по развитию математических способностей «Полёт Незнайки на Луну». Старший дошкольный возраст
Возраст: 5 – 7 лет.
Дидактические возможности:
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
В современном мире, мире информационных технологий, наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить. Прежде чем начать управлять собой - ему предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила.
Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей. Всё это - активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового [2].
Цель игры «Полёт Незнайки на Луну»:
Активизация мыслительной деятельности детей 5 – 7 лет в развивающих математических играх, логических задачах.Формирование качеств личности: самостоятельности, находчивости, сообразительности. Развитие конструктивных умений.

Задачи:
1. развивать мыслительную деятельность, пространственные представления, сообразительность через составление из геометрических фигур (частей) плоскостных изображений – силуэта ракеты (игры «Пифагор» и «Волшебный круг»).
2. формировать умение работать со схемой, выкладывать палочки Кюизенера по изображению, а также умение выкладывать изображение по контуру и самостоятельно.
3. упражнять в решении логических задач на разбиение по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого, с пересечением этих свойств, используя блоки Дьенеша.
4. формировать умение находить объект по заданному условию с раскодированием информации.
Игра предназначена для группы детей из 4 – 6 человек.
Оборудование игры: игры «Пифагор», «Волшебный круг» на каждого, схема ракеты; шесть героев мультфильма под номерами, карточки – коды; блоки Дьенеша на группу, карточки с заданиями; палочки Кюизенера на каждого, схемы яблока и цветка, контуры цветов, овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми вспоминает сюжет мультфильма «Незнайка на Луне».
- Незнайка благополучно вернулся на Землю. С тех пор он часто летали на Луну, привозя лунатикам семена разных растений. Но недавно он улетел и пропал. Компьютер ракеты доложил на Землю, что Незнайка успешно прилунился. Но семена лунатикам не доставлены. Нужно срочно найти Незнайку и вытащить его из беды. Для этого нужно лететь на Луну. Сегодня я буду капитаном нашего звездолёта.
Цель – Помочь Незнайке посадить семена для лунатиков и вернуться на Землю.
Правила: Переходить к следующему заданию можно только после выполнения предыдущего. Последовательность заданий: полететь на Луну – спасти Незнайку от злодея – разобрать семена – вырастить цветы, овощи, фрукты – вернуться на Землю. Доброжелательно помогать друг другу при затруднениях. Слушать указания капитана звездолёта.
Игровое упражнение «Построй ракету».
Оборудование: игра «Пифагор» на каждого, схема ракеты.
С помощью схемы дети выкладывают изображение ракеты из игры «Пифагор».

- Незнайке удалось передать лунатикам послание, что его силой удерживает… А кто неизвестно… Но есть карточка – код, расшифровав который мы поймём, где Незнайка и семена растений.
Игровое упражнение «Найди злодея».
Оборудование: шесть героев мультфильма под номерами, карточки – коды.
Шесть героев мультфильма располагаются в определенном порядке. Дети с помощью кода находят «злодея».

- Молодцы! Незнайку освободили, но все семена перепутались. Нужно срочно отделить семена моркови от семян цветов и яблок.
Игровое упражнение «Разбери семена».
Оборудование: блоки Дьенеша на группу, карточки с заданием.
Каждый ребенок получает индивидуальное задание на карточке.
Примеры:
• выбери жёлтые и квадратные семена,
• выбери жёлтые, не квадратные семена,
• выбери квадратные, но не жёлтые семена,
• не жёлтые и неквадратные семена,
• синие, но не круглые,
• круглые, но не синие.
Обсуждается пересечение свойств. Некоторым детям нужны одни и те же семена.

- Теперь семена благополучно посажены на Луне.
Игровое упражнение «Выложи из палочек».
Оборудование: палочки Кюизенера на каждого, схемы яблока и цветка.
Выросли вкусные яблоки и нежные цветы. Дети выкладывают по схеме цветы и яблоки.

- Пора возвращаться вместе с Незнайкой на Землю. Объявляю обратный счёт. 5-4-3-2-1- пуск! (Проговаривает счёт вместе с детьми).
Воспитатель заканчивает игру словами благодарности детям.
Варианты игры:

Упражнение «Построй ракету» выполняется с помощью игры «Волшебный круг».

Для упражнения «Найди злодея» используются другие цифровые коды.

В игре «Разбери семена» используются три обруча разных цветов. Задания выполняются группой. В красный обруч предлагается собрать семена красного цвета, в синий – квадратные, в жёлтый – большие. После выполнения практической части детям задаются вопросы:
- Какие семена лежат внутри всех обручей?
- Какие семена вне всех обручей? И т.п.
Также детям предлагаются другие задания на карточках.

В игре «Выложи из палочек» дети выбирают понравившуюся карточку и выкладывают овощи, фрукты и цветы по контуру.

Обратный отчёт воспитатель осуществляет с любой цифры в пределах десятка.
Самостоятельное выполнение детьми возможно после усвоения последовательности работы: полететь на Луну – спасти Незнайку от злодея – разобрать семена – вырастить цветы, овощи, фрукты – вернуться на Землю. В данном варианте дети выбирают капитаном звездолёта одного из детей. Капитан самостоятельно выбирает карточки коды, карточки с заданиями, схемы для выкладывания.

Библиография.
1. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша/ под ред. Б.Б. Финкельштейн. – Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2001.
2. Зверкова В.А. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
3. Калужина В. Математическая игра по сказке «Алиса в стране чудес»
4. Калужина В. Математическая игра-сказка «Три богатыря»
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада. – М., Просвещение, 1985. – с. 46 – 8
6. На золотом крыльце… Методические рекомендации по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера/ автор-составитель Б.Б. Финкельштейн. – Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2003. – 7 с.
7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет.сада. – М., Просвещение, 1982. – с. 5 – 27.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по математике для детского сада Математическая дидактическая игра - лото для детей 4-6 лет своими руками Дидактические игры по ФЭМП для старшей группы детского сада Дидактическая игра по РЭМП в старшей группе «Весёлая математика».

Похожие статьи:

Дидактическая игра по математике для средней группы

Участник №97 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Конспект ОД в старшей группе с использованием ИКТ. Государственные символы России
Опубликовано: 1747 дней назад (12 апреля 2017)
Просмотров: 2736
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Светлана Анатольевна Батова # 13 апреля 2017 в 00:42 +1
Сколько интересных игр объединено общим сюжетом! Получилось настоящее, увлекательное путешествие! Голос!
Мария Анатольевна Блинова # 13 апреля 2017 в 04:52 0
Дидактика,королевства игр для детей,её значение неоспоримо. Голос.
Чумак Ольга Александровна # 13 апреля 2017 в 10:45 0
Замечательная дидактическая игра, содержательная, интересная, соответствующая возрасту детей. Каждый этап игры продемонстрирован фотографиями, применен принцип последовательности и от простого к сложному. Так же дети развивают свою познавательную деятельность путем прочтения схем. Понравилось игровое упражнение "Разбери семена" - где дети учатся не только группировать предметы, разбирать схемы но и логически думать. Ждем новых интересных идей!
наталья николаевна кривич # 14 апреля 2017 в 01:52 +1
Очень интересное и увлекательное путешествие в мир математики! Спасибо, примите голос!
Валентина Михайловна Скрипникова # 26 мая 2017 в 09:13 +1
Замечательная дидактическая игра, содержательная, интересная, соответствующая возрасту детей. Каждый этап игры продемонстрирован фотографиями, применен принцип последовательности и от простого к сложному.