Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Автор: Третьякова Ольга Николаевна, воспитатель центра развития ребенка – детского сада № 8 «Рябинушка», г. Димитровград, Ульяновской области

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5).

Дидактическая игра "Кармашки с секретом"

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

Задачи:

Образовательная:

Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Закрепить умение узнавать на ощупь цифры и называть их (от 1 до 5)

Формировать умение оценивать расположение фигур и цифр.

Формировать пространственную ориентировку.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимания.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Воспитывать терпимость и уважение к людям с ограниченными возможностями.

Ход игры:

Ребенку предлагаются все кармашки с вложенными в них карточками.

Воспитатель: ребята посмотрите, что я вам принесла. Это кармашки с секретом. Вы хотите узнать в чем секрет?

Дети: Да

Все вкладыши достаются, рассматриваются

Воспитатель: ребята скажите что вы видите?

Дети: разные фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, цифры – одни, два, три, четыре.

Воспитатель: правильно. А из чего сделаны фигуры и цифры.

Дети: из пуговиц.

Воспитатель: да, ребята, все выложено из пуговичек. Ощупайте из своими пальчиками. Какие пуговки?

Дети: гладкие, круглые, большие, маленькие, разного цвета

Воспитатель: Как вы думаете, а если у вас будут закрыты глаза с помощью чего вы сможете узнать что изображено на карточке?

Дети: с помощью пальчиков.

Воспитатель: правильно. Давайте попробуем, узнать с закрытыми глазами, что изображено на карточке.  Закрывайте свои глазки (дети обследуют карточки с закрытыми глазами). А теперь положите карточку на стол пуговками вниз, откройте глазки и скажите, кто догадался, что изображено у него на карточке?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: а теперь переверните карточки и проверьте, правильный ли вы дали ответ.

Дети переворачивают карточки, убеждаются в правильности или неправильности своего ответа.

Воспитатель: Вам легко было догадаться что изображено на вашей карточке?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, когда мы ничего не видим нам не так то просто. Глаза и руки – это то, с помощью чего мы познаем мир, который окружает  нас. Есть люди, которые лишены зрения – слепые. Эти люди очень умело пользуются своими руками, они даже читают с помощью пальцев. Книги для чтения представляют собой листы с выпуклыми рисунками, обследуя их пальцами  – они узнают буквы и составляют из них слова. Но хоть наши с вами глаза и хорошо видят, наши пальчики тоже стоит приучить узнавать кое-что на ощупь. Вы хотите, чтоб ваши пальчики тоже были умными?

Дети: ответ детей

Воспитатель: Я  вам предлагаю усложнить задачу. Давайте поместим наши карточки в кармашки из ткани, перемешаем их. Возьмите себе любой кармашек и попробуйте с помощью ваших ловких и умных пальчиков отгадать, что изображено на вашей карточке.

Дети обследуют карточку через ткань и называют то, что по их мнению изображено на карточке.

Воспитатель: давайте достанем карточки из кармашков и проверим правильные ли ответы вы дали.

Дети достают карточки и сравнивают свой ответ с изображением.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы быстро научились узнавать фигуры и цифры на ощупь. А теперь я хочу попросить вас положить кармашки на стол. А ты, Миша, найди среди всех кармашков тот, на котором изображен треугольник.

Миша обследует по очереди все кармашки, пока не найдет карточку с треугольником. Сережа, проверь действительно ли у Миши карточка с треугольником (возможны два способа проверки: достать карточку из кармашка или так же обследовать её на ощупь. Ребенок должен сам выбрать способ проверки и проверить ответ).

Воспитатель: ребята, а кто скажет мне, что бывает треугольной формы?

Дети: флажок, тарелка, платок и т.д.

Воспитатель: молодцы, как много вы знаете предметов треугольной формы.

Аналогичная работа проводится со всеми остальными карточками.

Эту игру можно немного изменить и тогда вы со своими детками можете получить гораздо больше удовольствия, от времени, проведенного вместе.

 Вариативность:

- отгадай на ощупь и назови

- отгадай на ощупь и найди пару

- отгадай на ощупь, и назови предмет такой же формы

Примечание: подобная игра может быть использована в работе и с более старшими по возрасту детьми, необходимо лишь увеличить число фигур (добавить овал, трапецию, ромб и т.д.) и цифр (до 10).

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Ядвига Глебовна # 20 октября 2013 в 14:00 +6
Ольга Николаевна, отличная игра! Вы молодец! я обязательно возьму Вашу игру к себе в копилку! Спасибо Вам!
Ольга Третьякова # 20 октября 2013 в 15:50 +4
Рада нашему с вами знакомству)))будем обогащать друг друга новыми идеями)))  спасибо за оценку.
Ольга Важова # 20 октября 2013 в 16:00 +5
Замечательно, Оленька! Сделайте МК - и на конкурс, с удовольствием за Вас проголосую. Спасибо и дальнейших творческих успехов!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:46 +2
Спасибо за совет))) кажется что все так просто, как-то неудобно даже МК делать)))
Наталья Зюркалова # 20 октября 2013 в 16:06 +4
Дорогая Ольга, Ваша игра просто замечательная! Маленькие дети обожают секреты! И Ваша игра это просто находка! Клад! Можно столько задач решить играя с детьми в эту увлекательную игру! Я желаю Вам творческих успехов! С уважением Наталья! И +1!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:47 +2
Спасибо Наталья, детки, как вы правильно заметили тянутся ко всему "секретному" это и послужило толчком к созданию этой игры)))
Наталья Геннадьевна # 20 октября 2013 в 16:07 +4
Хорошие кармашки с секретом! Мне нравится!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:49 +2
Благодарю, Наталья Геннадьевна)))
Ольга Скрипачева # 20 октября 2013 в 16:32 +4
Интересная и развивающая игра. А главное детям понравится.Успехов Вам!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:49 +2
Еще как нравится))) и вам спасибо за добрые слова
Марина Благова # 20 октября 2013 в 16:38 +4
Ольга интересный дидактический материал.Возьму себе на заметку.Желаю удачи в конкурсе.
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:48 +2
Мариночка, вот еще вариант - сшить кармашек 5 на 15 см. в него вставить полоску картона с нашитыми в ряд пуговицами - можно и считать и отгадывать сколько пуговиц спряталось))) у нас и такое есть))
Ольга Шахова # 20 октября 2013 в 17:26 +5
Ольга Николаевна, Ваша игра действительно хороша и позволяет решать несколько задач по развитию детей. Педагоги и раньше использовали в своей работе пуговицы, Вы добавили тканевые кармашки и это добавило игре вариативности. Спасибо за интересную идею. удачи в конкурсе!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:47 +2
Спасибо)
Елена Кустова # 20 октября 2013 в 17:54 +4
Оля, вы молодец! Знаете, я люблю игры, сделанные своими руками, а тем более такие полезные и познавательные. Каждый педагог может добавить какие - то варианты и усложнить игру. Вам - спасибо за подсказку!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:50 +2
Спасибо. Буду рада если вам это поможет в работе))
Татьяна Шмидт # 20 октября 2013 в 18:08 +4
Оля! Я очень рада, это просто здорово и своевременно (для меня). Я взяла тему по самообразованию по тактильным ощущениям и твоя дидактическая игра мне просто кстати.
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:51 +2
Я рада, что кому-то это пригодилось)) у меня еще кое-что есть))) надо выложить))) может вам тоже пригодится)))
Ксения Гесть # 20 октября 2013 в 18:39 +4
zst Очень полезная и развивающая игра у вас получилась, Ольга. Вы, таким способом, ускоряете развитие мелкой моторики. Это очень положительно сказывается на детках. Спасибо за интересную разработку! +1
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:52 +4
Спасибо, Ксения. Это не только ускоряет развитие моторики, но и развивает речь))) надо ведь все осмыслить, вывод сделать, в предложение его сформировать))) так что работаем)))
Казанцева Ирина Павловна # 20 октября 2013 в 19:06 +5
Ольга, просто удивительное дидактическое пособие! Здесь и изучение цифр, и тактильное восприятие... Молодец! Спасибо! Удачи в конкурсе!!!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:53 +3
Была рада видеть вас здесь))) иногда мои сорванцы сами варианты игры придумывают. Например недавний случай: я знаю что у стола - 4 ножки, вот сейчас я найду кармашек с цифрой 4... ну а дальше по аналогии)))
Оксана Владимировна Столь # 20 октября 2013 в 19:54 +3
Оля,голосую за ваш труд!Я тоже люблю игры,сделанные своими руками.Такую в магазине не купишь!Говорят,что предметы сделанные своими руками несут положительную энергетику!Ваша игра,Оля,наполняет жизнь положительными эмоциями!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:54 +2
Спасибо, Оксаночка за добрые слова)))
Марина Александровна Бузаева # 20 октября 2013 в 20:23 +3
Замечательная игра!полезная ,развивающая!Молодец,Оля!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:54 +2
Спасибо, Марина Александровна))) надеюсь она будет полезна моим коллегам)))
Евгения Баранова # 20 октября 2013 в 20:43 +3
Ольга, Вы-УМНИЧКА! (как всегда) Удачи в конкурсе! Голосую!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:55 +2
Спасибо, Евгения))) удача вещь полезная)))
Анна Грибанова # 21 октября 2013 в 20:29 +3
Очень здорово!Творческих Вам успехов!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 09:23 +2
Спасибо, Анечка
Сухова Лариса Вячеславовна # 21 октября 2013 в 20:31 +3
Интересная игра,актуальна для меня (сейчас у меня дети средней группы),беру на заметку,спасибо!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 09:24 +2
Рада, что вам пригодится))
Елена Эдуардовна Васильева # 22 октября 2013 в 11:02 +3
Оля, очень понравилась задумка вашей игры! В нашем современном мире детям не хватает тактильных ощущений: носят одежду без пуговиц, обувь - без шнурков, от этого речь страдает. Да и лома родителям некогда развивать эти ощущения. Все быстрей, мчится время( цитата из песни) ничего не успеваем. Хорошо, что добрые тети в д/с всему научат! Спасибо, возьму на  заметку.
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 11:18 +2
Спасибо да "добрую тетю"))) неожиданный комплимент...
Галина # 22 октября 2013 в 12:27 +4
Интересная игра, уверена, что детям она нравится! Важно, что игра создает ненавязчивый развивающий характер деятельности ребенка: способствует сенсорному развитию; развивает память, внимание, мышление; содействует формированию элементарных математических представлений. К тому же экологически чистое пособие. Творческих успехов!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 20:12 +2
Спасибо, Галина... про экологически чистое пособие вы верно подметили)))
фирдавес саматова # 22 октября 2013 в 19:29 +3
С удовольствием голосую за прекрасную, полезную игру. Игра сделанная своими руками всегда выигрывает. сами знаете, какого качества сейчас  игры магазинные. Ну, о пользе я повторяться не буду.Желаю удачи!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 20:12 +2
Спасибо, Фирдавес.. была рада видеть вас)))
Елена Науменко # 22 октября 2013 в 20:25 +4
Ольга, Ваша дидактическая игра просто находка для воспитателей. На первый взгляд всё так просто, но сколько можно придумать разных вариантов игры... Действительно, все гениальное - просто!!! Я работаю педагогом дополнительного образования с детками дошкольного возраста и с детками 1-2 классов и уже думаю, как мне применить вашу идею с "волшебными" мешочками...Ваша игра уже внесена в мой список всех понравившихся игр, разработок, поделок на этом сайте. Я всё интересное записываю в тетрадь, чтобы не забыть что-то интересное и чтобы потом лишний раз не искать и не тратить время!!!! Ольга, Вы большая молодец и с удовольствием Вам мой голос +1!!! Творческих Вам успехов и удачи в конкурсе!!!
Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:04 +3
Спасибо, Елена, приятно читать ваш комментарий))) спасибо за добрые слова. Думаю что с вашей фантазией вы непременно найдете моей идее новое применение и "вторую жизнь"...
Татьяна Галютина # 22 октября 2013 в 23:16 +3
Ольга,Ваша дидактическая игра просто замечательная!Столько вариантов ее использования!Детям очень нравятся такие игры,где можно что-то отгадывать,познавать.Помимо всего перечисленного выше,Ваша игра воспитывает у деток выдержку (ведь очень сложно не подглядывать!)Успехов Вам! От меня +1 smile
Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:05 +2
ДА, Татьяна про выдержку вы правильно подметили)))) Они иногда конечно пытаются хитрить... но как всегда друг друга выдают, прежде чем я что-то заподозрю)))
Светлана Нагоева # 25 октября 2013 в 19:27 +3
Спасибо большое, Ольга Николаевна. Взяла для подруги - воспитательницы детского сада. Мне понравилась игра, просто замечательная.
Ольга Третьякова # 27 октября 2013 в 13:50 +1
благодарю, Светлана
Лариса Дорогина # 23 октября 2013 в 17:03 +3
Очень интересная игра. Дети любят секретики. Оригинальное решение развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Молодец!
Юлия Полушина # 27 октября 2013 в 17:07 +2
Ольга, интересная игра, воспользуюсь для своего сына. А если использовать для занятия, то это надо всем такие кармашки заготовить?
Ольга Третьякова # 28 октября 2013 в 09:22 +1
Здравствуйте Юлия. Если для занятия - конечно всем... как вариант 1 кармашек на 1 стол - можно дать возможность сначала одному ребенку обследовать кармашек, а второй пусть ощупает после него и подтвердит или опровергнет его ответ..
Ирина Рудакова # 28 октября 2013 в 18:21 +1
Ольга, большое спасибо за игру "Кармашки с секретом". Идея игры очень интересная, а сама игра решает одновременно массу образовательных и развивающих задач, может послужить средством для укрепления здоровья детей. Удачи Вам.
Ольга Третьякова # 29 октября 2013 в 13:02 0
Ирина, благодарю за отзыв))))
Наталья Трояк # 1 ноября 2013 в 20:35 +2
Оля, Ваша игра замечательная! В дошкольном возрасте очень важны игры с использованием тактильных ощущений. Такую игу можно использовать и в старшем возрасте.Обследовав на ощупь две цифры найти, например, их сумму! Спасибо за идею!
Ольга Третьякова # 2 ноября 2013 в 20:07 +1
Благодарю за отзыв... вы сходу придумываете новые варианты использования игры))) молодец)))
Юлия Шевченко # 2 ноября 2013 в 17:24 +1
Ольга, удивительная у Вас  игра получилась, необычная. А главное все сделано с любовью, душевно, своими руками! Дети это всегда чувствуют, и наверное занимаются с большим удовольствием. От всей души желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Ольга Третьякова # 2 ноября 2013 в 20:07 +1
Спасибо, Юленька )))
Надежда Трефилова # 3 ноября 2013 в 19:47 +2
Разработка для детей младшего школьного возраста очень подходящая. Развивает мелкую моторику рук. Плюс разработки еще вижу в том, что это все представлено красочно и помимо моторики закрепляется знание геометрических фигур. А еще можно посоветовать материл - карточки для игры можно делать вместе с детьми это им будет очень нитересно, а главное полезно.
   Задумка очень хорошая и совершенно не трудная для детей.
Ольга Третьякова # 5 ноября 2013 в 11:02 +1
Спасибо, Надежда за комментарий))) согласна с вами, что подобную игру можно сделать с детьми, но у меня сейчас детки 4 лет, им важна игра, а не процесс её изготовления... Когда у меня были детки подготовительной группы мы делали подобное пособие с ними, конечно они были в восторге)))
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 6 ноября 2013 в 22:13 +2
Ольга, ваша игра очень интересная для детей, вы молодец! Мне понравилась идея с пуговицами, обязательно попробую такую  игру сделать для своих ребятишек. У нас есть похожая, только вместо пуговиц - разные крупы (горох, гречка, пшено, рис, овёс), дети на ощупь определяют название цифры и крупы. И мешочки не нужны, но приходится завязывать глаза тем, кто отгадывает. Детям очень нравится))) Спасибо большое!
Ольга Третьякова # 7 ноября 2013 в 20:58 +1
У меня тоже есть "чудесные мешочки" с разными наполнителями.. но и такой вариант не лишний))) спасибо за отзыв))
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 10 ноября 2013 в 11:47 +3
Ольга, с удовольствием присоединяюсь к предыдущим комментариям, Ваша дидактическая игра простая в изготовлении и очень интересная! Она развивает не только мелкую моторику, но и ассоциативное мышление, готовит деток к дальнейшему более глубокому восприятию окружающего мира. Отличная и оригинальная работа, поэтому от меня +1!
Ольга Третьякова # 11 ноября 2013 в 09:32 +1
спасибо, Татьяна Дмитриевна))) была рада прочесть ваш отзыв)))
Наталия Арсентьевна Дробатун # 13 ноября 2013 в 21:47 +1
Олечка,ваша игра замечательная!!Мне очень понравилась!!Спасибо за идею создания игры с пуговицами,обязательно такую-же сделаю своим детям.Молодец!!
Ольга Третьякова # 14 ноября 2013 в 15:30 0
Благодарю, НАталья за отзыв
Валентина Огнева # 15 ноября 2013 в 17:38 +1
Ольга, игра интересная! Её, как вариант, можно использовать и для закрепления количественного счета пуговиц.
Ольга Третьякова # 17 ноября 2013 в 15:31 0
Конечно, Валентина... пока игра будет участвовать в конкурсе мы столько вариантов для неё придумаем совместно))) спасибо за отзыв.
Светлана Гудкова # 7 декабря 2013 в 22:22 0
Оля игра интересная,а главное с секретом, что детки очень любят!!!
Клара Дильмухамедовна Маркова # 6 января 2014 в 18:08 0
Так  увлекательно , доступно ...Просто  диву даёшься  !!!  Кинестезия - это путь к развитию  психических функций : пособие можно использовать  с детьми , имеющими проблемы в развитии . Отличная  идея !!!  И главное- простая ... , а значит, гениальная !  Благодарю за идею !
Марина Мартынова # 13 января 2014 в 18:24 0
Вы молодец. Очень интересная, а главное познавательная игра. В ней происходит развитие мелкой моторики рук. Замечательно. Спасибо за идею.
Татьяна Павловна Герасимова # 20 февраля 2014 в 10:36 0
Хорошая идея!  v Можно даже использовать на уроке английского языка для разучивания названия геометрических фигур и цветов, спасибо!
Татьяна Николавна Астахова # 20 июня 2014 в 00:18 0
Ольга, игра замечательная! Выполнена аккуратно и привлекательно. Практические действия с предметами развивают мелкую моторику, обеспечивают сенсорное развитие, формируют мыслительные операции, способствуют более успешному и эффективному формированию элементарных математических представлений. Благодарю и голосую за игру "Кармашки с секретом".