Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психолого-педагогическая практика по модулю «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Дневник научно-педагогической практики по модулю 5 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
магистранта 2 курса Деминой Екатерины Владимировны
Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки «Педагогика и психология образования»
Форма обучения очно-заочная
Место прохождения практики ГБОУ «Школа №1619 им. М.И.Цветаевой» г. Москвы


Пояснительная записка
1. Цели педагогической практики: приобретение опыта в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
2. Задачи научно-педагогической практики:
- реализация индивидуальной программы развития учащегося, подготовленной на учебной практике в 1и 2 семестрах;
- закрепление основные понятий, сформированных в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля;
- систематизация конкретных предметных знаний основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- овладение опытом психолого-педагогической деятельности педагога-психолога в работе с различными категориями обучающихся;
- отработка умений в проектировании и реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;
- отработка умений в осуществлении психолого-педагогического консультирования;
- отработка умений в сфере психолого-педагогической диагностике;
- формирование у магистрантов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
3. Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Овладение трудовыми действиями:
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы.
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.
Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
Сформированность общекультурных и профессиональных компетенций:
• готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
• Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
• Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
• способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
• способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
• готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11);
• способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);
• способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4);
• готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
• способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);
• способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);
• способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11);
• способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12);

4. Структура практики
Содержание научно-педагогической практики представлено направлениям деятельности педагога-психолога по реализации психолого-педагогического сопровождения образовательной организации.
Организационно-методическая работа:
Анализ деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
Психологическая диагностика:
Подобрать методики, необходимые для организации индивидуального и группового исследования обучающихся/воспитанников с целью составления психолого-педагогической характеристики группы/класса.
Провести диагностику.
Составить аналитическую справку по каждому исследованию.
Составить психологическое заключение по итогам психодиагностики.
Составить психолого-педагогическую характеристику класса.
Психологическое консультирование:
Провести консультацию с классным руководителем класса по результатам психодиагностики.
Составить консультативный отчет.
Психолого-педагогическая коррекция:
Выявить группу детей, которым необходима психологическая помощь в форме коррекционных занятий.
Разработать программу коррекционно-развивающих занятий.
Провести коррекционно-развивающие занятия с группой учащихся (4-5 занятий).
Психологическое просвещение:
Разработать методический комплект «Психолог учителю».
В зависимости от специфики образовательного учреждения, являющегося базой практики, а также административного запроса, задания могут меняться. Окончательный вариант содержания практики всегда согласовывается с групповым руководителем практики.
По итогам выполнения заданий по каждому направлению студенты готовят отчетные документы.
Организационно-методическая работа:
• анализ службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации (Приложение 1,2).
Психологическая диагностика:
• Психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение 3,4).
• Комплект диагностических методик (Приложение 5).
• Протоколы, аналитические справки, психологическое заключение (Приложение 6).
Психологическое консультирование:
• Консультативный отчет, включающий рекомендации в адрес учителя, разработанные по результатам психодиагностики) (Приложение 7).
Психолого-педагогическая коррекция и психологическое просвещение:
• Конспекты коррекционно-развивающих занятий (4-5 занятий) (Приложение 8).
• Методический комплект «Психолог учителю» (Приложение 9).

5. Требования к базе практики – образовательной организации сетевого взаимодействия
• соответствие профиля деятельности организации профилю ФГОС ВО;
• наличие компетентного и высококвалифицированного персонала, привлекаемого к реализации образовательных программ (педагоги, психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, воспитатели, тьюторы и т.д.);
• наличие материально-технической базы, соответствующей требованиям, предъявляемым к организациям данного вида;
• использование в образовательном процессе современных методик и технологий обучения и воспитания обучающихся;
• наличие долгосрочной программы развития образовательной организации с указанием приоритетного направления деятельности;
• наличие обучающихся с особыми потребностями в образовании; обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• высокое качество подготовки выпускников (средний показатель ЕГЭ за последние 3 года);
• представлен спектр дополнительных образовательных услуг;
• наличие обучающихся, подготовленных школой и ставших призерами, лауреатами или победителями предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов;
• эффективность научной, методической, организационной деятельности образовательной организации:
• участие педагогического коллектива в конкурсах профессионального мастерства; разработке и апробации грантов, научных проектов, в научно-практических конференциях и экспериментальной работе, наличие научно-методических публикаций;
• организация и проведение на базе образовательной организации семинаров, совещаний, конференций и т.п.;
• социальная активность и социальное партнерство с целью повышения эффективности реализации образовательных программ;
• при необходимости наличие пандусов для прохождения практики студентами-инвалидами.

6. Обязанности магистранта в период прохождения практики
• познакомиться с целями, задачами, порядком прохождения учебной практики;
• получить отчетные материалы для оформления результатов прохождения практики;
• встретиться с педагогом-супервизором и составить индивидуальный план работы с учетом целей, задач и заданий на конкретный этап практики;
• познакомиться с особенностями образовательной организации – стажировочной площадки: организационной структурой, особенностями организации учебно-воспитательного процесса;-
• проводить беседы, посетить уроки, занятия и другие мероприятия, необходимые для выполнения заданий практики;
• изучить материалы, необходимые для успешного выполнения заданий практики;
• выполнить задания практики;
• оформить отчетную документацию по результатам выполнения заданий;
• подготовить сообщение для участия в итоговой конференции;

7. Обязанности руководителя практики от ИППО
• обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики;
• контролирует реализацию план-графика проведения практик;
• контролирует выполнение сроков сдачи отчетных материалов по результатам прохождения практик;
• помогает устанавливать связь со стажировочными площадками (базами практики), распределяет магистров по местам практики;
• вносит предложения по совершенствованию организационно-содержательной составляющей практики;
• консультирует педагогов-супервизоров, учителей (воспитателей) и администрацию ОО – стажировочных площадок по вопросам организации и содержания деятельности практики;
• анализирует вместе с преподавателями дисциплин по предметам модуля отчетную докумен¬тацию магистрантов;
• организует подведение итогов практики;
• участвует в обсуждении итоговой оценки по педагогической практике.

8. Обязанности педагога-супервизора
• согласовать с обучающимся и координатором практики от ИППО индивидуальный план с поэтапным формированием профессиональных трудовых действий;
• познакомить практикантов с образовательной организацией: организационной и кадровой структурой; инструкциями по охране труда и контролю за соблюдением правил техники безопасности; правилами внутреннего распорядка, установленных в организации;
• обеспечить необходимые условия для формирования профессиональных компетенций и отработки профессиональных трудовых действий;
• консультировать практикантов по вопросам выполнения трудовых действий, предусмотренных программой практики и содержанием модуля;
• анализировать и оценивать уровень сформированности трудового действия и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля;
• составить письменный отзыв о результатах практической подготовки обучающегося к выполнению профессиональных трудовых действий и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля с качественной и количественной оценкой;
• внести предложения по совершенствованию организации и содержания практической подготовки обучающихся.

9. Описание базы практики – образовательной организации сетевого взаимодействия
1. Название образовательной организации, ее юридический адрес, контакты ГБОУ «Школа №1619 им.М.И.Цветаевой» г.Москвы, 123458 Москва, Таллинская улица, дом 20, корпус 4, 8 (495) 122-00-20

2. ФИО руководителя организации Соколова Диана Юрьевна
Рейтинг образовательной организации по данным Департамента образования города Москвы по итогам 2016/2017 учебного года 188 место
3. Участие в городских и всероссийских мероприятиях по независимой оценке и мониторингу качества образовательной подготовки обучающихся ГБОУ «Школа №1619» победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий» 7 место
4. Перечень собственных разработок в области оценки и мониторинга качества образовательных достижений обучающихся или организации внутришкольного контроля ____________________________
5. Наличие нескольких классов в одной параллели для сопоставимости результатов исследований в области оценки результатов качества образовательной деятельности ____________________________
6. Результаты ЕГЭ и ОГЭ за последний учебный год _________
7. Сведения об участии обучающихся в олимпиадном движении,
8. в конкурсе исследовательских и проектных работ _______________

Отчет магистра о прохождении научно-педагогической практики
____________________Демина Екатерина Владимировна__________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Сроки и место прохождения практики с 05 февраля 2018г. по 13 мая 2018г. ГБОУ «Школа №1619 им.М.И.Цветаевой» г.Москвы

Раздел отчета
Вид деятельности: Констатирующий
(перечень выполненных заданий, работ)
Рефлексивный
(самоанализ выполненных заданий, личностных достижений)
Проблемный
(определение проблемы для теоретического изучения дисциплин)
Анализ деятельности службы психолого-педагогического сопровождения
Общие сведения о службе;
Анализ документов;
Общая оценка работы службы
1.Изучила необходимые нормативные документы. Для работы психолога необходимо придерживаться следующим принципам: многофункциональность, объективность, коммуникативность, оперативность, адаптация и т.д.
Психологическая диагностика
Общие сведения;
Краткая характеристика;
Проведение диагностики. Углубила свои знания в области психодиагностики, так как её результаты дают основание для проведения других очень важных видов работы – коррекции, консультирования, просвещения.
Психолого-педагогическая коррекция
Определение цели;
Постановка задач;
Ход занятия;
Рефлексия.
Приобрела навык в проведении коррекционных занятий.
Наибольшие затруднения вызвала теоретическая подготовка занятия, так как мною были поставлены высокие требования к данному этапу.
Психологическое просвещение
Брошюра (основная информация по теме);
Презентация (для мини-доклада по теме);
Буклет (для раздачи родителям);
Материалы для оформления стенда (например, к родительскому собранию).
Приобрела потребность в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.

Отзыв индивидуального руководителя практики (педагога-психолога)
В период с 05 февраля по 13 мая 2018 г.
Студент Демина Екатерина Владимировна проходил учебную практику на базе_ГБОУ «Школа №1619 им.М.И.Цветаевой» г.Москвы
За время прохождения практики студентом были проведены следующие мероприятия:
Организационно-методическая работа (анализ деятельности службы психолого-педагогического сопровождения);
Психологическая диагностика;
Психолого-педагогическая коррекция;
Психологическое просвещение.
Студент показал сформированность следующих трудовых функций: знания, умения и навыки, необходимые для работы психолога. Показал хорошую теоретическую подготовку, творческое отношение к работе, интерес к ней. Оказал практическую помощь в работе психолога.
Личностные качества студента: Демина Е.В. проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности. Демина Е.В. внимательна при работе с детьми. В профессиональной деятельности можно сказать что, Демина Е.В. постоянно работает над своими ошибками, тем самым пополняя свой профессиональный опыт. В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе. За время прохождения практики показала себя как пунктуальную, коммуникабельную и творческую личность.
Оценка профессиональных перспектив: Демина Е.В. показала, что обладает социально-нормативной, психолого-педагогической и концептуально-психологической компетентностью, на совершенствование которых и был направлен процесс прохождения практики.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Схема анализа деятельности службы психолого-педагогического сопровождения
I. Общие сведения
• название службы психолого-педагогического сопровождения
Социально-психолого-педагогическая служба
• состав и распределение обязанностей
Психологическая служба;
Социальное направление;
Логопедическое направление.
• кому подчиняется
Руководитель службы примирения Давыдова М.В.
• краткая характеристика кабинетов
Учитель-логопед – 12
Учитель-дефектолог – 1
Социальный педагог – 2
Педагог-психолог – 6

II. Анализ документов
Психологическая служба
Психологи школы рассматривают психологическое сопровождение как динамический процесс, как целостную деятельность, в рамках которой проводится работа по следующим направлениям: — психологическое просвещение - формирование у воспитанников и их родителей (законных представителей), потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе; — психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития учащихся; — психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; — консультативная деятельность - оказание помощи детям, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Социальное направление
Основными направлениями работы по социальной защите учащихся являются:
- организация питания и оказание материальной помощи
- учебно-воспитательная работа (учет) посещаемости и успеваемости
- внешкольная и внеклассная работа (предупреждение и профилактика правонарушений, организация отдыха детей в каникулярное и внеурочное время)
- медицинское обеспечение, прохождение учащимися диспансеризации, работа по предупреждению травматизма,
- организация работы по предупреждению вредных привычек, сохранению репродуктивного здоровья
- совместная работа школы, семьи, общественности: проведение консультаций, привлечение специалистов работа с неблагополучными семьями
Логопедическое направление
Основной задачей логопедической службы является коррекция устной и письменной речи у детей. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.

III. Общая оценка
Профессиональное самоопределение
Приоритетные направления:
Поддержка учебной деятельности
• Мониторинг возможностей и способностей, индивидуальных достижений обучающихся, ценностных ориентаций и индивидуальных личностных характеристик;
• Помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов;
Программа «Самоопределение (основы профессионального и личностного самоопределения)». Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
• Развитие способностей, знаний и умений, позволяющих индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания. Развитие консультационной помощи и информационной поддержки в профессиональной ориентации учащихся,
• Диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии,
• Тренинги, дискуссии, игры, встречи, экскурсии, опыты, фестивали, выставки, конкурсы, информационная поддержка.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Содержание психолого-педагогической характеристики дошкольной группы
1. Общие сведения
Количество воспитанников: половой, возрастной и национальный состав:
Среднюю группу посещают 27 человек, из них 17 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2013 года рождения. Данная группа существует 2 года. Возраст детей 4 – 5 лет. Большинство детей в группе имеют русскую национальность, но есть 2 – татарина, 1 – итальянец.
Наличие новичков:
Все дети пребывают вместе с сентября 2016г. за исключением небольших изменений. За год выбыло 2 дошкольника: Максим К., Захар М. Прибыло 3 дошкольника: Марсель Б., Иван Б., Павел Л.
Программа:
примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.В.
Уровень успеваемости:
В средней группе детского сада дети 4-5 лет. У детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. Дети интересуются действиями взрослых, во всем подражают им, стараются своими силами преодолевать маленькие трудности. Речь значительно обогащается за счет общения с взрослыми и сверстниками. В группе детям прививаются навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формируются простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются.
Краткая характеристика личности воспитателя (общий стаж педагогической работы, сколько лет работает в данной группе, стиль педагогической деятельности):
Одна из воспитателей, которая имеет огромный опыт работы (более 20 лет), педагогические знания, в силу особенностей своего характера, любви к детям, особенно любима всеми детьми, хотя у неё преобладает авторитарный стиль воспитания. Вторая воспитательница (пед.стаж 2 года) имеет более демократичный стиль воспитания. Это заметно не только родителям, но и детям, у которых она так же пользуется большим авторитетом. Обе воспитательницы работают в данной группе с самого её формирования – 2 года.
Сведения о различных характеристиках учащихся:
В данной группе все дети соответствуют уровню физического и психического развития дошкольного возраста. Дети влияют друг на друга в нескольких важных отношениях. Во многих ситуациях они оказывают друг другу эмоциональную поддержку, выступают в роли моделей для подражания, подкрепляют поведение друг друга и поддерживают сложные, требующие богатого воображения игры. Они так же создают систему эмоциональных отношений, которые поощряют вести себя или, наоборот отбивают охоту. На проблемы друга они реагируют очень бурно, обнаруживают готовность помочь друг другу.

Дети помогают друг другу осваивать различные физические, когнитивные и социальные навыки. Мальчики часто подражают героям телепередач, которые они видели. Так же подражают друг другу. Так как в группе преобладает количество мальчиков, мы понимаем, что воспитание мальчиков – это особая тема. На первый взгляд недостатки мальчишек и лучшие качества настоящего мужчины не имеют ничего общего, но глубокий и вдумчивый взгляд позволит нам разглядеть соответствие между ними, конечно при определенных условиях. Мальчики чаще, чем девочки беспокоят нас своим поведением. Они чрезмерно подвижные, неугомонные, громкоголосые, часто драчливые, все ломающие. Девочки же, чаще берут на себя заботу о малышах и других ребятах из своей группы.
Наблюдая за детьми мы заметили, что в группе есть популярные дети, такие как Маттиас Д., Тимофей Д., Наталья К., Полина О. Они более склонны к сотрудничеству и просоциальному поведению во время игры со сверстниками. Так же есть и «белые вороны», Филипп М., Дмитрий В., Алексия П., которые ведут себя не агрессивно, но держатся особняком. Популярные дети обладают рядом социальных навыков, перечень которых приведен ниже:
- Владеют разнообразными социальными навыками;
- Постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
- Чувствительны к потребностям и действиям других;
- Не навязывают свою волю другим детям;
- Соглашаются играть рядом с другими детьми;
- Умеют поддерживать дружеские отношения;
- При необходимости приходят на помощь;
- Способны поддерживать разговор;
- Делятся интересной информацией;
- Откликаются на предложения других детей;
- Умеют разрешать конфликты;
- В конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы.
В наблюдаемой группе большинство детей обладают перечисленными навыками.
С друзьями и чужими людьми ребята ведут себя по-разному, некоторые дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями.
Но в коллективе происходят детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства исходя из социальных норм и понятий.
Интересы дошкольников данной группы:
Большую часть своего свободного времени дети любят проводить в играх. Игры могут быть предметно-манипулятивными и символическими, сюжетно-ролевые, игры с правилами, конструкторские игры и т.д. но больше всего дети данной группы любят совместные подвижные игры, которые включают всех детей. Особенно активны в этих играх мальчики. Девочки охотно играют в сюжетно ролевые игры, которые имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре, - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, сын, дочь и т.д.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или сказочные (козлик, волк, заяц). В свои игры девочки стараются привлечь воспитателей и некоторых мальчиков.
Кроме игр, дети любят проводить беседы с воспитателями, предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях. В сфере общения со взрослыми на первый план выходят внеситуативные формы общения – познавательная и личностная. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что дети задают взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире. В беседах с воспитателями многие из них любят говорить о животных, машинах, явлениях природы.
Ребята любят посещать театральные занятия, с удовольствием принимают участие в постановках сказок, инсценировках, различных праздниках и мероприятиях, которые готовят воспитатели и музыкальные работники.
Кроме перечисленных любимых и интересных занятий данная группа охотно выполняет поделки из природного и бросового материала, лепит, рисует. По мере своих возможностей дети стараются помочь работникам детского сада в изготовлении декораций, костюмов, и различных атрибутов к спектаклям, утренникам и всевозможным праздникам.
Воспитатели стараются развивать интересы своих воспитанников. Часто организуя для них развлекательные мероприятия, досуги и квест-игры, в которых родители не редко принимают охотное участие.

КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
№ Название Автор/источник Форма проведения Цель
1 Методика “Изучение понимания эмоциональных состояний людей” Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология) Тестирование Изучение понимания эмоциональных состояний людей
2 «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетинина (для родителей и воспитателей) Опросник Выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей
3 Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотова Тестирование (диагностические серии картинок) Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Общая часть:
• по чьей инициативе проводилось диагностическое обследование
Воспитателей и родителей
• по чьей инициативе выдается заключение
Воспитателей и родителей
• дата, время и место проведения исследования
Предварительный этап – начало октября 2017
Формирующий этап – май 2018
ГБОУ «Школа №1619» им. М.И.Цветаевой г.Москвы
• цель исследования
определение уровня развития распознавания эмоций у других дошкольниками
• используемые методы исследования:
1. Методика “Изучение понимания эмоциональных состояний людей” (Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология);
2. «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (Опросник А.М. Щетининой для родителей и воспитателей);
3. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова).
• ФИО, должность составителя заключения, подпись:
Авраменко О.Ф.(педагог-психолог)____________________
Специальная часть:
• общие результаты исследования:
Диагностика способности детей к распознаванию эмоций показала, что в выборке преобладают дети с высоким и средним уровнем развития данной способности. В ходе методики у испытуемых были сложности с определением эмоционального состояния, такого как «спокойствие», хотя у детей старшего дошкольного возраста уже существует сложившийся активный словарь эмоциональных состояний, и они способны дать название либо самой эмоции, либо ее однокоренных слов. Но, к сожалению, не все дошкольники смогли справиться с заданиями.
• анализ результатов исследования:
Исследование эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей ориентируются на эмоциональное состояние окружающих людей, могут распознавать их эмоции и понимают себя. Но в выборке также были выявлены дети, у которых низкий уровень развития распознавания эмоций, понимания эмоций других и своих переживаний.
• Выводы:
В конце нашей исследовательской работы мы провели повторную диагностику уровня развития эмоционального интеллекта детей, используя те же проективные методики, что и в начале нашего исследования, а также во второй раз провели анкетирования воспитателей и родителей. Затем мы сравнили результаты, полученные в начале нашего исследования, с результатами, полученными после его завершения, и сделали вывод о развитии уровня эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и эффективности разработанной нами программы.
• Рекомендации:
Особенности развития способностей детей понимать, распознавать эмоции других позволяет нам планировать коррекционно-развивающую программу для дальнейшей работы развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

СХЕМА КОНСПЕКТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Занятие № 1 «Радость – грусть»
Цели: ознакомление с чувствами радости и грусти, определение чувств и эмоций по телесным проявлением - через мимику и пантомимику. Закрепление знаний и вербальном и невербальном проявлении эмоций.
Материалы: пиктограммы "радость" и «грусть»; фотографии веселых людей; бумага, карандаши.
Ход занятия.
Приветствие. Разминка
Упражнение «Лучики солнышка»
Детям предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий становится во главе созданного коридора и превращается в солнышко. Дети превращаются в лучики, вытягивают руки вперед ( руки символизируют лучи солнца). С противоположного конца каждый ребенок проходит внутри ряда с закрытыми глазами по направлению к ведущему, а дети-лучики гладят и ласкают его своими лучами - руками. Ведущий все время тихо говорит « Мы ласковые, добрые, теплые лучики. Мы нежно гладим идущего к нам». Когда ребенок доходит до солнышка, оно его обнимает, и ребенок сам становится солнышком.
В конце поблагодарить всех за доброту и ласку.
А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость"). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?
Но перед этим поиграем с «Солнечным зайчиком».
Упражнение «Солнечный зайчик»
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!
Сейчас я расскажу вам одну историю...
Этюд «Встреча с другом»
У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!
Комментарий ведущего: данное упражнение развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развивает выразительные движения.
Выразительные движения — плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость).
Попробуем разыграть эту сценку.
У вас отлично получилось! А сейчас посмотрим вот на эти фотографии (фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди?.. Как вы догадались?.. Как вы думаете, почему?.. Если вы захотите, можете принести на следующее занятие свои "радостные фотографии".
Упражнение « Закончи предложение»
Ведущий предлагает детям ответить на вопросы: А что означает радость для вас? Когда у вас возникает чувство грусти? Какими ощущениями в теле, руках ногах оно сопровождается? Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..." «Мне грустно, когда...» '
(Необходимо записать высказывания детей.)
Рисование на тему «Радость и грусть»
Дети рисует чувство радости или грусти.
Спасибо всем. Давайте подведем итоги занятия
Подведение итогов занятия.
что сегодня понравилось,
что сегодня не очень понравилось
Прощание. См. занятие 1.
Занятие № 2 «Обида»
Цель: ознакомление с чувством обиды и со способами выражения.
Материалы: пиктограмма "обида"; бумага, карандаши;
Ход занятия.
Приветствие. Разминка.
Начнем наше занятии вот с чего. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так. как это сделал бы ветер... Молодцы!
Повторение.
Ведущий предлагает детям вспомнить все то новое, что 'они узнали на занятиях и быстро ответить на следующие вопросы:
как можно узнать, какие чувства, эмоции испытывает человек
что такое радость (эмоция) - когда возникает радость
какими словами можно выразить радость
как без слов можно выразить радость
как радуются домашние животные
Игра "Изобрази ..."
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Изобрази...". Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и, например, попрошу: "Саша, изобрази веселого медвежонка". Саша должен будет поймать клубок, сказать: "Я — медвежонок. Я радуюсь, когда ...". Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: "Изобрази..." и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно?
Замечательно!
Сегодня мы познакомимся с еще одним чувством -- это обида, но для начала давайте поиграем:
Игра «Поссорились»
Детям предлагается встать парами, повернувшись друг к другу спиной, и изобразить на лице эмоции гнева на обидчика. Надуть сильно -сильео щеки. Далее ведущий говорит: «Вы поссорились, Вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для того чтобы вам помириться, нужно повернуться лицом друг к другу. Осторожно «сдуть» надутые щеки обиженного, обида и злость лопнут как воздушный шарик. Засмеяться и обняться.
Ведущий предлагает рассмотреть пиктограмму и рисунок с изображениемобидевшегося мальчика
Беседа об обидчивости:
Ведущий просит детей подумать, почему обидчивость мешает людям.
Упражнение «Шарики»
Ведущий раздает детям шарики и предупреждает, что это специальные шарики для тех. кто хочет выпустить из себя свои обиды.
Каждый ребенок вслух называет несколько своих самых больших обид, которые ему мешают, а затем надувает шарик, представляя, что выдувает в него свои обиды.
Ведущий говорит:
-Ваши обиды пропадут, когда шарик лопнет или сдуется. Проткните шарик или выпустите из него воздух.
Прощание.
Занятие №3 «Злость и гнев»
Цель: знакомство с чувствами злости и гнева, с формами их конструктивного выражения, газеты, аудиозапись музыки для релаксации.
Материалы: 1 шарф; пиктограмма
Ход занятия.
Приветствие. Разминка.
Здравствуйте. Я рада вас видеть!
Упражнение «Определи эмоцию»
Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам и пап, бабушек и дедушек и у любых людей. Посмотрите на картину. Какое чувство испытывает этот мальчик
Посмотрите на выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?.. Да, это — злость.
Этюд «Сердитый дедушка»
А сейчас послушайте историю про мальчика Петю, которая называется "Сердитый дедушка". К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел за калитку без предуп­реждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?
Давайте разыграем эту историю... Отлично!
Игра «Жужа»
Выбирается водящий ( при помощи считалочки) - «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит платок.
Остальные дети начинают дразнить «Жужу, кривляться перед ней, произнося слова: Жужа, жужа выходи, жужа, жужа догони.
«Жужжа терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается» и она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем. Осаленный ребенок становится «Жужей».
Игра «Азбука настроения»
Детям раздаются карточки, на которых изображены рассерженные животные и люди. Надо сочинить рассказ о том, что могло рассердить животное или человека
Упражнение «Доброе животное»
Теперь мы встанем в один общий круг и поиграем в "Доброе животное"
Прощание.
Занятие №4 «Страх»
Цели: знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоционального состояния в мимике. Обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику и пантомимику.
Материалы: картинка ребенка, испытывающего страх; пиктограмма «страх»; свечка в безопасном подсвечнике.
Ход занятия.
Приветствие. Разминка.
Упражнение «Свеча»
Я рада вас приветствовать! Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: "Миша, я рад тебя видеть!".
Повторение. Изучение эмоции страха.
Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да. о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чувство страха - пиктограмма Страх.
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда»
Игра «Охотник и звери»
Дети изображают различных зверей, которые ведут дневной образ жизни: питаются, двигаются, взаимодействуют друг с другом.
По команде «Ночь» все звери замирают в той позе, в какой их застала команда.
Водящий - «охотник» - обходит зверей и смотрит, не шевелится ли кто из них. Проигравшего «охотник» забирает с собой (ребенок выбывает из игры).
Затем водящий меняется, игра продолжается.
Этюд «Галя и гусь»
Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы ее внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку. Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее кто-то зашипел: "Ш -ш -ш!" Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: "Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть".
Бабушка успокоила Галю
Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может ее изобразить?
Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади нее кто-то зашипел... Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой...
Здорово у тебя получилось! Кто еще может изобразить девочку Галю?.. В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает. Ну, кто решится изобразить гуся?
Очень хорошо! И еще нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?
Здорово! Теперь покажем нашу сценку целиком. Кто хочет быть Галей? Гусем? Бабушкой?.. (Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.)
У вас отлично получилось!
Далее ведущий предлагает обсудить упражнение.
легко ли было изображать страх
легко ли было входить в образ Гали, гуся, бабушки
чем это упражнение может быть полезно для ребят, чему оно их научило.
Этюд «Как котенок потерялся». (Проводится, если после обсуждения осталось время.)
Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"
А котенок ей отвечает: "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".
Девочка приласкала котенка и проводила его домой.
Рассказ разбирается и проигрывается по аналогии с предыдущим. Замечательно!
Наше занятие подходит к концу, давайте встанем в крут и поиграем в «Доброе животное».
Упражнение «Доброе животное»
Подведение итогов занятия. Прощание. См. Занятие 1
Занятие № 5 «Удивление»
Цель: знакомство с чувством удивления;, закрепление мимических навыков.
Материалы: пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления; шляпа с привязанной к ней длинной ниткой; игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.
Ход занятия.
Приветствие. Разминка.
Упражнение «Споем имя»
Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Очень хорошо! Вспомним, о каких чувствах мы с вами уже говорили?.. Да, мы знаем такие чувства, как радость, грусть, злость, обида, страх. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогало нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится?.. Мы смотрели на выражение его лица, смотрели, как располагаются его руки, тело, ноги и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими -лицами?.. Какие у нас глаза в этот момент?.. Что происходит с нашими губами?..
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас будут движения?.. Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?..
Отлично! А теперь попробуйте изобразить на своем лице чувство удив­ления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?.. Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показать детям пиктограмму «'удивление».) Давайте рассмотрим пиктограмму... Что же происходит с нашими лицами? С бровями?.. Правильно, они подняты вверх. С глазами?.. Они широко открыты. С губами?.. Они растянуты и похожи на букву "О".
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. У вас замечательно получилось!
Работа с рассказом «Живая шляпа»
Теперь слушайте историю «Живая шляпа». Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
— Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как - будто угадала что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?.. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?.. (Предложите детям разыграть эту сценку с предметами: шляпой, котенком.)
Замечательно!
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?.. (Положите перед собой лист бумаги и начните рисовать все то, о чем говорят дети.) Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх. Теперь осталось нарисовать нашему человечку волосы, нос, уши и румянец. Замечательно! Смотрите, какой удивленный человек у нас получился. Как вы думаете, чему он удивляется?.. А что может удивить вас?.. (Дети отвечают по кругу, их высказывания также записываются.)
Упражнение «Удивленные человечки»
Садитесь за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки — нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках. Вопросы для рассказа:
что это за человечек, кто он?
сильно ли он удивлен, как долго он удивляется?
что его удивило?
Подведение итогов занятия. Прощание. См. Занятие 1.
Занятие № 6 «Что я чувствую?»
Цель: закрепление умения распознавать эмоции и чувства.
Материалы: картинки людей и животных с различными чувствами, игра "Азбука настроений".
Ход занятия.
Приветствие. Разминка.
Упражнение «Паровозик с именем»
А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами уже познакомились. Детям показываются пиктограммы, картинки людей и животных с разными чувствами. Проводится беседа о том, как мы узнаем, что это именно то или другое чувство. В ходе беседы детям предлагается сравнить и описать внешние сходства и различия при изображении эмоций.
Игра «Азбука настроений»
«А сейчас посмотрите сюда. Перед вами на ковре разложены карточки с изображением: кошки, рыбки, попугая, мамы, папы. У них у всех разные настроения. Сейчас каждый из вас подойдет к ковру и возьмет себе любую карточку. Внимательно рассмотрите, кто вам достался, и какое чувство он испытывает. Изобразите своего героя и закончите предложения: "Я мышка. Я боюсь, когда... _Я радуюсь, когда... Я удивляюсь, когда..." или чем-нибудь похвастайтесь.
Игра «Потешки»
Когда каждый ребенок изобразит своего персонажа и его эмоцию, предложите детям вспомнить какую-нибудь известную потешку. Дети вместе со взрослым должны громко ее проговорить, и выполнить при этом ритмичные движения (хлопать в ладоши, топать ногами, маршировать и т.д.).
Например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Затем детям предлагается прочитать эту потешку с разными чувствами: радости, страха, удивления и хвастовства. Сначала потешку проговаривают все вместе, а потом индивидуально по желанию.
Упражнение «Рукопожатие» (вариант)
Мы все сейчас хорошо поработали, поэтому давайте немножко похвалим друг друга. Сейчас мы все будем ходить по комнате (2-5 минут), пожимать друг другу руки и говорить «Ты молодец». Вам нужно пожать как можно больше рук.
Мы уже играли в эту игру, но сегодня мы ее немного усложним. Вам нужно будет говорить фразу «Ты молодец» с разными чувствами: с чувством радости, страха, удивления, самодовольства.
Победит тот, кто пожмет больше всех рук. При этом каждый считает, сколько рук он пожал.
После игры проводится обсуждение:
легко ли было хвалить другого с разными чувствами
какая похвала, сказанная с каким чувством, была наиболее приятна
какие выводы сделали дети в результате игры. Подведение итогов занятия. Прощание. См. занятие 1.

СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПСИХОЛОГ УЧИТЕЛЮ»
1. Брошюра (основная информация по теме).
2. Презентация (для мини-доклада по теме).
3. Буклет (для раздачи родителям).
4. Материалы для оформления стенда (например, к родительскому собранию).

Список литературы
1. Азарова Л.Н. Снова в школу: пособие для начинающих психологов образования. Учебно-методическое пособие по организации и проведению педагогической практики по дополнительной специальности «Педагогика и психология» - М.: Экон-информ, 2011. – 93с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва: 2002. - 312 с.
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть1, 2. - Москва: 2001 г. - 304 с.
4. Григорович Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учеб. пособие для студентов/Л.А.Григорович. – М., 2008. – 190с.
5. Забродин Ю.М. Психодиагностика. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.
6. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова. -М. : Академия, 2007. - 288 с.
7. Мартьянова Г.Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте / Г.Ю. Мартьянова. - М.: Классикс Стиль, 2007. – 160с.
8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2004. – 509с.
10. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
11. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Юрайт, 2013. – 423 с.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint).
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Федеральный портал «Российское образование»
Российская государственная библиотека
Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского
Вестник московского университета. Серия 14. Психология
Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Серия «Педагогика и психология».
Журнал «Развитие личности»
научная библиотека
психологическая лаборатория
Электронная гуманитарная библиотека
Электронная библиотека

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Косынка из бумаги для бабушки своими руками пошагово с фото. Средняя группа | Эмоциональный интеллект в психологии
Опубликовано: 1220 дней назад (20 мая 2018)
Просмотров: 3521
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!