Конспект занятия с элементами арт-терапии, психогимнастики "Прогулка в сказочный лес"
Цель занятия: Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Учить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно.
2. Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.
3. Способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи.
4. Развивать воображение, внимание, память.
Ход занятия
В занятии принимают участие не более 6 детей.
Разминка
Приветствие на вербальном уровне: здороваемся друг с другом, пытаемся это сделать максимально положительно
(с улыбкой, с добрым пожеланием). Психолог помогает детям сформулировать пожелание.
Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
Основная часть
Психолог: Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в сказочный лес.
Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам»
(это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику»
(это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия
(можно использовать подушки).
Психолог: включить музыкальное сопровождение «Щебет птиц»
Вот мы и в лесу. А в лесу хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох
(3 раза).
Чувствуете какой воздух? Он свежий, пахнет дождем и распустившимися почками…
Психолог: иллюстрация солнца
Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку
(дети вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу.
В лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.
Психолог:
Ребята, я вижу сказочных животных леса. Давайте каждый из нас станет таким животным.
Дети называют в какое животное они превратятся.
Дети двигаются хаотично, изображая животных.
Психолог:
Ребята, послушайте – птички поют.
(Аудиозапись пения птиц в лесу).
Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут?
(в гнездышках). А гнезда, где находятся?
(на деревьях). Включается мелодия «Вальс»
Дети бегают, изображая птичек.
Каких птиц вы знаете, давайте попробуем отгадать:
Загадки о птицах
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!»
(Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ...
(ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?
(Дятел)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!»
(Синица)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет?
(Сорока)
Грудка ярче, чем заря,
У кого?
(У снегиря)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет?
(Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем.
(Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(Ласточка)
Психолог:
А сейчас я вам предлагаю наполнить лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков
Мячик-ежик мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрём.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
Выполнение аппликации «Птица»
Основной материал для аппликации – крашеная шерсть разных цветов: жёлтая для яйца, коричневая для гнезда. К тому же нам потребуется: картон, картинка «птица на гнезде с яйцами»
(можно нарисовать самостоятельно заранее или использовать рисунок), клей, кисточки для клея, краски, влажные салфетки.
Последовательность выполнения:
- приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.
- кончиками пальцев раскрашиваем, путём промачивание, птичку. Вытираем ручки.
- катаем шарик из жёлтой шерсти
(ваты), формируем яйцо, приклеиваем.
- маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.
Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться препятствия.
Завершение
Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам», шагают по «мостику», перешагивают через препятствия.
Звучит успокаивающая музыка, выбираем для всех одну общую
(приятную) мягкую игрушку, садимся вкруг. Первый ребёнок обнимает её, ласкает, говорит ей что-нибудь приятное, передаёт следующему и так далее.
Занятие заканчивается подведение итогов: обратить внимание, какой стал лес, который мы наполнили нашими птицами. Что запомнилось, что понравилось на занятии, как изменилось настроение каждого из детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы ДОУ
Конспект подгруппового психологического занятия в старшей группе детского сада «Мир животных»
Психологическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет. Сопереживание
Коррекционно-развивающая НОД в детском саду в старшей группе