Развитие сопереживания у детей старшего дошкольного возраста
Ритуал начала «Волшебный Клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель пере¬дает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «вол¬шебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет оче¬редь до воспитателя.
Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каж¬дый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внут¬ренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизнен¬ных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически воз¬вращайтесь к этому этюду на других занятиях.
«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания
между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими ста¬новятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
Игра «Поварята».
Настоящие друзья все делают вместе, сообща. Например, вместе готовят обед.
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, солью и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрю¬лю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».
Психолог. Посмотрите, ребята, какое у нас получилось вкус¬ное, красивое блюдо — просто объедение.
«Когда природа плачет»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, ког¬да его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.
«Как: можно пожалеть»
Можно ввести игровой персонаж.
Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.
Как вас жалеет мама?
Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?
Что можно сделать?
Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестрен¬ка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?
Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будете жалеть одинаково?
Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно по¬жалейте того, кому плохо, больно.
Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.
Делайте людям добро, и оно вернется к вам.
«Обиженный кустик»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сло¬мали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Ритуал окончания «Доброе Животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха¬нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Психолого-педагогическая гостиная в детском саду
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы ДОУ
Конспект подгруппового психологического занятия в старшей группе детского сада «Мир животных»
Коррекционно-развивающая НОД в детском саду в старшей группе