Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Маршак "Ландыш"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Автор: Родина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов МОУ "Ермишинская средняя школа"
Материал может быть интересен и полезен учителям начальных классов, русского языка и литературы. В основе занятия - анализ лирического произведения, определение художественных образов, созданных поэтом, и чувств ими вызванных. Учащиеся выражают свои чувства от прочитанного не только словесно, но и с помощью цветовых решений.Все слова учеников в этом конспекте - реальные ответы моих третьеклассников. Они - лишь приблизительный ориентир. Ваши ученики могут ответить совершенно иначе, подобрать другие образы.
Тема: Картины весны в стихотворении С. Я. Маршака «Ландыш».
Цели:
1) организовать эмоциональное читательское восприятие стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш»;
2) содействовать осознанию детьми того, что в природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее;
3) создать условия для формирования УУД:
личностных: умение видеть красоту в окружающем мире, эмоциональная отзывчивость на лирические произведения;
регулятивных: опыт определения и формулирования целей урока с помощью учителя; рефлексивная оценка своей деятельности на уроке;
познавательных: умение выделять существенную информацию из текста, использовать разные виды чтения, осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
коммуникативных: умение достаточно полно и точно оформлять свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения, договариваться о распределении ролей в сотрудничестве.
Задачи:
1. Создать посредством литературного и зрительного рядов и системы направляющих вопросов условий для проявления эстетической реакции и эмоционального отклика учащихся на художественное слово.
2. Создать мотивацию к работе со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш» посредством обращения к личным впечатлениям детей, их собственному образному видению мира.
3. Организовать первичное восприятие стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».
4. В ходе совместной работы над анализом лирического произведения проследить за развитием и раскрытием автором поэтических образов, оценить богатство и красоту поэтического языка Маршака.
5. Путем сравнения, сопоставления палитр чувств и цветовых решений стихотворений разных авторов подвести к формулированию основной мысли изучаемого произведения, пониманию многогранности испытываемых человеком чувств.

Оборудование: тексты стихов С.Я. Маршака, А. Фета, Баратынского, Майкова; ручки, цветные карандаши; презентация с фотографиями С.Я.Маршака, цветущих ландышей и высказываниями о творчестве С. Маршака; мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.

Ход урока
I. Мотивация к читательской деятельности.
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вновь погрузиться в пленительный и удивительный мир поэзии. (слайд 1)

Я очень хочу, чтобы все стихи, которыми наш урок будет наполнен, не оставили никого из вас равнодушным. Чтобы вдохновение, побуждающее поэтов создавать прекрасные строки, коснулось сегодня и вас, пробудив ваше творчество, фантазию, эмоциональную отзывчивость, потребность в красоте.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Я подобрала для вас несколько чудесных стихотворений известных русских поэтов. Прочитайте, назовите тему каждого из них, совместно составьте краткую палитру чувств и настроений, определитесь с цветовым решением. Работать вам предстоит в группах. Помните о взаимоуважении, согласии, активности, и тогда у нас все получится.
Ученики выполняют задание. У каждой группы свое стихотворение, напечатанное на листе; учащиеся договариваются, кто читает стихотворение негромко вслух, кто заполняет палитру чувств, кто работает карандашами, кто выступит от имени группы; мнения высказывают все, находят общее решение; на всю работу отводится 5 минут.
Задания для групп



Учитель. Поделитесь результатами своей работы. Я кратко запишу их в общую таблицу (слайд 2). (Во время выступления групп, учитель кратко фиксирует на доске названные чувства и цвета в таблице, которая сохраняется до конца урока. Тексты стихов демонстрируются на слайдах 3-5 в момент высказывания каждой группы).


Ученики 1 группы. Тема стихотворения А. Фета – весна. Это произведение вызвало у нас чувство радости, восхищение, мы ощутили счастье автора. Мы считаем, что здесь просто все наполнено солнечными цветами: красным, жёлтым, розовым.

Ученики 2 группы. Стихотворение Е. Баратынского тоже о весне. В палитру чувств мы записали красоту, восхищение, радость. Наше цветовое решение – ярко-красный, оранжевый, желтый.

Ученики 3 группы. И у нас тема – весна. Стихотворение А. Майкова у нас вызвало улыбку, чувство нетерпения, радости. Мы решили, что это настроение, эти чувства хорошо выражают красный и золотой цвета.

На доске появляется заполненная таблица.

Учитель. Что заметили?
Ученики. Совпала тема весны, похожи палитры чувств, цвета выбрали яркие, совпали красный и желтый.
Учитель. Предположите, почему результаты вашей работы столь похожи.
Ученики. Все любят весну, она всем дарит радость.

III. Введение в тему. Целеполагание.
Учитель. Весна совсем скоро начнется. Каждый год мы с нетерпением ее ждем. Что обычно говорят при встрече?
Ученики. Здравствуй!
Учитель. Произнося это приветствие, мы желаем друг другу здоровья. А что нужно делать человеку, чтобы оставаться здоровым?
Ученики. Заниматься спортом. Делать зарядку. Одеваться по погоде. Мыть руки. Есть разнообразную и полезную пищу.
Учитель. А что значит, полезную?
Ученики. В которой много витаминов.
Учитель. Вы все сказали верно. Наверное, вы удивлены, почему на уроке литературного чтения вдруг зашел разговор о здоровье, витаминах. Я думаю, вы все поймете, прочитав высказывание одного известного детского врача – Г.Н. Сперанского: «Стихи Маршака можно прописывать детям как целебное средство, как витамин роста». (слайд 6).

Ученики. Я понял, мы сегодня будем знакомиться с каким-то стихотворением Самуила Маршака.
Раз его стихи сравнили с витаминами, значит, они будут нам полезны.
Они помогут нам лучше расти!
Не понимаю, как можно вырасти, читая стихотворение?
Учитель. Вот на этот вопрос мы попробуем найти ответ в ходе нашего урока. А еще познакомимся с прекрасным произведением Самуила Яковлевича. Какие цели мы обычно ставим при изучении нового произведения?
Ученики. Выяснить и понять главную мысль текста. Познакомиться с особенностями литературного языка автора. Отметить выразительные средства языка. Высказать свое мнение, чувства по произведению.
Учитель. Молодцы! Начнем работу.

IV. Работа со стихотворением С. Я. Маршака «Ландыш».
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
Учитель. Попробуйте предположить тему стихотворения С. Маршака, с которым познакомимся.
Ученики. Я думаю, что это – весна. Я согласен, ведь сейчас все стихи о весне были.
Учитель. Верно. Весной природа пробуждается от зимнего сна, расцветают первые цветы. Посмотрите на доску. Что за весенний цветок вы видите на фото? (слайд 7).

Ученики. Это ландыши, я такие в роще видел.
Учитель. «Ландыш». Так называется стихотворение Маршака. Образ этого цветка так восхитил автора, что он не смог не написать о нем. Интересно, а каким увидели ландыш вы? Попробуйте в группе, используя эпитеты, сравнения, олицетворения, описать этот прекрасный цветок.
Ученики в группе выполняют задание: по-очереди высказываются, выбирают лучшие варианты, кратко записывают, договариваются, кто будет отвечать; на работу отводится около 3-4 минут.
Учитель. Что же у вас получилось?
Ученики 1 группы. Этот цветок душистый, ярко-белоснежный. Он похож на связку крохотных колокольчиков. Широкие салатовые листочки мягкие, они, словно, вырезаны из бархата.
Ученики 2 группы. Листья у ландыша большие, а цветы крохотные, похожи на белые колокольчики. А еще они похожи на маленькие шапочки для лесных гномиков. На полянке ландышей так много, будто они образовали мини-городок, очень ароматный и красивый.
Ученики 3 группы. Ландыш цветет весной, когда сошел снег. Похоже, будто последние крохотные зимние снежные комочки не успели растаять и превратились в хрупкие нежные цветочки. Листья у ландыша напоминают острые ушки лисы, они как бы прислушиваются к лесным шорохам и звукам.
Учитель. Как красиво у вас получилось! Ребята, почему ваши рассказы о ландыше такие разные, ведь все смотрели на одну фотографию?
Ученики. Все люди разные и смотрят они по-разному. И чувства у всех свои. И слова каждый подбирает свои.
Учитель. Действительно, каждый из нас смотрит на мир по своему и рассказывает об увиденном своим, особенным языком. А как выдумаете, подойдут ли к стихотворению «Ландыш» те цвета и чувства, которые вы подобрали к стихам о весне в начале урока?
Ученики высказывают разные точки зрения.
Учитель. Проверим ваши предположения чуть позже.
2. Первичное восприятие текста.
Учитель. А сейчас, послушайте, как рассказал о ландыше С. Я. Маршак. (Учитель выразительно читает стихотворение)
С. Я. Маршак
Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Учитель. Поделитесь первым впечатлением.
Ученики. Красиво!
Хочется попасть в этот лес, понюхать ландыш.
На меня будто свежестью и прохладой пахнуло.
А мы угадали про колокольчики, автор тоже с ними сравнил цветы ландыша.
Учитель. Чтобы написать столь чудесное стихотворение, Самуил Яковлевич, наверняка, хорошо рассмотрел цветы ландыша, тщательно подбирал слова и образы. Давайте же и мы внимательно вчитаемся в эти замечательные строки, вместе с автором еще раз насладимся красотой весеннего цветка.
3. Литературный анализ текста.
Учитель. Прочитайте еще раз стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш».
Ученики перечитывают стихотворение вполголоса.
Учитель. Я предлагаю поразмышлять над прочитанным. Прочитайте первое четверостишие. (слайд 8)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)

Учитель. Что представили, почувствовали? Какой лес?
Ученики. От первого слова немного повеяло тревогой, даже чуть-чуть страхом. Но потом сразу понимаешь, что лес не страшный и не мрачный, а просто сонный.
Он голый и черный, потому что снег стряхнул, а листья еще не надел.
Лес еще сонный, не до конца проснулся.
Только начало весны, все сырое, туманное. Этот туман похож на дыхание леса.
Учитель. Что за художественный прием использован в этих строках?
Ученики. Олицетворение. Лес живой, просыпается как человек.
Учитель. А что же главный герой стихотворения, ландыш? С чем сравнивает его цветы поэт?
Ученики. Бутоны ландыша как маленькие жемчужинки. Они только начинают распускаться, дрожат от ветерка, словно пока еще боятся окружающего мира.
А может быть, они дрожат не от страха, а от нетерпения скорее раскрыться, стать еще прекраснее.
Мне кажется, если внимательно прислушаться, можно эту дрожь услышать.
Не дрожь, а звон, это же колокольчики!
Учитель. Чудесно! Читаем следующие четыре строчки. (слайд 9)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)

Учитель. Что же там интересное спряталось?!
Ученики. Да ландыш – просто музыкальный инструмент какой-то! И бубенцы на нем, и колокольчики.
Учитель. Кто может играть на этом инструменте?
Ученики. Ветерок. Весна-красавица.
Учитель. Кто помогает колокольчикам ландыша раскрыться?
Ученики. Солнышко. Лучиком, как волшебной палочкой коснулось бутона-бубенчика, он и раскрылся!
Учитель. Какой интересный образ – солнышко-волшебница! Продолжаем читать и удивляться. (слайд 10)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)

Учитель. Какой образ теперь принял ландыш? На кого похож?
Ученики. На малыша, потому что спеленатый в лист, как в пеленку.
А природа его мама.
Это олицетворение.
Значит листочки – лисьи ушки не только слушают, но и защищают ландыш.
Учитель. Почему ландыш нужно защищать?
Ученики. Он хрупок, чуть тронь – уже сломал или смял.
А еще от жадных людей защищать его надо, которые целыми охапками могут срывать цветы.
Учитель. Верно, насладиться красотой и ароматом ландыша можно и не срывая его. Как?
Ученики. Можно просто запомнить, или фотографию сделать. Снять на видео, нарисовать или стихотворение написать, как Маршак!
Учитель. Прочитайте последний отрывок. (слайд 11)
(Учитель спрашивает одного из желающих прочитать учеников)

Учитель. Что делает лес весной?
Ученики. Томится.
Учитель. Как понимаете это слово?
Ученики. Не может дождаться, когда же он весь преобразится, нарядится, окончательно проснется.
Учитель. Почему ландыш назван горьким цветком?
Ученики. Это один из первых цветов, солнышко еще не отдало тепло и сладость.
Может быть он горький, чтобы его никто не ел, такого красивого и хрупкого. Он так бережется.
Учитель. Еще добавлю, что ягоды ландыша ядовиты, отсюда и «горький», но ваше объяснение мне нравится больше. Почему в конце стихотворения автор вновь возвращается к описанию леса? Что это напоминает?
Ученики. Узор, орнамент.
Нет, раму для картины. Как на рисунках Билибина.
Учитель. Вы прекрасно справились с работой. А теперь я хотела бы вернуть вас к составленным по весенним стихам палитрам чувств и цветовому решению. Обсудите в группах, как заполните таблицу для стихотворения Маршака.
Ученики выполняют задание: предлагают варианты настроений, цветовых ассоциаций, приходят к общему мнению; на работу отводится около 3 минут.
Учитель. Стихотворение «Ландыш» с какими цветами вы ассоциируете?
Ученики. Голубой, нежно-розовый, светло-зеленый.
Учитель. Почему не подошли цвета, подобранные для других стихов о весне?
Ученики. Красный, оранжевый слишком яркие для этого стихотворения, здесь все спокойнее, мягче.
Учитель. Значит и палитра чувств будет другая? Кроме темы нет ничего общего?
Ученики. Нет, мы в этом стихотворении тоже испытываем и радость, и восхищение, и красоту чувствуем, даже нетерпение есть.
Но они не такие яркие, резкие.
Здесь такая радость, что хочется заплакать. Помните, как мама в «Растрепанном воробье» говорила, что можно плакать и от горя, и от радости. Вот здесь именно такая долгожданная, очень светлая радость.
Счастливая тоска, как у леса.
Умиление маленьким хрупким цветочком.
Учитель по ходу ответов детей дополняет таблицу.

Учитель. Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого стихотворного произведения?
Ученики. Ландыш – хоть и не яркий, но все равно очень красивый цветок.
В природе все прекрасно, нужно только смотреть внимательно и любить ее.
Весна – время пробуждения, новой жизни, красоты.

V. Рефлексия.
Учитель. Помните, мы говорили в начале урока о витамине роста, спрятанном в стихах Маршака? Появились ли у вас догадки, что это за витамин и как он расти помогает?
Ученики. Это, наверное, красивые образы и слова.
Это хорошие чувства, которые эти стихи вызывают.
Радость, счастье, забота – это все добрые чувства. Мы их испытали и стали добрее, лучше.
Я поняла! Это душа наша растет, лучше становится.
Учитель. Действительно, стихи Маршака учат нас только хорошему, делятся с нами красотой и неповторимостью окружающего мира, делают нас человечнее, чутче. И это замечательно. За этот урок, я думаю, вы получили очень много витамина роста. Вы очень выросли в моих глазах. Наверное, от этого волшебного витамина у вас так светятся добротой глаза, румянятся от волнения щеки. Мне было очень приятно с вами работать. А как работалось на уроке вам со мной, одноклассниками, С. Я. Маршаком?
Ученики. Мне было интересно.
Все ребята нашей группы работали дружно, как настоящие друзья.
А мне очень понравилось Ромино сравнение листиков с лисьими ушками и сравнение Маршака ландыша с малышом, я, когда пойду весной в лес, обязательно ландыши хорошо рассмотрю и это стихотворение им прочитаю, ведь сегодня мы поняли, что и лес, и ландыш живые.
Мне работалось очень легко, радостно, интересно. Я рада, что познакомилась с таким замечательным стихотворением.
Учитель. Завершить наш урок я хочу еще одним очень интересным высказыванием о С. Я. Маршаке. «Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии», - А. Твардовский. (слайд 12).

Учитель. Как вы их понимаете?
Ученики. У Маршака две строчки прочитаешь, а представишь и почувствуешь целый мир.
Учитель. Пожалуй, лучше и не скажешь. Спасибо вам за урок. Домашнее задание – выучить стихотворение «Ландыш» наизусть, передать при чтении те чувства и мысли, о которых вы на этом уроке столь замечательно высказывались.

Фотографии, фон, картинки взяты отсюда:
Презентация на тему: С. Я. Маршак «Ландыш»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока литературного чтения, 3 класс Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Обращение от первой учительницы начальной школы | Классный час в 1 классе на День знаний. Разработка
Опубликовано: 2725 дней назад (6 июня 2017)
Просмотров: 5465
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!