Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературного чтения, 3 класс

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: К. Г. Паустовский «Стальное колечко»
Автор: студентка 4 курса НИУ "БелГУ", факультет дошкольного, начального и специального образования

Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством К. Г. Паустовского, с рассказом «Стальное колечко».
Задачи предметные: способствовать полноценному восприятию рассказа, формированию правильного сознательного и беглого чтения, обучению учащихся анализировать художественное произведение; развитию выразительности чтения и рассказывания, творческих способностей учащихся;
формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.
метапредметные – содействовать формированию УУД:
а) регулятивных – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий
б) познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом
в) коммуникативных – выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе; выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, часть 2 Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Речевая разминка 1 мин
1. Эмоциональный настрой на урок
2. а) Упражнение для постановки правильного речевого дыхания
«Задуй свечу» (Представьте мысленно, что перед вами 2 свечи. По моему сигналу вдох и на одном выдохе нужно задуть эти 2 свечи.)
Б)Речевая разминка (слайд 1)
Ра-ра-ра- начинается… ( игра)
Ре-ре-ре - носим воду мы в … ( ведре)
Ри-ри-ри- сидят на ветке… ( снегири)
Ры-ры-ры- у меня в руке… ( шары)

2. Подготовительная работа перед чтением текста 5 мин
1. Рассказ о творчестве писателя.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Константина Георгиевича Паустовского. (слайд 2)
1. Слайд 3. Константин Георгиевич Паустовский родился 19.5.1892 года в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.
2.Слайд 4. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.
3. Слайд 5. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.
4. Слайд 6. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.
2. Беседа на тему произведения
- Откройте учебники на стр.75 и прочитайте название рассказа К. Г. Паустовского, который вы прочитали дома, а сегодня мы будем анализировать и обмениваться мнениями о прочитанном.
3. Техническая подготовка перед чтением текста и словарная работа. (лексическая работа)
- По ходу чтения вам встречались сложные по структуре слова, в которых можно сделать ошибку. Давайте уточним как их правильно читать (слова выписывается по слогам и рядом с ударением).
Слайд 7, на слайде высвечивают слова: с тесОвых крыш (крыши из теса), космАтую шерсть (с длиной, густой шерстью), махОрка (самодельный табак из травы), шинЕль (Форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком), повертывала ( поворачивала), колУн (топор, это диалектное слово).
3. Проверка домашнего чтения и восприятия текста 5 мин
1. Кто является действующими лицами в рассказе? (Дед Кузьма, Варюша, два бойца)
2. Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?
4. Повторное чтение по частям. Анализ каждой части. 15 мин
1. Чтение текста по логически законченным отрывкам и беседа по вопросам:
Работа над первой частью:
-Где жили главные герои? (деревушка Моховое).
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?
Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?
Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?
Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?
Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?
Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?
Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?
Физминутка 1 мин
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (слайд 8)

5. Анализ произведения
1)Работа по вопросам учебника. Стр. 85
Вопрос № 2
Вопрос №3
2) Работа с иллюстрациями.
Посмотрите на иллюстрацию и найдите отрывочек из текста, который отражен на ней. Стр 76, 77, 82.
-Ребята, как вы думаете, Варюша добрый человек, милосердный? Умеет ли она делать что-то для других?
-Правильно, Варюша добрый, отзывчивый человек, который всегда поможет, придет на помощь.
-Давайте вспомним пословицы о добре, милосердии:
Злой человек не проживет в добре век.
Добро худо переможет.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрый человек в добре проживет век.
Делай другим добро — будешь сам без беды.
Доброе дело два века живет.
-Хорошо, а теперь послушайте пословицы о добре, которые есть у других народов:
Будь хвостом доброго дела, но не будь головой злого. (Арабская)
Делай добро и не спрашивай для кого оно. (Колумбийская).
Делая добро, не попрекай: часть его вернется к тебе. (Грузинская).
Добр тот, кто добр по своей воле. (Монгольская).
Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (учащиеся объясняют смысл каждой пословицы).
Вот ведете ребята, все мы разные по характеру, по цвету волос, кожи, разрезу глаз, но добродетели у нас одни. И необходимо об этом не забывать. Всегда помните, что добро, взаимопомощь, поддержка нас объединяет. А значит ко всем нужно относиться одинаково, независимо какого у него цвета кожа, какой разрез глаз и т.д.
6. обобщающая беседа.
1)Вопрос №1 стр. 85.
2) Почему так назван текст?
- Ребята, а вы обратили внимание, что колечко стальное, не золотое, не серебренное, а из обычной стали. То есть материальной ценности оно не представляет, но автор, возможно, специально выбрал именно стальное колечко, чтобы подчеркнуть, что не важно из чего оно – главное верить в чудо и оно обязательно сбудется.
3) Как бы вы озаглавили текст?
7. Информация о домашнем задании Стр. 85, №7
8. Рефлексия
- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?

На этапе «Анализ произведения» учитель организует беседу о милосердии, добром отношении друг к другу. Затем предлагает учащимся вспомнить пословицы о добре, потом проводит аналогию с другими странами, чем иллюстрирует, что все мы такие разное, но нас объединяют добродетели, а значит ко всем нужно относиться одинаково, независимо какого у него цвета кожа, какой разрез глаз и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев Диагностическая работа № 1 по литературному чтению в 3 классе

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Что такое глагол?
Опубликовано: 3764 дня назад (2 сентября 2014)
Просмотров: 9169
+2
Голосов: 2
Усатенко Лариса Валентиновна # 3 сентября 2014 в 19:25 0
Инна, очень хороший конспект урока. Обычно, когда я с детьми прохожу эту тему, им всегда нравится. Спасибо за идею. Успехов в будущем.
Толмачева Ольга # 3 сентября 2014 в 19:27 0
Инна, хороший конспект. Вы молодец, тем более, если учитывать, что опыта работы у вас почти нет. Хвалю вас, работайте в том же духе!
Волкова Лариса Александровна # 3 сентября 2014 в 19:29 0
Молодец, Инна! Не смотря на малый опыт, удачный конспект. Хорошо, что вы обращаете внимание на иллюстрации. Это очень полезно.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 3 сентября 2014 в 23:55 0
Добрый вечер Инна Игоревна! Ознакомилась с Вашим конспектом урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: К. Г. Паустовский «Стальное колечко». Очень интересный материал Вы предлагаете. Но Вы так спешили наверное его опубликовать, что забыли написать описание материала догадаться не сложно но существуют требования и их надо выполнять. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 19:52 0
Доброго времени суток. Очень интересный урок, я даже вспомнила этот рассказ Паустовского, хотя читала его даже не помню когда, а наглядный материал всегда располагает к лучшему усвоению материала, голос.
Мария Александровна Антонова # 29 декабря 2014 в 22:29 0
Добрый вечер Инна Игоревна! Замечательный конспект. В конспекте урока выдержаны все этапы урока. В разборе учебного материала этапы урока плавно вытекают один из другого, все взаимосвязано, интересно! Мне понравились приемы урока. В конспекте очень много наводящих вопросов для учащихся. Плюсом является физминутка урока. В начале урока проводится беседа. Я думаю, что у ребят на этом уроке все бы получилось! Спасибо за работу и помощь учителям! С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!