Статья по педагогики «Формирование установок на ответственное родительство у детей старшего дошкольного возраста»
Описание материала: Данная научная статья является частью магистерской диссертации на тему "Формирование ответственного родительста у детей старшего дошкольного возраста.Статья будет полезна воспитателям и специалистам ДОУ. Целью работы – выявить особенности формирования установок на будущую семью и родительство у братьев и сестер из одной семьи (сиблинги).В статье представлены используемые методики, а также результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста
Научная статья по педагогики «Формирование установок на ответственное родительство у сиблингов »
На сегодняшний день, в условиях, кризиса института семьи, очень остро стоит проблема формирования у подрастающего поколения, ориентации на крепкую семью и рождение детей, выражающаяся, прежде всего, в невыполнении ею основных функций по рождению и социализации новых поколений, обесценивании родительства и снижении ценности детей. В семье формируются представление ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, сиблинга. Формирование будущего семьянина начинается в родительской семье и задолго до появления собственных детей. По мнению исследователя Овчаровой Р.В., проявления родительства зависят от индивидуально-типологических и личностных особенностей родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и формирующейся собственной семьи [3,с 55].
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что большинство исследователей (А.И.Антонов, В.В. Бойко, В.Т. Лисовский М.О.Ермихина и др.), изучающих проблемы семьи, ставят вопрос о необходимости начинать подготовку к ответственному материнству и отцовству как можно раньше, поскольку большинство проблем, возникающих после образования семьи, берут свое начало в детстве. При этом отмечается, что осознанность родительства возможно сформировать с помощью специальной психолого-педагогической технологии проблемно-ориентированного тренинга, направленного на когнитивный и эмоциональный аспекты компонентов будущего родительства [1,с 19].
Учитывая результаты анализа научных исследований и актуальность проблемы, нами была поставлена цель экспериментального исследования – выявить особенности формирования установок на будущую семью и родительство у братьев и сестер из одной семьи(сиблинги)
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: Проективный тест «Рисунок семьи» под названием «Моя будущая семья»; Беседа «Семья моей мечты»; диагностическая методика Рябова А.Е. «Активизирующий опросник личностной семейной сферы(АОЛСС)»
В нашем исследовании приняли участия 14 детей: младшие сиблинги в возрасте 5-6 лет и старшие сиблинги в возрасте 12-14 лет.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
1.Младшие дети считают необходимым создание семьи, целью которой будет являться поддержка, дети из семьи также отметили необходимость проведение совместного досуга с родителями(75%).Главным достоинством семейной жизни является семейный уют, это отметили младшие сиблинги из семьи(50%),такой же процент всех младших сиблингов считают плюсом семейной жизни- любовь, не смотря на сложную семейную ситуацию,
2.Младшие сиблинги стремятся создать благополучную семью, но источником информации о своей будущей семейной жизни для них, является детским дом, что откладывает определенный, в большинстве своем отрицательный, отпечаток в будущем.
3. Выделение семейных целей последовательно улучшается с возрастом ребенка. Младшие сиблинги планируют в будущем создать большую семью. Старших сиблингов, в большинстве своем, волнуют проблемы обучения и устройство на работу, а только затем реализация семейных планов. Старшие сиблинги считают, что основная цель создание семьи - это поддержка в жизни, а также избежание одиночества.
4. Трудностями семейной жизни для младших сиблингов является конфликты, но младшие сиблинги (35%) считают, что не бывает трудностей в семейной жизни, это можно объяснить созданием в семье благоприятной обстановки. Большинство младших сиблингов не смогли найти способы решение семейных проблем и определить источник ответственности в семейной сфере, это можно объяснить малым социальным опытом.
5. Старшие сиблинги отметили, что основной из целей воспитания в семье является ответственность. Младшие сиблинги затруднились с ответом.
Полученные результаты ставят перед необходимостью проведения работы по формированию установок на будущую семью и родительство у сиблингов
Используемая Литература:
1. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. 22 с.
2. Кон И.С. Этнография родительства. М.: Высшая школа, 2001. 336 с.
3. Овчарова Р. В. Психология родительства. – М; Академия, 2005.368 с.
Рекомендуем посмотреть:
Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников
Развитие у старших дошкольников певческих способностей
Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа
Педагогический проект в старшей группе на тему «Мы - за здоровый образ жизни»
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста