Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы с презентацией. Родной край
Конспект познавательно-речевого занятия для детей 6-7 лет «Наш поселок в прошлом и настоящем»
Данный конспект занятия поможет педагогам решить задачи формирования представлений детей о малой родине, истории и современности поселка Кугеси Чебоксарского района Чувашской Республики. Предложенная схема построения образовательной ситуации «Наш поселок в прошлом и настоящем» способствует развитию у детей 6-7 лет связной речи с использованием элементов изографического моделирования, приобщению к материальной культуре народов родного края, запечатленной в дизайне зданий и сооружений сельского поселения. Цель: Развитие связной речи старших дошкольников с использованием элементов изографического моделирования. Задачи:
1. Познакомить детей с элементами изографического моделирования.
2. Учить составлять описательные рассказы с помощью изографических моделей.
3. Упражнять в подборе слов-синонимов к предметам старины, антонимов по лексической теме улица.
4. Упражнять в словоизменении (числительные, словообразование москва-москвич, кирпич-кирпичный
5. Упражнять употребление существительных в косвенных падежах
6. Пополнить словарный запас словами: земляки, виртуальность, достопримечательность, берестяная грамота
7. Развивать способность к наглядному моделированию.
8. Развивать умение анализировать внешний вид старинных (середина XX века) и современных (начало XXI века) видов транспорта, улиц, сооружений поселка Кугеси, выделять их сходство и различия.
9. Уточнить представления детей о родном поселке, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями;
10. Воспитывать любовь к родному поселку
11. Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.
Ход занятия:
(Воспитатель одет в (нарядный) костюм жительницы Чебоксар 60-х годов прошлого века. Заходит в группу вместе с детьми и останавливаются около экрана). Елюк: Здравствуйте, ребята. Как у Вас здесь красиво и гости здесь есть.
-Здравствуйте, дорогие гости!
-Ребята, Вы знаете кто я?
-Меня зовут Елюк, я живу в поселке Кугеси, но только в прошлом. Я попала сюда случайно, из прошлого, перенеслась в ваше время на 70 лет вперед. У себя в прошлом я встретилась со смешариками. Среди них есть такой изобретатель Пин. Знаете его? Вот он меня сюда и перенес.
-У них была такая чудесная машина, называлась она Машина времени. Мне так захотелось посмотреть на мой поселок в будущем. Вот Пин меня и отправил к вам. Он хотел вместе со мной сюда попасть, но что-то там с машиной случилось и я одна переместилась. Но вот беда, я очутилась в незнакомом мне поселке. Как тут все изменилось, улицы, дома, а еще столько машин. В моем прошлом их почти нет.
(Загорается экран и появляется ПИН-персонаж из известного мультфильма "Смешарики"). Елюк: Ой, дорогой Пин ты починил машину? Пин: Елюк, машину я только частично починил. Самому не получилось к вам попасть, но мой экран машины времени работает, вы меня и свой мир прошлого можете видеть. Елюк: Ой , а кто же все расскажет мне про ваш поселок? Как вы тут живете? Ребята, как же мне быть. (Подвести детей к желанию рассказать Елюк о своем поселке). Пин: Правильно, ребята уже большие, сообразительные, много знают о своем поселке. Так они тебе все и расскажут, Елюк. Но и я вас очень хорошо слышу и если понадобиться помощь, вы мне скажите, я попробую помочь. Елюк: Хорошо, ПИН. Поможете, ребята, мне узнать о вашем поселке побольше? Пин, покажи нам, пожалуйста, наш поселок в прошлом. Вот посмотрите, Пин нам прислал фото поселка из того времени, где я живу. Показывает (На экране появляется фотография п. Кугеси в 60-е годы XX в.). Елюк: Посмотрите, ребята на фотографии надпись: п. Кугеси, ул. Советская, 1960 год. Это то время, в котором я живу. Рассмотрим эту фотографию. (Дети рассматривают фотографию). Что вы видите на этой фото? (Ответы детей). Обратите внимание на то, что дома были небольшие. На фотографии вы видите главную улицу поселка. Это улица Советская. Елюк: Скажите, пожалуйста, из какого материала были построены дома в то далекое время. Правильно из бруса, бревен. Назовите, пожалуйста, части старинных домов. Молодцы, это крыша, стены, окна, наличники окон украшены резными узорами. Посмотрите, какие крыши у домов были раньше? Действительно, крыши домов имели треугольную форму. А как вы думаете, сколько семей могли жить в таких домах как на фотографии? Почему? Елюк: Посмотрите, раньше в нашем поселке дороги были земляные. Обратите внимание, что на улицах нет машин. Можете ли вы сказать почему? Правильно, основным средством передвижения были лошади, На телегах, запряженных лошадью, перевозили грузы, пассажиров, чтобы добраться из одной части поселка в другую. Елюк: Про поселок прошлого я рассказала. Мне хочется своим землякам, то есть моим соседям, друзьям, людям, живущим со мной на одной земле, рассказать о вашем времени. Они меня очень ждут, им интересно как изменился их родной поселок. А пока я попаду в свое прошлое могу и забыть. Что же делать?
Ответы детей. Елюк: Может поможете мне нарисовать рассказ? ( Пин присылает схему) О! Пин не забывает меня, посмотрите, прислал схему. Спасибо ПИН.
Давайте попробуем вот по этой схеме нарисовать и рассказать про поселок Кугеси.
(Дети садятся на стулья около мольбертов) Елюк: Садитесь на стулья поудобнее.
Смотрите, ПИН нам схематично нарисовал, о чем нам рассказывать, чтобы мы не забыли. Схематично - это значит рисуем что- то похожее на предмет.
Например, человека схематично изобразим вот так (воспитатель ставит картину и рисует схему и рисунок к нему). Теперь человек идет, как же мы можем это схематично нарисовать, Это можно изобразить так (воспитатель рисует) или иначе (воспитатель рисует) и мы теперь может по картинкам рассказать, что тут человек стоит, а тут идет.
Здесь ПИН схематично изобразил улицу, здесь транспорт, дом. СХЕМА (от общего к частному)
Готовые модели Прошлое
Дети рисуют модели Настоящее
Дети рисуют модели
Дорога (части материал)
Модель дороги Узкая, земляная Широкие, чистые, на дороге асфальт
Дома (части материал)
Модель дома Маленькие, деревянные, бревенчатые крыши треугольные, Большие, многоэтажные, окна большие, много света в домах, много семей Елюк: Пин, покажи ребятам фотографии улицы прошлого и настоящего. На экране две картинки с изображением улицы прошлого и настоящего.
ДОРОГИ
Посмотрите на экран ребята, какие сейчас дороги? Широкие, а в прошлом были? (узкие). Давайте, напротив значка улицы нарисуем схематично узкую улицу в прошлом и широкую улицу в настоящем (Воспитатель приглашает кого-то из детей с помощью изографической модели отобразить на мольберте широкие и узкие улицы и так же далее, по ходу выявленные особенности рассматриваемых объектов дети фиксируют изографами на мольберте в клеточке).
-Раньше дороги были земляные, а теперь из чего делают дороги?
-Из асфальта. Значит, дороги какие? Асфальтированные. (дети рисуют модель)
ДОМА Елюк: Что там у нас следующее по плану? Что это за знак, правильно, это дом нарисован, значит нужно рассказывать о домах. Пин, покажи нам теперь дома. В прошлом дома маленькие, а сейчас какие? (Ответы детей) (Воспитатель приглашает кого-то из детей с помощью изографической модели отобразить на мольберте маленькие и большие дома и так далее, по ходу выявленные особенности рассматриваемых объектов дети фиксируют изографами на мольберте в клеточке). Елюк: Ребята, а из чего же теперь дома строят, ведь многоэтажный дом должен быть очень прочным, чтобы не сломался от сильного ветра. Из чего делают дома. Из кирпича, значит он какой - кирпичный, а еще из бетонных панелей, значит он какой - панельный. А из дерева домов уже не стало? (Дети говорят, что есть еще в деревнях и даже, иногда, в городах и крупных поселках деревянные дома) (ставят изографы в клетку деревянные в прошлом, кирпичные, бетонные в настоящем)
Большие, многоэтажные. Ребята, помогите мне сосчитать этажи в ваших домах. Я хочу своим землякам из прошлого рассказать о вашем времени, если не сосчитать, они мне не поверят. Считаем (один этаж, два этажа и так до 5). Елюк: Ребята, что- то я не пойму, для чего так много этажей у вас понастроили. (Ребята отвечают, что там живут много семей). Елюк: А поможете мне и семьи сосчитать. Одна семья, две семьи. И т.д. Елюк: Итак, давайте, расскажем, что у нас получилось (вызывает детей по одному и по схеме дети рассказывают об улице, домах, транспорте в прошлом и будущем) Елюк. Молодцы! Все справились. Теперь у меня есть полноценный рассказ про ваше будущее, и я смогу рассказать про него своим землякам.
Да, много я узнала о вашем поселке нового, даже немного устала, не хотите ли размяться?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА с элементами артикуляционной гимнастики и дыхательных упр.: (под музыку)
Утром рано мы встаем, (потягиваемся)
Поселок видим за окном. (Родной поселок за окном) повороты, с наклонами. Правую руку приставили ко лбу)
Он проснулся, он живет, (зеваем, широко открываем рот, делаем глубокие вдохи и выдох с наклоном)
Нас на улицу зовет. (Руки на поясе, повороты)
Мы умылись и оделись(Изобразить умывание, проводим по руками по правой и левой руке, правой и левой ноге)
Вот по улице идем, (Шагаем)
Вместе с мамой мы вдвоем (Шагаем)
Видим улица чиста, широка и хороша…
Вот аптека, вот мой дом,(Показываем руками)
Мы в Кугесях все живем! (Повернуться вокруг своей оси) Елюк:Ребята, про дороги мы узнали, про дома узнали. А вот что же внутри дома у вас в настоящем есть.
А давайте-ка поиграем. Я буду называть предмет из моего прошлого, а вы будете ловить мячик и говорить, предмет настоящего, что есть у вас дома. Ведь я не знаю, как они называются в будущем.
Например: у меня есть печь, а что есть у тебя? –
чугунок, лавка, погреб, лапти
(на экране появляется ПИН) Пин: Ребята, я прислал вам кусочки берестяной грамоты для вашего музея,но только эти кусочки не могу собрать. Соберите сами грамоту и подарите её музею (На берестяных грамотах раньше писали как мы сейчас на бумаге)
Необходимо расшифровать их. Надо соединить эти кусочки грамоты так, чтобы получилась вот эта пословица ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ.
На экране куски бересты, на которых изображены изографические модели. Елюк: ПИН, присылай нам части бересты, мы ее быстро соберем.
- Поможем ПИНУ собрать старинную надпись на бересте. Береста, это кора деревьев, ее использовали вместо бумаги. (Из «портала» я достаю кусочки бумаги похожие на бересту, дети собирают последовательность поговорки и проговаривают ее по изографическим моделям).
А у вас есть друзья. Вспомним наших друзей
Пальчиковая гимнастика про друзей (найти пальчиковую игру про друзей)
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
(Решаем старинную бересту как предмет старины подарить музею).
На экране появляется ПИН, говорит, что отремонтировал машину времени. ПИН: Дорогая Елюк, я почти отремонтировал машину. Остались еще детали. Елюк. Ой молодец, ПИН.
Ребята, скоро мне возвращаться домой, давайте-ка вспомним по схемам вместе рассказ о вашем времени.
-Вы будете передавать мяч друг другу и рассказывать по схемам, которые я буду вам показывать.
(Елюк показывает на изографическую модель на мольберте, ребенок говорит, улица- широкая, асфальтированная, есть остановки и дорожные знаки и т.д.) Елюк. Интересные получились рассказы. Теперь я ничего не забуду и смогу в прошлом своим землякам рассказать о вашем времени. А сейчас мне пора возвращаться к себе, в прошлое. До свидания, ребята (прощается с детьми и уходит за машину времени под музыку)
Презентация на тему: Наш поселок в прошлом и настоящем
Светлана Вениаминовна, очень хороший конспект занятия.Ознакомление с прошлым поселка, города всегда интересно дошкольникам. Понравилось использование рисование моделей.Хорошая идея для создания мини-музея об истории родного поселка и подготовки экскурсоводов.