Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитательный час с презентацией для школьников 7-14 лет. История моего города

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС в начальной школе: ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА.
Автор: Гнездилова Любовь Геннадьевна, воспитатель разновозрастной группы
Место работы: ОГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова", Иркутской области.
Воспитательное занятие для разновозрастной группы детей от 7 до 14 лет.
Занятие : изучения нового материала.
Описание материала: Предлагаю вам план-конспект воспитательного занятия для разновозрастной группы детей от 7 до 14 лет, на тему: «История моего города». Данный материал может быть использован как воспитателями детских домов, так и педагогами школ. Данный конспект имеет познавательное направление, который формирует патриотизм, любовь и уважение к своему городу, воспитание позитивного отношения к истории своего города, чувств гордости и уважения, а также развивает умение размышлять о истории, анализировать и делать выводы детьми от 7 до 14 лет.

План-конспект воспитательного часа: «История моего города».
ТЕМА: История моего города.
ТИП: изучение нового материала.
ВИД: традиционный.
ЦЕЛЬ (Образовательная, воспитательная, развивающая).
• обобщить, закрепить и углубить знания детей по истории города;
• на исторических примерах воспитывать чувства патриотизма и любви к своему городу;
• познакомить детей с ходом исторических действий на территории родного края;
• акцентировать внимание детей на историческом значении строительства города;
• развивать умение систематизировать изученный материал, умение анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных детьми при изучении темы, получение новых (незнающих) исторических моментов развития и становления города.
Воспитательные: формирование патриотизма, любви и уважения к своему городу, воспитание позитивного отношения к истории своего города, чувств гордости и уважения.
Развивающие: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – исторической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
• Объяснение истории города(с чего начинался наш город),
• Введение в беседу опроса детей(что они знают о городе),
• Пополнение знаний о городе.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Оборудование:
Презентация о городе, о символике города, фотографии.
Методические приемы: беседа – диалог, рассмотрение фотографий, просмотр презентаций, ответы на вопросы (Викторина), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Основные события.
2. Наш край в годы строительства города.
3. Анализ и итоги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Орг.момент: Приветствие, сообщение новой темы.(2 мин.)
- Проверка домашнего задания :проверка выполнения по качеству и полноте (Подготовка сообщения, доклада)
- Всесторонняя проверка знаний :активизация умственной деятельности детей.
- Подготовка к усвоению нового материала: мотивация перехода к новому материалу

1. Воспитатель: Добрый день, ребята, сегодня мы с вами вспомним о том, как начинал свою жизнь, наш город – город Шелехов.
Вступительное слово воспитателя: «Эпиграфом к нашему уроку будут слова автора:
"Мой город"
С бараков начинался этот город,
С простых сибирских баб и мужиков,
Познавших за войну и смерть,
и голод,
Всё вынесших - видать, удел таков...
... Всё было в беспокойной
этой жизни,
В мятущийся и жестковатый век.
Но человек служил своей Отчизне.
И вытерпел, и выжил человек.
И город встал - весёлые кварталы
Весной - в кипенье трав,
В снегу - зимой.
Проходит человек по ним устало -
Под вечер держит путь к себе домой.
Там за столом
Плечо к плечу с родными
Он скажет: "Всё живёт
людским трудом..."
Он встанет и торжественно поднимет
Свой тост за тех, кто строил
первый дом.
За старых, кто свершил работы гору...
За молодых - кому свернуть дано...
С бараков начинался этот город,
Которых и в помине нет давно.»(3 мин)
Автор: Виктор Соколов
2. Воспитатель : Именно с этого стихотворения я хотела бы сегодня начать наше занятие. Т.к. историю рождения родного города должны знать, понимать сколько труда было вложено и упорства, чтобы сегодня мы вместе с вами могли гордо говорить о том, что мы живем в городе Шелехове.
Шелехов - наш общий дом, город, созданный благодаря энергетике многих людей разных поколений. Он расположился в долине между двух рек Иркут и Олха, как на огромной ладони Земли, с его производственными предприятиями и домами, скверами и улицами. Здесь мои корни, моя малая Родина. Здесь прошли мое детство и юность. Здесь я нашел надежных друзей, приобрел профессию, продолжаю работать. Поэты давали разные романтические названия городу Шелехову – маяк, витязь, причал.
Наверное, потому, что город носит имя романтика и знаменитого исследователя - Российского Колумба – Григория Ивановича Шелихова.
Сейча перед нами выступить Егор, с сообщением о Григории Ивановиче Шелихове.
Выступление воспитанника:
"Купец, мореплаватель, просветитель"
В 1742 - 1743 гг. на картах российских мореплавателей впервые появились очертания берегов северо-западной Америки, остров Кадьяк, мыс Св. Ильи. Эти карты составили оставшиеся в живых после плавания в 1741 г. к американским берегам штурманы Второй Камчатской экспедиции, которые даже и предположить не могли, что этим названиям суждено навечно войти в историю географических открытий и освоения Русской Америки. Экспедицией В. Беринга был открыт путь к островам и землям, богатым ценным пушным зверьем, и, начиная с 1743 г., по нему устремились многочисленные купеческие компании. За 50 лет ими было добыто бобра, морских котика, голубых песца, лисицы (черно-бурой, красной, сиводушки), меха других зверей, также некоторое количество моржовой кости.
Весьма существенный вклад в организацию промыслов, освоение Алеутских островов и прибрежия Русской Америки внес Г. И. Шелихов, купец г. Рыльска, еще в 1781 г. заявивший в магистрате родного города собравшимся купцам:
«Имею я торг в Сибири, в Иркутской губернии и составляю компанию в Северо-восточном Тихом океане для поисков неизвестных островов и земель…» В компании Г. И. Шелихова служили такие талантливые штурманы, как Д. Бочаров, Я. Шильц, Г. Талин, Г. Измайлов, которые не только проводили исследования в северной части Тихого океана, но и составили несколько карт.4 Летом 1794 г. Шелехов образовал Северо-Американскую компанию с центром на островах Прибылова. Как писала в 1797 году его вдова, " его намерение в учреждении сей компании состояло в том, чтобы захватить все Алеутские острова и в севере к Берингову проливу лежащие острова и оба противолежащие друг другу азиатской Чукотской земли и американские матерые берега, завести с тамошними народами торговлю, и , где можно, крепостцы и поселения, и тем самым предупредить приходивших туда иностранцев…"
Воспитатель: Для меня - Шелехов - город традиций, которые свято бережет молодое поколение потомков первых строителей и создателей прекрасного города. Шелехов сегодня – это один из самых молодых городов Сибири, город трудолюбивых и талантливых людей. С Шелеховым связано и мое будущее, и будущее моих детей, моих земляков, всех тех, кто высоко ценит и любит свою землю. Пусть же объединяет нас это светлое чувство огромной, теплой любви к родному городу, устремленному в будущее. (5 мин.)
3. Воспитатель: С чего всё началось ? (Ответы воспитанников)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много интересного о городе. А знаете ли вы, что история нашего города начинается с 11 августа 1949 года, когда было принято решение о назначении главным инженером составления проекта строительства Иркутского алюминиевого завода Т. Бобкова. Планируя алюминиевый завод, одновременно планировали и город металлургов.
 Повторения пройденного материала: самостоятельная работа детей с фотографиями (7мин.) (просмотр фотографий о городе.) приложение 1.
Воспитатель: Мне бы хотелось рассказать вам еще один из интересных фактов о городе и назовем его: "Строители нашего города"
Воспитатель: Идёшь по нашему городу, красота! Воздух наполнен весенними ароматами, всюду деревья с набухающими почками, щебечут птички. Во дворах шумно играют ребятишки. И всё это заставляет нас задуматься - как же строился наш город?
9 июня 1953 года началась великая стройка. Город наш начинал строиться, можно сказать, с палаточного городка.
Воспитатель: И сейчас для нас приготовил небольшой доклад наш воспитанник Артем:
Выступление воспитанника:
Доклад: «Первые её мысли»
Одна из ярчайших страниц в истории Шелехова - патриотический подвиг тысячи орловских комсомольцев, приехавших по зову партии в Сибирь на сооружение алюминиевого завода и города. Было трудно, не хватало жилья. Юноши и девушки разместились в палатках. Молодые строители не унывали, не падали духом, работали, как правило, по-ударному, с энтузиазмом строили новый город. Одним из первых строителей была знакомая мне женщина - бабушка Мосалова Васса Филипповна. Родилась она в 1932 году в рыбацком посёлке на берегу Байкала. Детство её было трудное, так как кроме неё в семье было ещё шесть ребятишек. Отец умер, когда она была ещё девчонкой. По зову партии она приехала в Шелехов в 1954 году.
Первые её мысли, когда она попала на место будущего города, были: "Боже мой! Куда я попала?". Кругом леса. На лесных полянах полно цветов, ягод. Осенью кругом росли грибы. Земля была плодородной, на маленьких огородиках строителей росло всё. Воздух был чистый, без примесей дыма. Жила в бараке возле будущего "Строителя". Там же находилась большая водонапорная башня, откуда качали воду для строителей.
До 1954 года был всего один железнодорожный путь и переезд. Здание вокзала заменял деревянный барак. Новый вокзал был построен только в 80-х годах. Возле железнодорожного магазина стояла воинская часть, которая строила железную дорогу. С питанием было плохо, хлеба не хватало. Чтобы отправить письмо родным, приходилось ходить на ближайшую почту в Баклаши.
Валя (как все её называют) работала на железной дороге и была её строителем. Также она разгружала грузы, которые приходили для стройки.Когда строилась школа №1, на глубине около пяти метров нашли останки мамонта. На площади, возле будущего магазина "Улыбка", стоял барак, который служил строителям больницей. Только в 1974 году построили кирпичную больницу.
Шелехов развивался не стихийно, а по генеральному проекту 1959 года. До 1962 года город в основном развивался к востоку от железнодорожной магистрали и к северу от Култукского тракта. Восточный район в основном застраивался двухэтажными домами квартирного типа и общежитиями. Потом началось строительство трёх- и четырёхэтажных кирпичных и крупнопанельных домов квартальной планировки.
Центральная часть Шелехова построена компактно. Здесь сформировался городской центр, в котором зарезервированы участки под девяти- и двенадцатиэтажные здания.
Своеобразными по своему архитектурному исполнению стали здания Дома Советов и Дворца культуры "Металлург". Северная часть города была отведена под строительство индивидуальных домов. В 1969 году началось строительство первого микрорайона.В 1975 году строятся Чистые Ключи. За ударный труд ударники Орловские комсомольцы были награждены.
Воспитатель: Спасибо. Было очень интересно послушать о чувствах тех, кто начинал историю нашего города. А сейчас мы с вами просмотрим небольшую презентацию для того, чтобы закрепить наши новые знания.
- Закрепления новых знаний : демонстрация презентации.
Показ презентации.(5 мин.) Приложение 2.


Воспитатель: Еще, о чем хотелось бы немного поговорить - о символике нашего города. Официальный герб города .
Представит нам символ города Аня:
Воспитанница: Здравствуйте. Сегодня я покажу вам символ города – герб, и расскажу о нем, как, кем он создавался и почему.
Презентация (5 мин.) приложение 3
Символика герба читается так:
- Символ места - сибирский цветок "Жарок".
- Символ имени - промысловая шхуна "Галиот".
- Символ земли Иркутской - "Сильный бабр".
- Голубой цвет - цвет морских просторов и мечты о чистом небе над городом.
- Оранжевый цвет -цвет червоного золота, цвет богатства и благородства людей.
- Красный цвет - цвет борьбы, свободы, тревоги.
- Белый цвет - цвет чистоты помыслов.
- Серебристый цвет - цвет чести и достоинства.
Вот что пишет в своей рукописи о прочтении герба автор герба Виктор Николаевич Шаргин:
- " Герб города Шелехова представляет собой серебристый щит, пересеченный вдоль двумя голубыми лентами.
- В основании щита - химический знак алюминия.
- От знака через все поле вверх, с лепестками на запад и на восток, изображен сибирский цветок - жарок.
- В левой стороне щита - золотой парусник Григория Ивановича Шелихова - основателя Российско - Американской компании - Русского Колумба.
- В правой стороне - золотой бапр, бегущий в левую сторону и держащий в зубах красного соболя.
- Щит увенчан наименованием города, выполненного золотыми буквами"
Так написано и воплощено в жизнь автором.
Символ города рожден талантом Виктора Николаевича Шаргина, сумевшего в своем художественном произведении соединить историческую нить трех столетий.
4. Подведение итога (2 мин.)
Усвоения новых знаний: актуализация (или повторение) нового материала.
Воспитатель: Спасибо Аня. Ребята, посмотрите, сколько нового мы узнали сегодня о нашем городе. Оказывается, наш маленький городок, который строился для металлургов, стал по истине городом, с большой буквы. И мы должны гордиться им, и рассказывать о нем всем.
Первичная проверка понимания нового материала: перечень вопросов
На этом мы и закончим наше занятие.
Викторина: «О городе».
Вопросы для опроса:
Воспитатель: Давайте поговорим с вами о городе:
1. Как вы думаете, действительно наш город меняется и растет (как об этом говорит история)?
2. Правильно ли то, что именно благодаря строительству заводов живет наш город?
3. Вы узнали историю города, стало ли это для вас важным событием?
4. Что именно вы для себя отметили?
5. Изменится ли ваше отношение к городу после того, что вы теперь знаете?
5.Домашнее задание: Самостоятельно найти знаменательные события о городе Шелехове.
Информация о домашнем задании: знакомство с материалом по книгам о истории города Шелехова.
Приложение 1


















приложение 2
Презентация на тему: История моего города

приложение 3
Презентация на тему: Официальный герб города Шелехова

Список используемой литературы:
1. Крехова А., Фомина М.: «Первые строители города»
2. Черкашина Елена: «Строители города».
3. Колбаско И. И.: Учащимся О самообразовании. Мн., «Нар.асвета»,1976. 157 с.
4. Гольдфабр Станислав. Из книги: "Иркутский Алюминиевый Завод"

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса Конспект урока краеведения в 3 классе Развитие познавательного интереса у младших школьников Игра по краеведению для школьников

Похожие статьи:

Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс

Краеведческий материал на уроках окружающего мира

Сценарий итогового праздника: Выпускной в 9 классе | Конспект занятия по информатике на тему «Алгоритм», 7 класс
Опубликовано: 1527 дней назад (24 ноября 2017)
Просмотров: 1432
+1
Голосов: 1
Наталия Николаевна Кафанова # 24 ноября 2017 в 15:02 0
Чудесное занятие! Воспитывает в детях патриотические чувства, любовь и уважение к родному краю, к своей Родине. Желаю Вам успехов! Голос.