Занятие по информатике на тему «Алгоритм».
Автор: Гнездилова Любовь Геннадьевна, воспитатель разновозрастной группы
Место работы: ОГКУ СО "Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова", Иркутской области.
Воспитательное занятие для разновозрастной группы детей 7-9 классов.
Описание материала: Предлагаю вам план-конспект практического воспитательного занятия для разновозрастной группы детей 7-9 классов, на тему: «Алгоритм». Данный материал может быть использован как воспитателями детских домов, так и педагогами школ. Данный конспект имеет ознакомительное направление, которое развивать алгоритмическое мышление, познавательный интерес, умение планировать свою деятельность, а также воспитывает умение работать в группе и индивидуально, формирует усидчивость, интерес к изучению ИКТ детьми 7-9 классов.
План-конспект занятие по информатике на тему «Алгоритм»
Тема: Алгоритм
Тип: комбинированный урок.
Вид работы: беседа, опрос.
Цель: Познакомить детей с понятиями алгоритма, закрепить знание по теме «Алгоритм», полученные на предыдущем занятии.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с понятиями “алгоритм”
Развивающая: развивать алгоритмическое мышление;
развивать познавательный интерес, умения планировать свою деятельность, развивать память, внимание;
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность,
прививать внимательность, воспитывать умение работать и в группе и индивидуально, формировать интерес к изучению предмета.
Основные этапы занятия:
- Объяснение темы занятия (как правильно начать работу по алгоритму, что такое алгоритм);
- Введение в беседу опроса детей (что они знают о алгоритме, как применять алгоритм на практике),
- Пополнение знаний.
Средства обучения:
Оборудование: карточки с заданием, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска.
Метод: частично-поисковый.
Прием: практическая работа.
Методические приемы: беседа, опрос, ответы на вопросы (карточки с заданием), продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
План занятия:
1. Основные понятия.
2. Применение алгоритма в жизни.
3. Анализ и итоги.
Ход занятия:
- Орг.момент: Приветствие, сообщение темы.(2 мин.)
- Проверка домашнего задания : проверка выполнения по качеству и полноте
- Всесторонняя проверка знаний: активизация умственной деятельности детей.
- Подготовка к усвоению нового материала: мотивация перехода к новому материалу.
1.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Наша тема на сегодняшний урок: «Алгоритм».
Что значит алгоритм. Кто может нам рассказать о нем, что это такое?
Ответы детей… (2 мин)
Педагог: Хорошо. Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, давайте с вами ответим вместе, но для этого мы немного порешаем интересные задачки.
Теперь мы с вами поработаем по карточкам:
Итак.
Практическое задание на карточках:
1.
Педагог: Для разминки разгадаем несколько ребусов (5 ребусов, каждый из которых усложняется по счету). (5 минут)
Дети разгадывают ребусы на карточках. Задание выполняется в тетрадях:
Педагог: Молодцы. А теперь убираем ручки в сторону, давайте прочитаем, что у вас получилось.
Ответы детей по очереди: закат, молоток, корабль, информация, светофор.
Педагог: Хорошо. У вас всё получилось.
2.
Объяснение нового материала
Педагог: Сейчас мы с вами порешаем интересные задачки.
Задачка 1.
Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт, например, такой (интерактивной доске):
Рецепт торта.
Торт яблочный
Что нужно:
- яблоки - 5 шт.
- сахар - 1/4 стакана
- цедра лимона - 1 ч. ложка
- яйца - 5 шт.
- мука пшеничная - 2 стакана
- разрыхлитель для теста - 1 ч. ложка
Что нужно делать:
1. Яблоки испеките, снимите кожицу, удалите сердцевину, мякоть протрите через сито.
2. Яблочное пюре смешайте с 3 столовыми ложками сахара и лимонной цедрой.
3. Желтки разотрите добела с 2 столовыми ложками сахара, смешайте с яблочным пюре, введите просеянную муку, разрыхлитель и перемешайте.
4. Белки взбейте в пышную пену и соедините с яблочной массой.
5. Полученную массу выложите в смазанную маслом форму и выпекайте при 180 ºС до готовности.
6. Оставшийся сахар залейте небольшим количеством воды и сварите сироп.
7. Перед подачей кекс выложите из формы, нарежьте ломтиками, полейте сиропом и оформите листиками мелиссы.
Приятного аппетита!
Педагог: Чтобы приготовить торт, нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Как принято называть такую последовательность?
Ответы детей: несколько действий.
Педагог: Хорошо, еще кто-нибудь хочет добавить к ответу?
Педагог: Алгоритм.
Дети: Что такое алгоритм?
Какими бывают алгоритмы? (15 мин)
Педагог: Сейчас мы и разберем с вами, что такое алгоритм. Итак, открываем тетради и записываем.
Алгоритм - это организованная последовательность действий, понятных для некоторого исполнителя, ведущая к решению поставленной задачи
АЛГОРИТМ, В КОТОРОМ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В ЗАДАННОМ ПОРЯДКЕ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ, НАЗЫВАЮТ ЛИНЕЙНЫМ.
Линейные виды алгоритмов подразумевают построение набора команд или указаний, выполняемых в строгой последовательности друг за другом.
Основные элементы БЛОК-СХЕМЫ
Педагог: Записывает алгоритм, с пояснениями, на доске.
Дети: Записывают в тетрадь. Составить схему алгоритма, приготовление торта. (7 мин)
Педагог: При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ:
“Казнить нельзя, помиловать!” (интерактивной доске).
Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните:
Казнить нельзя, помиловать!
Казнить, нельзя помиловать! (2 мин)
Педагог: Давайте попробуем составить и исполнить несколько линейных алгоритмов (один человек работает у доски, остальные в тетради).
Педагог: ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?
Письменно выполняют дети.
1. Напиши слово МОРЕ.
2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
3. Убери 2 первых буквы.
4. Припиши слева букву О.
5. Припиши слева букву Т.
6. Припиши слева букву Ш.
МОРЕ -- ЕОРМ ---РМ---ОРМ--- ТОРМ---
ШТОРМ
Дети: (Шторм)
Педагог: КТО СЪЕЛ ТОРТ?
1. Напиши слово ТОРТ.
2. Убери третью букву.
3. Замени последнюю букву на К.
4. Прочитай слово справа налево
ТОРТ --- ТОТ --- ТОК ---
КОТ
Дети: (Кот) (5 мин)
3. Компьютерный практикум
Педагог:
Удалите из каждой строки лишнее слово.
Футбол, волейбол, хоккей,
плавание, баскетбол;
Горький,
горячий, кислый, соленый, сладкий;
Дуб,
дерево, ольха, тополь, ясень;
Секунда, час, год,
вечер, неделя;
Педагог:
Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают. (10 мин)
4.Домашнее задание
Педагог: ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой - выберите самостоятельно на выбор.
Алгоритм (на экране):
1. “Собираюсь в школу”;
2. “Собираюсь на рыбалку”;
3. “Как сделать уборку дома”.
4. Или на ваш выбор. (4 мин)
Список используемой литературы
1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. /Информатика в играх и задачах.
2. Кушниренко А.Г. и др. Информатика. — М.: Дрофа, 1998.
3. Кулаков А.Г., Ландо С.К., Семенов А.Л., Шень А.Х. Алгоритмика, V—VII классы. — М.: Дрофа, 1996.
4. Кузнецов А.А. и др. Основы информатики. — М.: Дрофа, 1998.
5. Первин Ю.А. и др. Информационная культура. Компьютер и слово, V класс. — М.: Дрофа, 1996.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики для 8 класса. Информация и ее виды
Конспект урока информатики, 8 класс. Работа со стандартными приложениями
Конспект урока информатики в 8 классе с презентацией. Информация и знания
Внеклассное мероприятие по информатике, 8 класс
Похожие статьи:
Самостоятельная работа по информатике для 8 класса. Работа с текстом и текстовым процессором
Конспект урока информатики по теме «Оперативная и долговременная Память компьютера» 7 класс