Дидактические игры для детей дошкольной группы с изучением родного (хакасского) языка
Автор: Душинина Инна Владимировна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребёнка-детский сад "Чайка".
Игра «Чазы ырлары» ("Мелодия степи")
Практическая значимость игр:
Научить ребёнка мыслить творчески не сложно, главное найти к нему правильный подход - предложить развивать разговорную речь в игровой форме. В процессе данной предложенной игры, у ребёнка формируется умение составлять рассказ по картинке, развиваются внимание, мышление, память и речь. Замки на элементах пазла, также тренируют мелкую моторику.
Развивают зрительно-пространственное восприятие, позволяют оценивать правильность выполненного задания, приучают к самопроверке и самоконтролю. Данную игру мы используем как дидактическое пособие, при ознакомлении детей с окружающим миром – например - (времена года, домашние животные, дикие животные, природа нашего региона), при обучении хакасскому языку, по темам («национальная одежда хакасов», «музыкальные инструменты хакасского народа», «жилище хакасов») также по развитию речи.
Цель:
Создание условий для развития умения детей старшего дошкольного возраста, составлять рассказ по картинке, на хакасском и на русском языках.
Задачи:
• Вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий. Наличие замков на элементах пазла, позволяет детям собирать картинки самостоятельно, в парах, также и с группой детей.
• Развивать память, речь, логическое мышление, способности к анализу, мышлению и воображению.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её, толерантное отношение к сверстникам.
Описание хода и правил игры:
Предлагаемые варианты игр рассчитаны как на одного ребенка, так и на 2 - 4 - 6 участников и более.
Очень важно проводить такие игры на положительном эмоциональном фоне, создавая её участникам ситуацию успеха.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся в путешествие, но уже по степям родной Хакасии.
Дети собирают данную картинку, рассматривают её, составляют описательный рассказ, проговаривают слова на хакасском языке. Используем игру в соответствии с тематическим планированием. Согласно темам задаются вопросы: «Какое время года на картине?», «Какая одежда на девочках?», «На каком национальном музыкальном инструменте играет девочка?», «Что вы видите на заднем плане картины», «Какое у вас настроение вызывает эта картина»?
Магнитный пазл «Юрта»
Данные пазлы, предлагаемые нами отличаются от других пазл тем, что они не обычные, а на магнитной основе и тем самым вызывают большой интерес у детей.
Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие по Хакасии, узнать по рассказам воспитателя – экскурсовода как жили в давние времена хакасы, почему жили именно в юртах, где строили свои жилища. Собрав всю картинку полностью, дети должны внимательно рассмотреть её и придумать каждый свой рассказ.
Игру можно усложнять, прибавляя количество участников, и меняя задания.
Например: «Опиши одежду мальчика или мамы», «Какие хозяйственные инструменты ты видишь на картине?», «Какие домашние животные здесь собраны», «Чем занимается мама?», «Чем занимается мальчик?» «Какая погода на картинке?», «Назови хакасские слова», «Составь предложения» и т.д.
Пазл «Прогулка»
Отправляемся с детьми на виртуальную прогулку. Собираем картинку и придумываем, рассказываем , где мы оказались. Выслушиваем варианты ответов, дети каждый комментирует свой рассказ. Задача наша как педагогов, подвести детей к тому, чтобы они сами могли составить описательный рассказ по картине.
Таким образом, дети могут увидеть и раскрыть всю глубину, весь смысл и сюжет картинки. Можно попросить детей включить воображение и сочинить то, чего совсем нет на данной картинке.
Например: «Куда дальше они пойдут на прогулку?» , «Кого там могут встретить», «Как на такие прогулки лучше ходить, пешком или на автобусе?» и т.д.
Можно усложнить, придумав другие задания для детей.
Рекомендуем посмотреть:
Игра "Что? Где? Когда?" для старших дошкольников по краеведению
Дидактическая игра по краеведению в старшей - подготовительной группе своими руками
Квест для детей и родителей подготовительной группы «Прогулка по историческим местам г. Тольятти»
Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Моя малая Родина»