Тема урока: Антонимы. Синонимы. Тематические группы слов русского языка.
Цель урока: усвоение лексических понятий – антонимы, синонимы.
Задачи:
1. Образовательная: знать определение синонимов, антонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно, пополнять свои знания.
2. Развивающая: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
3. Воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Методы: использование приёма критического мышления «Шесть шляп», словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: учебник для 5 класса, рассказ Н. Сладкова, иллюстрации с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Положительный настрой к уроку.
2. Деление на группы. Пазлы «Осенний листок».
3. Проблемный вопрос, способствующий выходу на тему урока.
4. Постановка целей урока.
Учитель: Рассмотрите рисунки. Скажите, на каком рисунке изображено начало осени. А на каком – её конец. Опишите признаки ранней и поздней сени.
II. Почему сентябрьский лес назван странным?
Рассмотрите внимательно картины.
Объясните почему “и грустно и радостно” в сентябрьском лесу? В чём заключается эта странность?
Ученик: Идут дожди. Сыро.
Ученик: Бывают и тёплые деньки.
III. Объяснение урока. Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
IV. Тренировочная работа: Приём «Цепочка признаков». Обратите внимание на слова, которые обозначают противоположные признаки: высокий – низкий, огромный – маленький, толстый – тонкий, алый – красный, бардовый – багровый, жухлый – сухая. Учащиеся друг за другом читают слова: синонимы, антонимы, омонимы.
V. Ментальная карта. Найдите в тексте слова, противоположные по значению? Учащиеся находят в текстах антонимы и указывают их в постерах, делая при этом пометки.
VI. Работа с текстом. Игра «Найди и докажи» (найти в тексте антонимы, синонимы, омонимы и докажите в предложении).
1 группе – синонимы
Багряный – багровый, красный – алый, голубой - лазурный, радостный – весёлый, зной – жара, мокрый – влажный, мчатся – бегут, падают – исчезают.
2 группе – антонимы
Жара – холод, высокий – низкий, огромный – маленький, толстый – тонкий, день – ночь, север – юг.
3 группе – омонимы
Коса (род причёски) – коса
(орудие труда), лук (огородное растение) - лук (оружие), кок (повар на судне) - кок (вихор скоком).
Учащиеся обсуждают в группах и выполняют задания, следуя требованиям приёма.
Проблема (в группах) Учитель: прочитайте внимательно рассказ Н. Сладкова «Золотой лес». Прочитайте рассказ Н. Сладкова.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер, увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно! (Н. Сладков)
VII. Использование технологии КМ «Пять шляп» по рассказу Н. Сладкова.
Ученик белой шляпе: - Вот и наступила осень.
Ученик в жёлтой шляпе: - и на опушке леса, и в глубине леса послышались птичьи голоса. …Но и в прощальных песнях слышится радость.(Н.Сладков)
Ученик в чёрной шляпе: - Это прощальные песни птиц…. Сыплет сырой осенний дождь.
До листика вымокли кусты и деревья.
Ученик в красной шляпе: - И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотанье тетерева! (Н. Сладков)
Ученик в зелёной шляпе: - Многим поэтам, писателям нравится время года – осень. Об осени много пишут стихотворений, рассказов. Посмотрите, какое чудное утро! Свежий и прохладный воздух, тёплые осенние деньки, и, конечно же, осенние дожди – всё мило душе человека!
Невольно вспоминаешь прекрасные стихотворения поэтов!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…(А.С.Пушкин).
Ученик в синей шляпе: - В сентябре синица просит осень в гости.
Увяданье и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно! (Н.Сладков).
VII. Приём «Синквейн».
1. Осень
2. нарядная, богатая
3. кормит, радует, обогащает
4. «прекрасная пора»
5. время
VIII. Игра «Кто быстрее?». Назвать прилагательные к словам «небо, солнце, земля, листья». Образуйте синонимический ряд слов. Например, небо голубое, лазурное, синее.
IX. Формативное оценивание («Сигналы рукой», «Светофор).
2. Стратегия «Блиц - контрольная».
3. Лист обратной связи.
4. Листы самооценивания и взаимооценивания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная