Конспект урока русского языка для 3 класса с презентацией на тему: "Изменение имён прилагательных по родам"
Урока русского языка, 3 класс. Разработка. Тема: "Изменение имён прилагательных по родам"
Автор:Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания» Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж" Назначение материала: предлагаю Вашему вниманию урок изучения нового материала в 3 классе по теме: «Изменение имен прилагательных по родам». Данный конспект урока может быть использован учителями начальной школы, которые работают по УМК «Школа России». Тема урока. Изменение имён прилагательных по родам. Цели: формировать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными; навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных, изменения имен прилагательных по родам. Задачи:
• закреплять умения распознавать имена существительные и имена прилагательные; определять род имен существительных и имен прилагательных;
• развивать орфографическую зоркость;
• расширять словарный запас обучающихся;
• развивать внимание и логическое мышление;
• развивать творческие способности обучающихся;
• прививать любовь, доброту к окружающему миру, к родному городу, к Родине;
• создавать атмосферу доброжелательности между обучающимися. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийная презентация, видео, аудиоматериал, индивидуальные карточки, таблицы. План урока
І. Организация обучающихся к учебной деятельности
ІІ. Актуализация опорных знаний 1.Минутка чистописания 2.Орфографическая разминка 3.Повторение ранее изученного материала о частях речи (имя существительное, имя прилагательное)
ІІІ. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности 1.Работа по таблице 2.Работа с алгоритмом
ІV.Первичное усвоение новых знаний 1.Работа по учебнику
V.Первичная проверка понимания темы урока 1. Выполнение упражнения (коллективная работа) Физкультминутка
VІ. Первичное закрепление 1.Беседа о доброте
2.Работа по таблице
3.Работа в парах «Помоги другу»
4.Секреты грамматики (работа со словосочетаниями)
5.Работа по развитию устной связной речи (работа с текстом «Мой город»)
VІІ. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)
VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
I.Организация обучающихся к учебной деятельности
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
-Садитесь.
-Всё ли на месте, всё ли в порядке? Книжка? Ручка? И тетрадка? II.Актуализация опорных знаний 1.Минутка чистописания 1)Послушайте стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо по квартире ходит доброта.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
Л. Николаенко
-Прочитайте слова, выделенные красным.
-Назовите первый звук слов «доброта», «добрый».
-Прочитайте слова, выделенные зеленым.
-Назовите первый звук слов «делами», «день».
-Какие звуки назвали? [д], [д‘].
-Какой буквой они обозначаются? (Д д)
-Какие буквы мы пропишем?
-Записали число, классная работа.
-Прописали буквы заглавную Д и строчную д.
2) Это интересно!
-А вы знаете: давным-давно в древнерусском языке эта буква называлась «добро».
-Вот эта буква. Очень красивое название. 2. Орфографическая разминка
В доме добрыми д..лами занята,
Тихо по квартире ходит д..брота.
-Прочитайте предложение. Назовите первое слово с пропущенной буквой. Какую букву напишем? Почему?
-Произнесите слово доброта. Послушаем, как звучит это слово.
-Назовите гласные звуки.
-Какую букву напишем. Почему?
-Дети, вы всегда должны помнить:
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
-Записали предложение, вставьте пропущенные буквы. 3. Повторение ранее изученного материала о частях речи (имя существительное, имя прилагательное)
-В предложении назовите имена существительные.
-Какая часть речи называется именем существительным? Приведите примеры.
-Определите род слова доброта
-Назовите имена прилагательные.
-Какая часть речи называется именем прилагательным?
-Как мы определяем род имён прилагательных?
-С какими частями речи мы будем работать на уроке? III.Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-Итак, мы сегодня будем работать с именем существительным и именем прилагательным. Ребята, впереди у нас столько интересного! Хочу, чтобы вы были любознательными, активными, внимательными. (Звучит песня Шапокляк)
1.Работа по таблице
-Что это? Ничего не понимаю!
-Я не готовила вам такое задание. Значит это Шапокляк приготовила его. Прочитайте словосочетания. Где здесь ошибки?
-Для того чтобы исправить ошибки давайте вспомним, как мы должны рассуждать.
2.Работа с алгоритмом
1.Прочитай словосочетание
2.Укажи имя существительное
3.Определи род имени существительного
4.По роду имени существительного определи род имени прилагательного
-Дети, помогите! Исправьте ошибки!
Прочитайте словосочетания. Почему неверно? Определите род существительных? Какого рода прилагательные?
-Спасибо. Вы правильно исправили ошибки. (добрый взгляд, добрая улыбка, доброе лицо)
-Одинаковые ли окончания у прилагательных?
-Что помогло определить род имён прилагательных?
-Как вы думаете, что помогло определить окончания имен прилагательных?
-Как же изменяются имена прилагательные ?
-Сформулируйте тему урока.
-Чему мы должны научиться?
IV.Первичное усвоение новых знаний 1.Работа по учебнику Работа с таблицей
-Упражнение 125 с. 73( прочитать хором правило). V. Первичная проверка понимания темы урока 1.Упражнение 126 с. 73 (коллективная работа, работа у доски) Физкультминутка (звучит песенка о доброте)
VI. Первичное закрепление 1.Беседа о доброте
-Понравилась песня? Вы заметили, что на уроке часто звучит слово доброта?
-Дети, что такое доброта?
-Какой характер у этого слова? Какое это слово?(Доброе, светлое, солнечное, радостное, приятное, красивое…)
-К какой части речи относятся эти слова? Какое окончание у этих прилагательных? К какому роду относятся эти окончания? Посмотрите, как имена прилагательные украсили слово доброта.
-А что вы представляете, когда слышите слово доброта? (Улыбка мамы, волшебный цветок, цветущий сад, пшеничное поле…)
-А я представляю нашу планету Земля… Хочу, чтобы она была красивой, доброй и мирной.
-Какой бы вы ее хотели видеть? Какой она должна быть? Подберите прилагательные. Определите род имён существительных и прилагательных.
-Какая удивительная часть речи имя прилагательное. 2.Работа по таблице (изменение имён прилагательных по родам)
-Какого рода бывают имена прилагательные?
-Расскажите о прилагательных мужского (женского, среднего) рода.
-В форме какого числа имена прилагательные не изменяются по родам?
3. Работа в парах «Помоги другу»
-Ребята, Шапокляк снова пытается помешать нам . Что же на этот раз она приготовила нам? Посмотрите на карточки. Сегодня мы так много говорим о доброте. Помогите друг другу. Прочитайте стихотворение. Выпишите словосочетания прилагательное и существительное. Допишите окончания и выделите их. Определите род имен прилагательных.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Знать мы все должны.
Солнечн.. лето
Праздничн.. ель.
Вкусн.. конфеты.
Сладкий карамель.
4.Секреты грамматики (работа со словосочетаниями).
Так, а теперь что? Эта Шапокляк совсем решила нас запутать.
Ребята, посмотрите на пары словосочетаний. Давайте прочитаем их.
-Прочитайте словосочетания, которые выписали. (назвать род)
-Почему не определили род в слове вкусные?
-А кто заметил ошибку в этом стихотворении? (сладкий карамель)
-Как правильно?
-Дети, если вы не можете определить род имени существительного, как вы должны действовать? (спросить у учителя, посмотреть в словаре).
-Допустили ли вы ошибки, узнаем, когда выполним упражнение 128, стр. 74.
-Найдите словосочетания и запишите их правильно. Укажите род имен существительных и имен прилагательных.
-Прочитайте словосочетания, которые выписали.
-Ребята, вы такие молодцы ! Я думаю, мы с вами убедили Шапокляк, что быть добрым человеком лучше, чем всё время делать зло. 5. Работа по развитию устной связной речи (работа с текстом «Мой город»)
-А сейчас я предлагаю пригласить Шапокляк в наш родной город и прогуляться по его улицам.
-Как называется наш город?
-Где он расположен? (в Донбассе) Работа с текстом
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Я иду по родн… городу.
Мне улыбнулось ласков… солнышко.
Тёпл… ветерок прикоснулся к щ..ке.
Мне хорошо и радостно.
Это – моя любим… Макеевка!
-Назовите слова, в которых пропущены буквы. Определите части речи. Укажите род имен прилагательных.
Запишите текст (проверьте себя).
-Прочитайте третье предложение. Охарактеризуйте предложение (по цели высказывания, по интонации). Укажите части речи. VII. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)
с. 72 – 73, упр. 129 VIII. Подведение итогов. Рефлексия
-Назовите тему нашего урока.
-Как же определить род имён прилагательных ?(работа с таблицей)
-Какого рода бывают имена прилагательные ? На какие вопросы отвечают?
-Продолжи предложение:
-Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Поднимите смайлик.
-А вот наша нежданная гостья! Ребята! Прочитайте!
-Спасибо за урок. Вы меня порадовали! Скажем спасибо и старухе Шапокляк за ее сложные задания. Мы узнали столько интересного.
Добро помни, зло забывай!
Презентация на тему: Изменение имён прилагательных по родам
Валентина Николаевна, здравствуйте! Какой ДОБРЫЙ урок получился! Замечательно, подробно изложен в публикации каждый этап урока, прекрасно продуман каждый шаг, подобраны такие ДОБРЫЕ примеры прилагательных и существительных! Детям интересно решать такие разнообразные задания. Тема урока ясно определена, цель и задачи выполняются. Старуха шапокляк – прекрасная деталь для привлечения внимания детей данного возраста, для лучшего запоминания материала, презентация тоже. Примите первый голос! С удовольствием и уважением, Мира.
Полностью согласна с комментариями Миры Симеунович! Действительно урок очень хороший. Валентина Николаевна имеет хорошие академические знания по предмету, а также хорошо владеет методикой, в ходе урока используются активные методы обучения, ИКТ и пр. Молодец! Спасибо!
Добрый вечер, Валентина Николаевна! Давно не работаю учителем начальных классов, но не смогла не заглянуть к вам на урок русского языка. С удовольствием, очень внимательно изучила все этапы урока. Чувствуется профессиональный подход к подготовке и проведению занятия. Вы отлично владеете методикой, используете различные приёмы, ИКТ, постоянно активизируете деятельность детей, вводите в процесс обучения сказочного героя, что побуждает учащихся с интересом изучать предложенный материал. Урок построен на слове "добро". А это благоприятная тема по воспитанию у детей доброго отношения к родному краю, к окружающему миру. На уроке создана атмосфера доброжелательности. Я рада, что в наших школах есть ещё замечательные педагоги, которые стараются привить любовь к русскому языку. Голос. Поздравляю с Новым годом и желаю отличных, грамотных учеников, удачи в конкурсе.
Здравствуйте, заглянула на урок. Столько познавательной информации. Все грамотно продумано, разложено. Русский это всегда сложно,а у вас интересно. ГОЛОС)))
Валентина Николаевна, отличная разработка! Получился образцово- показательный урок как для будущих молодых специалистов, так и для учителей начальных классов со стажем. Сквозь призму этого урока прослеживается система работы учителя по данной теме урока. Тема относится к категории сложных для детей. Но я уверенна, что используемые разнообразные формы на уроке в обязательном порядке систематизирует и совершенствует знания детей по данной теме. Спасибо за хороший, профессиональный, методически грамотный урок. ГОЛОСУЮ!!!