Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и предлогов»
Автор: Ниневская Лидия Владимировна, учитель начальных классов, МОБУ «Лицей №5», г. Оренбург.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Правописание приставок и предлогов». Данный материал будет полезен учителям начальной школы.
Тема урока: Правописание приставок и предлогов.
Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека.
Задачи:
1.Формировать четкое представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, уметь отличать предлог от приставки; продолжить работу над составом слова;
2.Развивать речь, творческое мышление, орфографическую зоркость, коммуникативные и регулятивные УУД;
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение работать в группе, слушать друг друга.
Тип урока: закрепление
Оборудование: “Русский язык. Учебник для III класса разработан по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы” (автор А.В.Полякова), индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с предложениями, слова на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Готовность к уроку.
2.Пальчиковая гимнастика.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Минутка чистописания.
По по- на на-
-Кто догадался ,что вы сейчас прописали?(
Приставки и предлоги).
Молодцы!
Что вы знаете о приставках и предлогах из прошлых уроков?
( Дети читают правило)
Предлог – это слово.
Предлоги со словами пишутся отдельно
Предлог служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся СЛИТНО.
Хорошо!
– Прочитайте предложение, записанное на доске.
(Под) солнцем (под)солнух быстро (по)дрос. (Повест., невоскл., распр., полное)
– Какой одинаковый звук слышится в начале слов: под солнцем, подсолнух, подрос?
– Дайте характеристику звуку. (согл., парный, глухой)
– Какой буквой обозначим звук [п]?
– Посмотрите, как она пишется буква Пп.
– Найдите слова с приставкой в предложении. Докажите.
– Найдите слова с предлогом. Докажите.
(Учащиеся доказывают, что между предлогом и словом можно подставить другое слово или вопрос)
2.Работа над предложением.
Запись в тетрадях . (Один ученик у доски комментирует)
А) Записать предложение, подчеркнуть главные члены, обозначить чем они выражены.
Б) Разбор слова по составу. (Подсолнух, подрос)
Оценить, выполненную работу.
-Молодцы. Хорошо!
-Кто сможет определить тему нашего урока? (Правописание приставок и предлогов).
-О чем, мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
- Дети: (о приставках и предлогах, для чего они служат, какую роль выполняют и для чего их нужно различать )
III. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы закрепим правописание приставок и предлогов, вспомним о роли приставок в слове и предлогов в речи, докажем недопустимость применения предлогов перед глаголами.
IV. Работа по теме урока.
1.Работа с учебником.
Стр.65, упр.113. Выборочное письмо.
(2 ученика у доски, остальные в тетрадях)
Индивидуальная работа на компьюторе. Работа с карточками (выполняют 3 ученика)
Прочитать.
Выписать из текста слова в два столбика :
С приставками
Сбросил
Разломился
Потерялись
Раскатились
Заливает
Высушивает
Поселились
Источили
остались
С предлогами
На землю
О землю
В траве
В стороны
В гнилушках
От гнилушек
Из берёзовой
Физкультминутка
(Музыкальная разминка для глаз. «Листья жёлтые» )
V. Закрепление.
1.Творческое задание (дифференцированное, по трём группам )
А). Задание - средняя степень сложности.
Из данных слов составь предложение. Определи части речи.
Лес …наряд…. осень … надел ...
Б). Сложность задания выше.
Опадают – (разбор слова по составу).
Листья – [звуки, буквы, слоги ]
С). Высокий уровень сложности.
Вставь нужные буквы. Разбери по составу.
(О)пустел скв...речник-
(У)л..тели птицы,
(Проверка заданий, самооценивание.)
2.Самостоятельная работа.
- Составь рассказ из 4-5 предложений из данных слов(Слайд)
(Ветер, птицы, юг, небо, лететь, в, дождь, осенью, на, пасмурно, льёт, часто, дует, и )
Рассказ детей:
Осенью птицы улетают на юг.
Небо пасмурное.
Часто дует ветер и льёт дождь.
(Оценить самых быстрых и внимательных, ответы которых были более точными)
VI. Итог урока.
МЫ УЗНАЛИ:
• Для чего нужны предлоги
• Как предлоги пишутся со словами
• Как предлог отличить от приставки
Предлог – это слово.
Предлоги со словами пишутся отдельно
Предлог служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова. Приставки пишутся СЛИТНО.
-С какой темой был связан сегодня урок?(с осенью )
- Как вы это определили?(предложения, слова, связанные с осенью, букет рябины , говорит о том ,что это время года- осень.)
Д/З. Мини-сочинение, о приметах осени.
- У вас на столах лежат кленовые листочки, напишите друг другу свои пожелания и подарите их.
- Не забудьте про наших гостей им тоже будет очень приятно получить от вас кленовый листочек с пожеланиями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе
Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное
Дидактические задания по русскому языку, 3 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»