Конспект урока по обучению грамоте (азбука) в 1 классе по теме «Стихи и проза»
Автор: Ниневская Лидия Владимировна, учитель начальных классов МОБУ «Лицей №5», г.Оренбурга.
Описание материала:
Предлагаю вам конспект урока в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Данный материал будет полезен учителям начальной школы работающим по ФГОС в 1-2 классах.
Тема: Стихи и проза
Цель: Познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи.
Задачи:
Предметные:
развивать речь учащихся, расширять словарный запас; развивать поэтическое восприятие окружающего мира, художественное восприятие произведений, развивать звуковое восприятия (чувство ритма), обогащать речь.
стимулировать развитие творческих способностей учащихся; формировать интерес к слову,
воспитывать чувства взаимопомощи и коллективизма.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
- формирование интереса к учебному материалу;
- привитие основных моральных норм поведения;
Регулятивных:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Познавательных:
- развивать навык поиска информации, используя разные источники,
- умение сравнивать и делать выводы.
Коммуникативных:
строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в паре, участвовать в диалоге.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:
“Азбука” Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец;
пособие для учащихся 1 класса “ Я читаю”;
Ход урока
Этапы урока
I.Организационный этап.Приветствие. Психологический настрой
1.Послоговая разминка. Настрой на работу. Личностные УУД.
II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Чтение стихов (учащиеся читают стихи наизусть по своему выбору).
- Чьи стихи вы хотите ещё прослушать ещё раз? Почему?
Все литературные произведения имеют две формы: стихи и проза. Запись на доске понятий: проза, стихи.
Сравните: что в них общего и чем они отличаются? (рассуждения детей)
Определение и обоснование темы урока
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
III.Работа по теме.
Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой. Вы уже выучили очень много стихов,
сумеете ли вы определить в том, что я сейчас прочитаю, где стихи, а где проза?
Чтение учителем отрывков из сказок схожих по содержанию, но разных по форме изложения: прозаической и стихотворной.
Первый отрывок:
Иван – царевич горько заплакал, помолился богу, поклонился на все четыре стороны и пошёл – куда глаза глядят. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, - попадается ему навстречу старый старичок. «Здравствуй, - говорит, - добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?» Царевич рассказал ему своё несчастье.
Второй отрывок:
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто тихонько отвернётся.
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец.
-Как же узнать, что это стихи, если только их слушать? (выслушать мнение учащихся и уточнить, что..)
В стихах есть ритм, музыкальность, в них можно передать настроение, чувства, как песня, а ещё в стихах есть рифма, но с этими особенностями мы познакомимся позднее.
РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк.(Фронтально-индивидуальная работа)
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
IV. Первичное усвоение новых знаний.
У.с.48
1. Определить вид литературного произведения
Групповая работа (карточки) см.приложение
- В чём различие текстов?
( Первое отличие – столбик и строчка. Один текст прозаический, другой – стихотворный. Стихи звучат красиво, напевно, ритмично. Ритм передаёт настроение автора, подчёркивает смысл текста.)
2.Работа с учебником с.48
- Определи рифмующиеся слова. Раздели слова на слоги.
Нога, борода, рога, города, дуга, балда.
– Чем похожи слова борода и города?
Подчеркните -оро- в словах. Запомните написание этих слов.
– Что заметили в написании слов? (Написание расходится с произношением.)
– В какой позиции (слабой или сильной) находятся эти гласные?
– Назовите слова, в которых гласные – в слабой позиции.
– Как проверить их написание?
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «города» стоит во множ. числе, остальные – в единственном числе.)
Работа в группах
Фронтально-индивидуальная работа
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
V.Динамическая пауза.
Музыкальная разминка
Выполнение движений
Личностные УУД.
VI. Первичное закрепление.
Т.Я читаю с.7
- Вспомните,ребята, как один из героев произведения Н.Носова учился сочинять стихи.
1.(Чтение отрывка из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» « Как Незнайка сочинял стихи».
2.Игра «Подбери рифму».
Стих. Д.Хармса « Очень-очень вкусный пирог».
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
2.Ребусы ТПО с.7
Фронтально-индивидуальная работа
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
IX. Рефлексия.
- Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
-Что нового и интересного вы узнали на уроке?
-Что было сложным ?
Оцените себя на лесенке успеха.
Самооценка и коррекция.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Рекомендуем посмотреть:
Обучение грамоте 1 класс
Конспект урока 1 класс "Обучение грамоте" УМК "Школа России"
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Конспект урока в 1 классе коррекционной школы
Похожие статьи:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида