Учитель: Головина Татьяна Сергеевна
Предмет: русский язык
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Класс 3
Автор учебника Н.В.Нечаева, Издательство «Учебная литература», 2012.
Продолжительность урока: 45 минут
По тематическому планированию урок № 67, №9 в разделе «Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма»
Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технологии, технология критериального оценивания.
Оборудование: учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, компьютер, интерактивная доска Activ Board, флипчарты, выполненные в данной программе, индивидуальные карточки с заданием, карточки – заготовки к составлению кластера.
Цель: Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме.
Задачи: развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы, находить глаголы неопределенной формы в тексте, самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Этапы урока |
Содержательный материал |
|
|
|
Мотивация на учебную деятельность
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|
Рисунок 1. Пословица скрыта кнопкой. Объясните смысл пословицы.
|
Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Эта пословица о трудолюбии. Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит) Нам нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе.
|
Личностные УУД: Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.
|
|
|
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? |
|
|||
Что необходимо вам делать, чтобы много знать? |
|
|||
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и умения. |
|
|||
Актуализация знаний (ситуация успеха) |
Рисунок 2. Задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы, определить число и время (текст написан на карточках)
|
Обучающиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов. Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы. |
Познавательные УУД: Решение частной задачи, применение известного способа решения Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний. |
|
В каком порядке вы будете выполнять это задание?
|
1. По вопросу определю, что это глагол 2. Подчеркну 3. Определю число 4. Определю время по вопросам. 5. Если это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род. |
Регулятивные УУД Умение планировать свою деятельность. |
|
|
Как вы думаете, трудное задание вас ожидает? |
Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов. |
Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
|
|
Какие умения проверяем?
|
Умение находить в тексте глаголы Умение определять число Умение определять время 1 Умение определять род в нужных глаголах |
|
||
|
Эту работу вы должны оценить. Давайте подумаем, во сколько баллов можно оценить это задание?
|
Умение находить в тексте глаголы 1б Умение определять число 1б Умение определять время 1б Умение определять род в нужных глаголах 1 б Итого 4 балла |
Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Умение сохранять заданную цель, сохранение познавательной цели в и регулирование в течение всего процесса выполнения. |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся в карточках |
|
||
Проверьте, пожалуйста, вашу самостоятельную оценку задания (самооценка) |
|
|
||
Проверка выполненного задания |
Перечислите все глаголы, которые вы выписали, оцените правильность выполненного задания |
Обучающиеся перечисляют глаголы, оценивают |
Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности |
|
Расскажите о каждом глаголе, оцените правильность выполненного задания |
Обучающиеся определяют грамматические признаки каждого глагола, оценивают |
|
||
Кто доволен своим результатом? |
|
|
||
Возникновение и решение проблемной ситуации (открытие новых знаний) |
Рисунок 3 Продолжите выписывать глаголы и определять грамматические признаки
|
|
Регулятивные УУД: 1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Высказывать предположения (гипотезы). Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование |
|
У всех ли глаголов вы определили время и число? |
Нет |
|
||
С каким глаголом возникла проблема? |
С глаголом нарушить |
|
||
Какое затруднение возникло? |
Не смогли задать нужный вопрос
|
|
||
Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время? |
|
|||
Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число? |
Обучающиеся высказывают предположения (гипотезы) |
|
||
Формулирование темы урока обучающимися |
Итак, сформулируйте тему нашего урока
|
Неопределенная форма глагола |
Регулятивные УУД: самостоятельное (или с помощью учителя) формулирование темы урока. Познавательные УУД: подведение под понятие
|
|
Формулирование цели урока обучающимися с помощью учителя |
Попробуйте определить цель урока |
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. |
Регулятивные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование цели урока |
|
Физминутка |
Проводится электронная физминутка. В течение всего урока обращаю внимание на осанку, положение тетради на парте.
|
Обучающиеся выполняют физминутку для глаз |
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы |
Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке? |
Думаем, что нет |
Познавательные УУД: Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Умение с с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
|
Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите. · Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
|
|
||
Прочитайте последнее предложение
|
Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
|
||
Давайте выпишем глаголы пока только из этого предложения. |
Что делать? звать Что делать? ждать Что сделать? взять Что сделать? почитать |
|
||
|
Какие вопросы ставили к этим глаголам? |
Что делать? Что сделать? |
|
|
Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании? |
В одном из них есть приставка С |
|
||
Чем похоже написание этих глаголов? Выделите его |
Все глаголы имеют суффикс -ть.
|
|
||
Вспомните, что вы знаете об этом суффиксе
|
Формообразующий суффикс, значит, в основу не входит |
|
||
Назовите грамматические признаки глаголов |
Нельзя определить |
|
||
Значит, в какой форме стоят эти глаголы? |
В неопределенной форме |
|
||
Как еще можно назвать эту форму? |
Начальная форма глагола |
|
||
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые фразеологизмы, т. е устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи. |
|
|
|
|
Рисунок 4. (За белым прямоугольником скрыт ЧЬ) Прочитайте правило по модели. |
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, имеют формообразующие суффиксы ть, ти. |
Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|
|
Рисунок 5. Задание: по иллюстрации узнайте фразеологизм, можете сразу обсуждать с соседом.
Сесть в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить Носить воду в решете – попусту тратить время. Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле. |
В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты. Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят. |
Коммуникативные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
|
|
|
Как вы думаете, зачем я вспомнила про них? |
Во всех фразеологических оборотах есть глагол в неопределенной форме |
|
|
|
Докажите |
Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу. |
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ТИ – еще один суффикс глаголов НФ)
|
Рисунок 6. Задание на классификацию глаголов по временам
|
Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму. |
Познавательные УУД: Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию, Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|
|
||||
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? |
Распределить по столбикам, по временам |
|
||
Каким умением вы здесь воспользуетесь? |
Умение задавать вопрос к глаголу |
|
|
|
|
Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку. |
|
||
|
Обучающиеся участвуют в учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в соответствии с темой. |
|
||
Какой глагол остался? |
Нести |
|
||
Что можно сказать про этот глагол? |
Этот глагол стоит в неопределенной форме. |
|
||
Чем он отличается от других глаголов в НФ? |
У него нет суффикса ть. У глагола суффикс ти. |
|
||
Может быть, это не глагол неопределенной формы? |
Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать? |
|
||
Сделайте вывод |
У глаголов НФ есть еще и суффикс ти. |
|
||
Посмотрите внимательно на слова, эти слова я взяла из одного детского произведения. Подумайте, из какого произведения? |
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» |
|
||
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ЧЬ – часть корня) |
Вспомним, за что злые волшебники превратили в стариков четверых учеников начальных классов? |
За то, что они не берегли время, а тратили его попусту. |
Личностные УУД: Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика. Познавательные УУД: 1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию. |
|
Наверное. Вы тоже можете уже оценить ситуации, когда каждая минутка дорога. Например? |
Обучающиеся приводят примеры |
|
||
Мы с вами работали с упражнением, где даны отрывки из этой сказки. Но некоторые предложения пропустили, потому что я вам сказала, что они для нас неинтересны. Так вот сегодня как раз они нам и стали интересны. |
|
|
||
Откройте учебник стр 149. Одна из целей нашего урока: развивать умение находить глаголы в неопределенной форме в тексте. Легко находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте их очень мало. |
|
|||
За минутку вам надо постараться найти эти глаголы. Каждый глагол – 1 балл. Ребята, а как быстро в таком большом тексте найти все глаголы да еще и в неопределенной форме? |
1. Глагол обозначает действие предмета. 2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс ть |
Познавательные УУД: Умение проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа. |
|
|
Сколько глаголов нашли? Оцените |
Обучающиеся называют количество глаголов в неопределенной форме. Самооценка – столько баллов, сколько ученик нашел в тексте глаголов. (Потерять, тратить, сберечь) |
Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, самооценка выполненного задания (прогностическая и ретроспективная) |
|
|
Как вы письменно докажете себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в неопределенной форме? |
Зададим вопрос |
|
||
Поднимите руку те ребята, кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние? Молодцы!!! Теперь поставьте то количество баллов, которое вы на самом деле заработали. |
Оценка обучающимися выполненного задания |
|
||
|
Какой глагол мог вызвать сомнение? |
беречь |
Познавательные УУД Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, использование алгоритмического мышления |
|
Почему? |
Нет суффикса ть. Но отвечает на вопрос глагола неопределенной формы |
|
||
Предположите, что обозначает ЧЬ? |
Обучающиеся высказали предположения (гипотезы):
|
|
||
Как докажем, что такое ЧЬ? |
Разберем по составу. |
|
||
Поработаете в парах. Разберите в этот глагол по составу и сделайте вывод. Он должен быть четким, коротким и ясным для всех.
|
Обучающиеся работают в парах. Организуется исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ – входит в корень. Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на ЧЬ. |
Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать. Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
|
|
Рефлексия
|
Давайте вспомним цель нашего урока. |
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу |
Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
|
Смогли мы достичь цели? |
Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание. |
|
||
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
|
Да, по вопросам. Суффиксам и Чь. |
|
||
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? |
У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня. |
|
||
Неопределенная форма глагола хочет поделиться с вами стихотворением |
У обучающихся обогащается словарный запас новыми терминами по теме. |
|
|
|
Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке? |
Инфинитив, глаголы неопределенной формы. |
|
|
|
Ко мне летят лишь два вопроса, Какие это два вопроса? |
Что делать? Что сделать?
|
|
|
|
Обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол» Составление кластера |
Самостоятельно составьте кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе. Рисунок 7.
|
|
|
|
Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере) |
Познавательные УУД: Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола). Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
|
||
|
Обсудите в парах свои решения |
Обучающиеся работают в парах |
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия. |
|
Обсудите в группах, постарайтесь прийти к единому решению. |
Обучающиеся работают в группах |
|
||
Итак, давайте вместе составим кластер на доске и увидим все, что мы с вами изучили о глаголе (Одна группа отвечает, а все остальные потом смогут дополнить, учитель пишет на интерактивной доске все, что говорят ученики.) |
|
Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
|
|
Посмотрите, как много мы можем уже сказать о глаголе. А теперь посмотрите в свои листочки. Сравните общий кластер и то, что вы самостоятельно написали. Оцените свои знания по этой теме, если максимальное количество 5 баллов. |
Обучающиеся оценивают свои знания по теме «Глагол» |
Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива. |
|
|
Есть такие ребята, кто поставил себе 5 баллов? Как быть тем ребятам, кто поставил себе оценку ниже? |
Обучающиеся, которые оценили свои знания ниже 5 баллов, намечают план работы по пройденной теме, что им необходимо доучить об этой части речи. |
|
||
|
Давайте вспомним цель нашего урока. |
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. |
|
|
Смогли мы достичь цели? |
Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание. |
|
||
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? |
Да, по вопросам, суффиксам и Чь. |
|
||
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? |
У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня. |
|
||
|
Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок. |
|
|
|
Рисунки можно посмотреть здесь.
1. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», Москва, Просвещение, 1991;
2. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., издательство «Просвещение», 1995г.;
3. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников не уроках русского языка» 3 класс М., издательство ВЛАДОС, 1999г.;
4. О.Е. Жиренко «Учим русский с увлечением» М., 5 за знания, 2005г.;
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку», АСТ, издательство «Астрель», 2004г.
6. Ресурсы Интернет
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»
Ольга Евгеньевна Кирюшкина # 22 декабря 2014 в 22:05 0 |
Ирина Николаевна Чакмина # 29 декабря 2014 в 20:57 0 | ||
|
Светлана Николаевна Мальская # 5 апреля 2015 в 20:18 0 |
Ирина Викторовна Карназина # 7 июня 2015 в 02:26 0 |
Елена Павловна Юдина # 29 июня 2015 в 20:03 0 |
Елена Викторовна Кочубеева # 16 июля 2015 в 16:35 0 | ||
|
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:26 0 |
Кристина Александровна Ивкина # 30 октября 2015 в 09:06 0 | ||
|
Валентина Олеговна Малиновская # 6 ноября 2015 в 19:18 0 | ||
|
Галия Муратовна Амренова # 20 января 2016 в 20:24 0 | ||
|
Татьяна Владимировна Горланова # 8 февраля 2016 в 22:45 0 |
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 14:34 0 |
Евгения Владимировна Руденко # 28 июня 2016 в 20:25 0 |
Елена Юрьевна Шеломова # 3 августа 2016 в 21:22 0 |
Любовь Леонидовна Пуленко # 2 ноября 2016 в 14:18 0 | ||
|
Евгения Геннадьевна Адамова # 20 марта 2017 в 13:20 0 | ||
|
Елена Сергеевна Овчинникова # 30 октября 2017 в 13:49 0 |
Здравствуйте! Очень понравилась ваша разработка. Грамотно составлено, увлекательно. Спасибо! |