Этапы урока
|
Содержательный материал
|
|
|
Мотивация на учебную деятельность
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Формируемые УУД
|
|
Рисунок 1. Пословица скрыта кнопкой.
Объясните смысл пословицы.
|
Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Эта пословица о трудолюбии. Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит)
Нам нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе.
|
Личностные УУД:
Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.
|
|
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
|
|
Что необходимо вам делать, чтобы много знать?
|
|
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и умения.
|
|
Актуализация знаний (ситуация успеха)
|
Рисунок 2.
Задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы, определить число и время (текст написан на карточках)
|
Обучающиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов.
Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.
|
Познавательные УУД:
Решение частной задачи, применение известного способа решения
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний.
|
|
В каком порядке вы будете выполнять это задание?
|
1. По вопросу определю, что это глагол
2. Подчеркну
3. Определю число
4. Определю время по вопросам.
5. Если это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род.
|
Регулятивные УУД
Умение планировать свою деятельность.
|
|
Как вы думаете, трудное задание вас ожидает?
|
Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов.
|
Регулятивные УУД:
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
|
Какие умения проверяем?
|
Умение находить в тексте глаголы
Умение определять число
Умение определять время 1
Умение определять род в нужных глаголах
|
|
|
Эту работу вы должны оценить. Давайте подумаем, во сколько баллов можно оценить это задание?
|
Умение находить в тексте глаголы 1б
Умение определять число 1б
Умение определять время 1б
Умение определять род в нужных глаголах 1 б
Итого 4 балла
|
Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Умение сохранять заданную цель, сохранение познавательной цели в и регулирование в течение всего процесса выполнения.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся в карточках
|
|
Проверьте, пожалуйста, вашу самостоятельную оценку задания (самооценка)
|
|
|
Проверка выполненного задания
|
Перечислите все глаголы, которые вы выписали, оцените правильность выполненного задания
|
Обучающиеся перечисляют глаголы, оценивают
|
Регулятивные УУД:
Соотносить цели и результаты своей деятельности
|
|
Расскажите о каждом глаголе, оцените правильность выполненного задания
|
Обучающиеся определяют грамматические признаки каждого глагола, оценивают
|
|
Кто доволен своим результатом?
|
|
|
Возникновение и решение проблемной ситуации (открытие новых знаний)
|
Рисунок 3
Продолжите выписывать глаголы и определять грамматические признаки
|
|
Регулятивные УУД:
1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
2.Высказывать предположения (гипотезы).
Познавательные УУД
Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование
|
|
У всех ли глаголов вы определили время и число?
|
Нет
|
|
С каким глаголом возникла проблема?
|
С глаголом нарушить
|
|
Какое затруднение возникло?
|
Не смогли задать нужный вопрос
|
|
Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время?
|
|
Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?
|
Обучающиеся высказывают предположения (гипотезы)
|
|
Формулирование темы урока обучающимися
|
Итак, сформулируйте тему нашего урока
|
Неопределенная форма глагола
|
Регулятивные УУД:
самостоятельное (или с помощью учителя) формулирование темы урока.
Познавательные УУД:
подведение под понятие
|
|
Формулирование цели урока обучающимися с помощью учителя
|
Попробуйте определить цель урока
|
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу.
|
Регулятивные УУД:
Самостоятельное выделение и формулирование цели урока
|
|
Физминутка
|
Проводится электронная физминутка. В течение всего урока обращаю внимание на осанку, положение тетради на парте.
|
Обучающиеся выполняют физминутку для глаз
|
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы
|
Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке?
|
Думаем, что нет
|
Познавательные УУД:
Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие.
Коммуникативные УУД:
Умение с с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
|
|
Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите.
· Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
|
|
|
Прочитайте последнее предложение
|
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
|
|
Давайте выпишем глаголы пока только из этого предложения.
|
Что делать? звать
Что делать? ждать
Что сделать? взять
Что сделать? почитать
|
|
|
Какие вопросы ставили к этим глаголам?
|
Что делать? Что сделать?
|
|
Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании?
|
В одном из них есть приставка С
|
|
Чем похоже написание этих глаголов?
Выделите его
|
Все глаголы имеют суффикс -ть.
|
|
Вспомните, что вы знаете об этом суффиксе
|
Формообразующий суффикс, значит, в основу не входит
|
|
Назовите грамматические признаки глаголов
|
Нельзя определить
|
|
Значит, в какой форме стоят эти глаголы?
|
В неопределенной форме
|
|
Как еще можно назвать эту форму?
|
Начальная форма глагола
|
|
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые фразеологизмы, т. е устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи.
|
|
|
|
Рисунок 4.
(За белым прямоугольником скрыт ЧЬ)
Прочитайте правило по модели.
|
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, имеют формообразующие суффиксы ть, ти.
|
Познавательные УУД:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|
Рисунок 5.
Задание: по иллюстрации узнайте фразеологизм, можете сразу обсуждать с соседом.
Сесть в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить
Носить воду в решете – попусту тратить время.
Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле.
|
В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты.
Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят.
|
Коммуникативные УУД:
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|
|
Как вы думаете, зачем я вспомнила про них?
|
Во всех фразеологических оборотах есть глагол в неопределенной форме
|
|
|
|
Докажите
|
Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу.
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ТИ – еще один суффикс глаголов НФ)
|
Рисунок 6.
Задание на классификацию глаголов по временам
|
Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму.
|
Познавательные УУД:
Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию,
Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.
Познавательные УУД:
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
|
|
|
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить?
|
Распределить по столбикам, по временам
|
|
Каким умением вы здесь воспользуетесь?
|
Умение задавать вопрос к глаголу
|
|
|
|
Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку.
|
|
|
Обучающиеся участвуют в учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в соответствии с темой.
|
|
Какой глагол остался?
|
Нести
|
|
Что можно сказать про этот глагол?
|
Этот глагол стоит в неопределенной форме.
|
|
Чем он отличается от других глаголов в НФ?
|
У него нет суффикса ть. У глагола суффикс ти.
|
|
Может быть, это не глагол неопределенной формы?
|
Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать?
|
|
Сделайте вывод
|
У глаголов НФ есть еще и суффикс ти.
|
|
Посмотрите внимательно на слова, эти слова я взяла из одного детского произведения.
Подумайте, из какого произведения?
|
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ЧЬ – часть корня)
|
Вспомним, за что злые волшебники превратили в стариков четверых учеников начальных классов?
|
За то, что они не берегли время, а тратили его попусту.
|
Личностные УУД:
Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика.
Познавательные УУД:
1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.
|
|
Наверное. Вы тоже можете уже оценить ситуации, когда каждая минутка дорога. Например?
|
Обучающиеся приводят примеры
|
|
Мы с вами работали с упражнением, где даны отрывки из этой сказки. Но некоторые предложения пропустили, потому что я вам сказала, что они для нас неинтересны. Так вот сегодня как раз они нам и стали интересны.
|
|
|
Откройте учебник стр 149.
Одна из целей нашего урока: развивать умение находить глаголы в неопределенной форме в тексте. Легко находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте их очень мало.
|
|
За минутку вам надо постараться найти эти глаголы. Каждый глагол – 1 балл.
Ребята, а как быстро в таком большом тексте найти все глаголы да еще и в неопределенной форме?
|
1. Глагол обозначает действие предмета.
2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс ть
|
Познавательные УУД:
Умение проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа.
|
|
Сколько глаголов нашли? Оцените
|
Обучающиеся называют количество глаголов в неопределенной форме. Самооценка – столько баллов, сколько ученик нашел в тексте глаголов.
(Потерять, тратить, сберечь)
|
Регулятивные УУД:
Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном,
самооценка выполненного задания (прогностическая и ретроспективная)
|
|
Как вы письменно докажете себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в неопределенной форме?
|
Зададим вопрос
|
|
Поднимите руку те ребята, кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние? Молодцы!!! Теперь поставьте то количество баллов, которое вы на самом деле заработали.
|
Оценка обучающимися выполненного задания
|
|
|
Какой глагол мог вызвать сомнение?
|
беречь
|
Познавательные УУД
Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, использование алгоритмического мышления
|
|
Почему?
|
Нет суффикса ть. Но отвечает на вопрос глагола неопределенной формы
|
|
Предположите, что обозначает ЧЬ?
|
Обучающиеся высказали предположения (гипотезы):
- Суффикс
- постфикс
- часть корня
|
|
Как докажем, что такое ЧЬ?
|
Разберем по составу.
|
|
Поработаете в парах. Разберите в этот глагол по составу и сделайте вывод. Он должен быть четким, коротким и ясным для всех.
|
Обучающиеся работают в парах. Организуется исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ – входит в корень. Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на ЧЬ.
|
Коммуникативные УУД
Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать.
Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
|
|
Рефлексия
|
Давайте вспомним цель нашего урока.
|
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу
|
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
|
Смогли мы достичь цели?
|
Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.
|
|
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
|
Да, по вопросам. Суффиксам и Чь.
|
|
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?
|
У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня.
|
|
Неопределенная форма глагола хочет поделиться с вами стихотворением
|
У обучающихся обогащается словарный запас новыми терминами по теме.
|
|
|
Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?
|
Инфинитив, глаголы неопределенной формы.
|
|
|
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Какие это два вопроса?
|
Что делать? Что сделать?
|
|
|
Обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол»
Составление кластера
|
Самостоятельно составьте кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе.
Рисунок 7.
|
|
|
|
Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере)
|
Познавательные УУД:
Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола).
Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
|
|
Обсудите в парах свои решения
|
Обучающиеся работают в парах
|
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.
|
|
Обсудите в группах, постарайтесь прийти к единому решению.
|
Обучающиеся работают в группах
|
|
Итак, давайте вместе составим кластер на доске и увидим все, что мы с вами изучили о глаголе (Одна группа отвечает, а все остальные потом смогут дополнить, учитель пишет на интерактивной доске все, что говорят ученики.)
|
|
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
|
|
Посмотрите, как много мы можем уже сказать о глаголе. А теперь посмотрите в свои листочки. Сравните общий кластер и то, что вы самостоятельно написали. Оцените свои знания по этой теме, если максимальное количество 5 баллов.
|
Обучающиеся оценивают свои знания по теме «Глагол»
|
Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний,
определять степень успешности работы.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива.
|
|
Есть такие ребята, кто поставил себе 5 баллов? Как быть тем ребятам, кто поставил себе оценку ниже?
|
Обучающиеся, которые оценили свои знания ниже 5 баллов, намечают план работы по пройденной теме, что им необходимо доучить об этой части речи.
|
|
|
Давайте вспомним цель нашего урока.
|
Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу.
|
|
Смогли мы достичь цели?
|
Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.
|
|
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
|
Да, по вопросам, суффиксам и Чь.
|
|
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?
|
У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня.
|
|
|
Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок.
|
|
|
|