Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Импрессионизм в музыке и живописи

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи» на основе принципов системно - деятельностного подхода
Тип и вид урока: комбинированный, урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.
Цели урока:
обучающая: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом;
заинтересовать обучающихся направлением в музыке и живописи - импрессионизм;
рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи;
развивающая: развить интерес к предмету, умения мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности;
мотивационная: пробудить интерес к творчеству К. Дебюсси
Задачи:
-овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности (слушания музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, в музыкально - творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий);
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно - образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью
Результаты освоения предмета:
1.Личностные
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
2.Метапредметные
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Размышлять, рассуждать и делать выводы;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
3.Предметные
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанный с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологий и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка
Характеристика деятельности учащихся:
-оценивать собственную музыкально - творческую деятельность и деятельность своих сверстников;
-защищать творческие исследовательские проекты
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Импрессионизм в музыке и живописи».
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды».
Книгопечатная продукция:
-учебник «Музыка» Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская М.:- Просвещение, 2016;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных таблиц и заданий для самостоятельной работы на уроке;
-портреты художников и композиторов – импрессионистов, художественные произведения художников-импрессионистов.
Место и роль темы в курсе:
В разделе «Музыка и изобразительное искусство» предусмотрено 18 уроков, данный урок № 14. Уровень изучения и усвоения материала – урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение: на изучение данной темы отводится 1 час.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС ООО и примерной программой основного общего образования по музыке, ориентированная на работу по учебнику Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской (М.:- Просвещение, 2016).
Организационная структура урока
N п/п Этап урока и вид деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Ресурсы
1. Организационный
Организация учебной мотивации.
Настраивание учащихся на деятельность.
Распевание, скороговорки, работа с дыханием.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению раздела «Музыка и изобразительное искусство», поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства - живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. Но чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд. (Ответы детей).
Раздел «Музыка и изобразительное искусство» продолжается темой «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель нашего урока - познакомиться с направлением искусства импрессионизмом Приветствуют учителя.
Разгадывание кроссворда.
Записывают в тетрадь: Тема:
«Импрессионизм в музыке и живописи».
Многоголосие
(в пер. греч.) - много голосов, звуков.
Импрессионизм-
направление в искусстве, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
Кадры презентации; карточки с заданиями: кроссворд; учебник с. 142
2.Повторение пройденного материала
Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках
Отвечают на вопросы учителя:
-Что такое медиатор?
-Что такое меццо-сопрано?
-Что такое орган?
-Что такое симфонический оркестр?
-Что такое симфония?
-Какой композитор сочинил много органной музыки?
-какие произведения И.С.-Баха вы помните?
-В каком государстве жил Бах?
-Имя еще какого композитора вы можете назвать, вспоминая Германию?
-Какие чувства вызывает органная музыка?
-Как вы думаете, каким характером обладал И.С.-Бах? Эстетические потребности, ценности и чувства,
эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
Кадры Презентации; учебник с. 131-141
3. Проверка домашнего задания
Исполняем песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир».
Игра «Джолт» - мысленно прочитать и выполнить задание.
Игра «Собери слово» - собрать слова из разбросанных букв
Отвечают на вопросы учителя:
-Откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает?
Исполняют песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир»;
выполняют задания: игра «Джолт»; игра «Собери слово»
Эстетические потребности, ценности и чувства,
эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию Кадры презентации; тексты песен; карточки с заданиями
4. Открытие и усвоение новых знаний
Работа по учебнику с.142-145.
Презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». Слушание сообщений учащихся.
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX- начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Его представители стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Клод Дебюсси - французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Прослушивание и анализ: К.Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды». Записывают в тетрадь:
«Импрессионизм - художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает «впечатление». Клод Дебюсси (1862-1918).
Морис Равель (1875-1937)
Сообщения учащихся об импрессионизме, о художниках и композиторах-импрессионистах.
Отвечают на вопросы учителя:
-Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»?
-Каким был характер музыки?
-Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные?
-Какие звуки вы услышали?
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка; воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
Учебник с.142-145; презентация «Импрессионизм в музыке и живописи».
К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды»
5. Закрепление новых знаний Задание на внимание «Верно ли что…»
Ответы на вопросы учителя:
-Какие направления в искусстве вы знаете?
-Как вы думаете, есть ли композиторы - импрессионисты?
-Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря?
-Как вы понимаете высказывание? «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»
-Какие чувства вызывает у вас прослушанная музыка?
Выполнение задания
«Верно ли что…»
-Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля? Он жил в Испании?
-Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века?
-Морис Равель закончил Парижскую консерваторию?
-Слово «Пейзаж» пришло из живописи или другого вида искусства?
-Слово «Пейзаж» означает изображение картины природы на рисунке или изображение неодушевлённых предметов?
-Что обозначает слово «импрессион»?
-Импрессионизм (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века? Или в другой стране и в другое время?
-П.И.Чайковский оказал огромное воздействие на творчество импрессионистов?
-Пьеса Дебюсси носит название «Солнечный свет»? Эстетические потребности, ценности и чувства,
эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию Кадры презентации
6. Рефлексия учебной деятельности Физкультминутка «Раз, два — выше голова» Участвуют в рефлексии. Отвечают на вопросы учителя:
-О ком мы говорили на занятии?
-Что нового для себя вы узнали?
-Можем ли мы сказать, что познакомились с творчеством композиторов и художников - импрессионистов?
-Что вам наиболее запомнилось?
-Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой К.Дебюсси, М.Равеля или других композиторов?
-С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?
-Что такое импрессионизм?
-Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию Кадры презентации
7. Домашнее задание
Учебник с.142-145;
записи из тетради Задают вопросы по домашнему заданию
Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью Кадры презентации;
запись в тетради названий музыкальных произведений, известных вам на пейзажную тему,
изобразить иллюстрацию к прослушанной музыке в стиле импрессионизм;
учебник с.142-145 (читать)
8. Обобщение и систематиза-ция новых знаний Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему: Сегодня мы обратились к творчеству
«музыкальных импрессионистов»- музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрели, как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.
«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.
Исполнение песни «Я возьму карандаши» Отвечают на вопросы учителя:
–Какие направления в искусстве вы знаете?
-Как вы думаете, есть композиторы-импрессионисты?
-Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря?
Исполняют песню «Я возьму карандаши»
Эстетические потребности, ценности и чувства,
эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка Кадры презентации; текст песни; учебник с.142-145
Скачать Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Импрессионизм в музыке и живописи

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки в 5 классе Конспект урока музыки. Образ Родины в прошлом и настоящем (5 класс) Конспект урока музыки - 5 класс. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда Конспект урока музыки по программе VIII вида для 5 класса автора Воронковой
Итоговый тест по музыке с ответами для 5 класса
Опубликовано: 2646 дней назад (28 августа 2017)
Просмотров: 2644
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Анна Александровна Козлова # 28 августа 2017 в 11:01 0
Работа интересная! Основная задача педагога пробудить у детей любовь к искусству, тягу к прекрасному, обогащению своего духовного мира.