Конспект виртуальной экскурсии по памятным местам города Кирова и Кировского района с детьми старшего дошкольного возраста.«Чтобы помнили…»
Автор: Прхоровская Елена Анатольевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №4 "Ромашка" Калужская область г. Киров.
Описание: Данная вертуальная экскурсия будет полезна для воспитателей детских садов, учителям младшего школьного возраста, для педагогов дополнительного образования и для родителей детей.
Назначение: Данную вертуальную экскурсию можно провести в предверии празднования Дня Победы.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с памятными местами города и района.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать обогащению познавательной и эмоциональной сферы детей.
Расширять знания детей о памятных местах нашего города и района.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать интерес к истории родного края.
Развивать познавательно-речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.
Воспитывать уважение к защитникам нашего города, к памяти павших бойцов.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Дети, вы любите совершать прогулки по улицам нашего города? Сегодня мы совершим экскурсию по нашему родному городу. Во время экскурсии мы познакомимся с памятными местами нашего города и района.
Какие памятники вы видели в нашем городе?
Как называется город, в котором мы живём?
- А как называют жителей нашего города?
- Молодцы!
На чём мы можем совершить экскурсию и заглянуть в самые отдалённые уголки нашего города?
Итак! Мы начинаем нашу экскурсию.
Дети, а вы знаете, что такое памятные места?
Воспитатель: Правильно. Давным-давно к нам пришла беда! 22 июля 1941 года германские войска напали на нашу страну. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Больше четырех лет продолжалась ВОВ. Наши солдаты, женщины и даже дети храбро сражались в боях за каждый клочок земли. Многие отдали свои жизни за то, чтобы сегодня мы жили под мирным небом. Все люди помнят погибших во всех уголках мира – в городах и селах есть священные места: обелиски и памятники, куда приходят семьями для того, чтобы почтить память героев, возложить цветы. В нашем городе и районе большое количество памятников воинам, отдавшим свою жизнь за победу.
Наш город Киров носит звание «Город воинской доблести».
Воспитатель: Наша первая остановка.
Посмотрите, что вы видите? Вы узнаёте это место? Молодцы! Почему она так называется?
Правильно, в честь Победы над фашистами эту площадь назвали «Площадь Победы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как красиво, все ухожено, чисто. Расскажите, что вы видите на Площади победы?
Воспитатель: Площадь имеет круглую форму. В центре возвышается обелиск, увенчанный орденом Победы. У подножия обелиска находится могила Неизвестного солдата – лётчика, погибшего в воздушном бою над посёлком железнодорожников. Кто знает, как называется теперь этот посёлок? Перед плитой устройство в виде пятиконечной звезды для Вечного огня. Почему всегда горит Вечный огонь?
Воспитатель: Такой огонь горит в каждом городе, в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. И днем и ночью горит огонь, и лежат свежие цветы в память о защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Самый большой Вечный огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату.
«Вечный огонь» на ветру встрепенулся –
Память о тех, кто с войны не вернулся.
Люди приходят к нему поклониться,
И о погибших в боях помолиться.
Летом, зимою, в дождик и снег
Мы у огня вспоминаем о тех,
Кто жизни сложил в самой страшной войне,
Чтоб жили мы мирно в свободной стране.
Вечная память в наших сердцах.
Память о братьях, сынах и отцах!
Память о тех, кто за мир на земле.
Остался навечно на этой войне.
Воспитатель: Посмотрите, вокруг обелиска установлено 10 пилонов. (Пилоны - это каменные прямоугольные пирамиды). На 9 – барельефы кировчан – Героев Советского Союза. Героев, которые прославили своими подвигами нашу землю, наш город, сражались смело, не жалея сил. А на десятом пилоне – изображение Золотой Звезды Героя.
Что ещё вы видите на мемориальном комплексе?
Это памятник, который установлен кировчанам – полным кавалерам ордена Славы. На нем три таблички с имена наших земляков.
А это «Поклонный крест». Он установлен в память всех погибших. Как вы понимаете слово «поклонный»? У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания. Давайте тихонько постоим и помолчим.
Перед вами памятник бывшим малолетним узникам фашистских лагерей. А вы знаете кто такие узники?
Воспитатель: Это мирные русские жители, взрослые и дети. Их угоняли фашисты в Германию, свою страну, сажали в лагеря, за колючую проволоку. Издевались, били, заставляли работать, проводили опыты над ними.
Посмотрите, что вы видите? На постаменте слева, 76-миллиметровая пушка. Из неё стреляли по фашистам наши артиллеристы, солдаты. А на правом постаменте снаряды, которыми заряжали эту пушку.
С другой стороны от центрального обелиска, находится каменная стена. На стене имеется надпись: «Слава воинам – победителям!» А это, высокая стела в виде штыка. Чем обвита стела? Что она означает? Что ещё вы видите в этой скульптурной композиции?
На торце многоэтажного дома изображена монументальная роспись на тему победы советского народа в войне с фашизмом. В дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить цветы. Особенно много здесь людей в День Победы – 9 мая.
День памяти – Победы праздник,
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов, красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец, Как дар, всё это!
Ведь это нужно нам, живым.
Воспитатель: Дети, продолжаем нашу экскурсию. В нашем городе Кирове и Кировском районе много памятников. Их воздвигли благодарные потомки в честь солдат, храбрых защитников, освобождавших наш город и погибших за нашу родную землю. Эти памятники бывают в виде стел, скульптур солдат, воинов, скорбящих матерей.
А вы знаете, что такое стела?
Воспитатель: Это каменная, мраморная, гранитная плита или столб, с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве памятного знака. Такие стелы есть в городе Кирове и Кировском районе.
Памятник «Скорбящая мать» ставят, как символ безмерного, безутешного горя матери, женщины, потерявшей самого дорогого человека на свете.Грусть и тоска витают у памятника со скорбящей, которой может быть мать, плачущая сестра, дочь, жена. Потеря родных для женщины всегда страшная беда, о которой и свидетельствует монументы с образом скорбящей женщины.
На землях далеких, в окрестностях близких
Как знаки эпохи, стоят обелиски.
Стоят у заставы, стоят у селений…
В них память и слава былых поколений
Храните их свято, по совести чтите
Героя-солдата в суровом граните.
Есть памятники в виде скульптур воинов, солдат, и их тоже много в нашем городе и районе.
Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнем.
Теперь они лежат в могилах братских
Плечом к плечу в бессмертии своем.
Уже стало традицией нашего детского сада накануне праздника «Дня Победы» возлагать цветы к памятнику в сквере имени П.Н. Самусенко и проводить акцию «Георгиевская лента».
Дорогие ребята, совсем скоро вы придете со своими близкими на главную площадь нашего города, на Площадь Победы. Вы увидите своими глазами, как жители нашего города отмечают День Победы, чествуют ветеранов Великой Отечественной войны, поклоняются героям-землякам.
А кто такие ветераны?
Очень много наших земляков не вернулось с войны. Сейчас, мало осталось и тех, кто воевал в Великой Отечественной войне. Оставшихся в живых людей, называют ветеранами, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. В День Победы все ветераны надевают свои ордена, медали, собираются все вместе, чтобы вспомнить те военные годы. Если вы ребята, увидите 9 Мая, на День Победы человека с орденами, то подойдите, поздоровайтесь, поздравьте его с праздником и скажите ему "спасибо" за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветерану будет очень приятно.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город
Конспект НОД в старшей группе
Итоговое занятие по краеведению в старшей группе
Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея